Логотип

Эрмитаж (Зимний Дворец)

Зимний дворец – одно из красивейших зданий Санкт-Петербурга. Он является ярким образцом пышного барокко – архитектурного стиля, выдающимся представителем которого был автор Зимнего дворца – архитектор Франческо Бартоломео Растрелли.
Зимний дворец занимает большой четырехугольник по берегу Невы, Миллионной улице, Дворцовой площади и Дворцовому проезду. Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Старый Эрмитаж, Эрмитажный театр и Новый Эрмитаж, выстроившись в одну линию вдоль реки Невы, образуют неповторимый городской ансамбль и являются главным фасадом северной столицы.
История возникновения и развития Эрмитажного комплекса
Вскоре после восшествия на престол Екатерина II увлеклась коллекционированием произведений искусства, её комиссионеры носились по аукционам и мастерским художников. Монаршие комиссионеры обладали не только безупречным вкусом и глубокими знаниями, но и завидной энергией. Средства на приобретения отпускались неограниченные. Русская императрица понимала, что обладание выдающимися коллекциями произведений искусства приумножает авторитет России, её величие.
Страсть Екатерины II к собирательству, откликнувшаяся в её сыне и внуках, дала превосходный результат — царские коллекции легли в основу одного из лучших музеев мира. Эрмитаж отличается необычайным разнообразием экспозиций, его фонды содержат уникальные собрания, не имеющие аналогов. Например, сасанидское серебро, коптские ткани, глиптика, свадебные итальянские сундуки, восточная и западная нумизматика в таком количестве, так полно не представлены ни в одном музее мира.
Через столетие после первых приобретений императрицы Д.В. Григорович писал:«Мало того, что Эрмитаж со всеми заключающимися в нем сокровищами невольно приподнимает чувство национальной гордости в каждом, кто в нем побывал, — он действует ещё в пользу развития вкуса и, следовательно, незримо просвещает посетителя. Удовольствие, которое дает созерцание предметов художества, всегда возбуждает желание делиться своими впечатлениями; обмен этих впечатлений не проходит даром: он зарождает в душе одно из лучших чувств — любовь к изящному и мало-помалу обращает в потребность высокие эстетические наслаждения. На просветительное влияние музеев должно обращать внимание государство. Можно сказать с уверенностью, что какие бы жертвы ни приносило государство для обогащения своих музеев, оно никогда не останется в убытке: проценты его заключаются в тех часах мирного духовного и умственного наслаждения, которое оно может дать каждый день своим гражданам».
Малый Эрмитаж
Сравнение многоликого Эрмитажа с самыми крупными музеями мира выявляет его преимущество перед ними широтой охвата человеческой деятельности во всех областях искусства, и не только искусства.Быстро растущие собрания картин, рисунков и эстампов старых мастеров, предметов прикладного искусства требовали новых помещений. Уже к 1764 году императрице в Зимнем дворце стало тесно, поэтому приступили к строительству здания Малого Эрмитажа.
Его Северный павильон, выходящий на Неву, по проекту Ж.-Б. Валлен-Деламота соорудил Ю.М. Фельтен, он же — по своему проекту — возвел Южный павильон. Второй этаж павильонов объединили галереями, между ними устроили висячий сад. Первый прием в Северном павильоне императрица устроила в 1769 году. Соседствующий с павильоном «Садик Ея Величества при Зимнем дворце» дал ему первое название — «Оранжерейный дом».В Малом Эрмитаже строительные работы завершились в 1775 году, но уже за четыре года до этого Ю.М. Фельтен приступил к сооружению здания Большого (Старого) Эрмитажа. Его возведение осуществлялось в несколько этапов и завершилось в 1787 году.
С самого начала это здание предназначалось для размещения в нем дворцовых художественных коллекций и библиотеки, собранных стараниями Екатерины II.По повелению императрицы Екатерины II в. 1789 году Дж. Кваренги приступил к возведению двух зданий, теснейшим образом связанных с главной резиденцией русских царей.В юго-западном ризалите Зимнего дворца в «немалом пространстве оного» по распоряжению императрицы Елизаветы Петровны Дж. Валериани и Ф.-Б. Растрелли соорудили театр, названный «Оперным домом». В покоях наследника престола цесаревича Павла Петровича «пиесы игрались» в «Малом феатре».

Большой (старый) Эрмитаж
Старый (большой) Эрмитаж построен в 1771–1787 годах в одну линию с Малым Эрмитажем. Он строился для размещения разросшейся художественной коллекции западноевропейских мастеров, не помещавшейся в Малом Эрмитаже.
Лоджии Рафаэля в Эрмитаже
Одновременно с Эрмитажным театром на противоположном берегу Зимней канавки Дж. Кваренги приступил к возведению корпуса Лоджий Рафаэля. Формально это была первая работа итальянского зодчего в России, так как вслед за подписанием 1 сентября 1779 года контракта он перед отъездом в Петербург произвел обмер внутренних помещений ватиканских Лоджий, расписанных Рафаэлем и его учениками в 1517- 1519 годах. Два с половиной столетия спустя Екатерина II получила в дар великолепные крашеные гравюры с изображением этого гениального творения и решила воссоздать его вблизи Зимнего дворца.Копии рафаэлевых фресок в 1778–1787 годах по заказу императрицы темперой на холстах выполнили итальянские художники Х. Унтербергер и В. Петер. За копированием наблюдал археолог, комиссионер Екатерины II И.-Ф. Рейнштейн, он же рекомендовал императрице Дж. Кваренги.
Выбор места строительства корпуса Лоджий Рафаэля пал на участок, примыкающий к зданию Большого (Старого) Эрмитажа. Осенью 1783 года приступили к разборке стоявших вдоль западного берега Зимней канавки хозяйственных построек дворцового ведомства и Кушелевского дома; строительные работы завершили лишь в 1792 году. Только закрепление холстов с копиями фресок на стенах и потолках заняло два года. Воссозданные Лоджии Рафаэля разместились на втором этаже, на первом поселились книги иностранного собрания Зимнедворцовой библиотеки. Корпус Лоджий Рафаэля, являвшийся продолжением здания Большого Эрмитажа, в середине XIX века оказался включенным в состав Нового Эрмитажа, но несмотря на это многое запроектированное Дж. Кваренги мы видим и сегодня.Джакомо Кваренги был одним из самых любимых зодчих Екатерины II, уже в 1785 году она писала М. Гримму: «Этот Кваренги делает нам восхитительные вещи; весь город уже полон его проектами. И его постройки так хороши, что лучше и быть не может».

Эрмитажный театр
Рождение внуков и разросшиеся придворные службы привели к тесноте в покоях царской семьи, и Екатерина II решила заказать Ю. М. Фельтену проект «новых для зрелищ помещений» вне Зимнего дворца. Императрица полагала отвести для этого часть площадей в здании Большого Эрмитажа, затем передумала и решила надстроить конюшни, находившиеся близ Малого Эрмитажа. Наконец взор её обратился на Лейб-кампанский корпус (бывший Зимний дворец императрицы Екатерины I). Используя стены, возведенные при Петре I, Дж. Кваренги приступил к сооружению в них зрительного зала, сцены и фойе будущего Эрмитажного театра. 16 ноября 1785 года в недостроенном здании состоялась «проба комической оперы». Строительные работы и отделка помещений завершились лишь через два года. В награду за виртуозный труд и радение Екатерина II пожаловала зодчему пожизненно ложу и квартиру в Эрмитажном театре.

Новый Эрмитаж
Новый Эрмитаж входит в комплекс эрмитажный зданий, построено в 1839–1852 годах – для размещения музейных коллекций. Если хотите, чтобы семейная пара была счастливой, нужно после бракосочетания поочередно подержаться за большие пальцы ног мощных фигур десяти гранитных атлантов украшающих фасад здания (скульптор А.И. Теребенев)
Начавший строится в 1754 году, и завершенный в 1762 Зимний дворец затмил по своему великолепию, размерам и богатству отделки все прежние дворцы Санкт-Петербурга. Растрелли задумывал Зимний дворец не только как резиденцию русских царей, но и как знак, олицетворяющий величие и силу России.
Зимний дворец интересен своей архитектурой. Его формы современны и по сей день. Зимний дворец выстроен прямоугольником с выступами по углам и внутренним парадным двором. Каждый его фасад отличается от другого, так как автором были тщательно выверены и учтены особенности окружающей местности. Проезжая по Неве на морском трамвайчике мимо Зимнего дворца, можно только удивляться, как просто и выразительно украшен поставленными друг на друга декоративными колоннами каждый простенок между окнами. Белые колонны, выстроившись в ряд, кажутся бесконечными, но как это подчеркивает вытянутость здания вдоль набережной.
Фасад, обращенный к Адмиралтейству, сильно выступающими крыльями образует открытый двор, перед которым разбит сад, который раньше был обнесен великолепной кованной железной решеткой на высоком гранитном пьедестале. Еще, более 150 лет назад, между Адмиралтейством и Зимним дворцом располагалась Дворцовая пристань, украшенная скульптурами львов и двумя порфировыми вазами из Таврического дворца. Позднее пристань перенесли несколько ниже по течению реки. Южный фасад, выходит на Дворцовую площадь, где особенно выделяется центральный портик с тремя въездными арками. Арки закрыты известными коваными чугунными воротами.
По южному фасаду Зимнего дворца белые колонны расположены группами, поставленные в два яруса, что, в отличие от северного фасада, визуально делает дворец собранным к середине строения. Фасады дворца богато украшены лепниной и скульптурой. На парапете крыши Зимнего дворца расположены статуи рыцарей, богов, нимф и вазы. Такое убранство было задумано с целью как бы растворить громаду Зимнего дворца в воздухе.
С восточной стороны к Зимнему дворцу примыкает здание Малого Эрмитажа, возведенное в 1764–1767 годах на Дворцовой набережной по проекту Ю.М. Фельтена и достроенное в 1766–1769 годах Ж.Б. Валлен-Деламотом. Оно было специально предназначено для хранения коллекций ценнейших произведений искусства, принадлежавших царской семье. Это здание подчинено Зимнему дворцу, оно повторяет высоту и горизонтальное членение последнего. Фасад Малого Эрмитажа выполнен в стиле раннего классицизма, отличающийся изысканностью архитектурных форм. Но, несмотря на иное стилистическое решение, фасад Малого Эрмитажа удачно сочетается с фасадом Зимнего дворца.
Рядом с Малым Эрмитажем расположен Старый (Большой) Эрмитаж, сооруженный в 1771–1787 годах архитектором Ю.М. Фельтеном. и выдержанный в строгих традициях классицизма. Фасад Старого Эрмитажа повторяет горизонтальное членение Зимнего дворца и Малого Эрмитажа.
В 1783–1787 годах на углу Дворцовой набережной и набережной Зимней канавки архитектор Дж. Кваренги возвел здание Эрмитажного театра, для строительства которого были использованы стены корпуса старого Зимнего дворца, построенного здесь более чем полвека назад. Кваренги подчеркнул фасад театра торжественной колоннадой, чем удачно замкнул цепь построек, идущих от Зимнего дворца вдоль набережной Невы. Его внешний облик и внутреннее убранство подвергалось изменениям в конце XVIII начале XIX века.
В 1839–1852 годах к зданию Старого Эрмитажа со стороны Миллионной улицы был пристроен так называемый Новый Эрмитаж, специально для размещения сильно разросшихся художественных коллекций, которым стало тесно в Малом и Старом Эрмитажах. Здание Нового Эрмитажа сооружалось по проекту немецкого архитектора Л. Кленце. Фасады Нового Эрмитажа оформлены с использованием мотивов и деталей античного зодчества. Его главный фасад украшен огромными фигурами атлантов, поддерживающих балкон. Скульптуры выполнены А.И. Теребеневым. Восточный фасад Нового Эрмитажа выходит на Зимнюю канавку, ее прорыли в 1718 году между Невой и Мойкой. Сжатая с обеих сторон зданиями, Зимняя канавка, имеет крутые спуски к воде и кольца для причала лодок. Через канавку переброшены гранитные горбатые мосты. Над Зимней канавкой арка, которая связывает Старый Эрмитаж с Эрмитажным театром, построенным в 1783–1787 годах по проекту архитектора Д.Кваренги. Этот замечательный уголок Петербурга напоминает Венецию и очень романтичен.
С Зимним дворцом связана жизнь всех Российских правителей и по роковой случайности революционные события в стране в 1917 году. Первый Зимний дворец был построен по велению Петра I, был он деревянный. В дальнейшем он был перестроен в каменный дворец и явился последним обиталищем Петра Великого, в котором он и скончался. Анна Иоанновна заказывает Ф.Б.Растрелли Зимний дворец. К строительству дворца приложили свою руку и Елизавета Петровна, и Петр III. Особую роль в создании Малого и Старого Эрмитажей, а так же Эрмитажного театра, сыграла Екатерина II. Новый Эрмитаж строился по приказу Николая I с целью размещения в нем российской коллекции художественных произведений.
Зимний дворец как здание, как царское жилище не имел подобного в целой Европе. Над его убранством трудились такие знаменитые личности как Ф.Б. Растрелли и братья Бельские – авторы панно с изображениями библейский сцен в Большой церкви Зимнего дворца. Внутренней отделкой занимались Ю.М. Фельтен, Ж.Б. Валлен-Деламот и А. Ринальди. Позже их работу продолжили И.Е. Стасов и Дж. Кваренги – знаменитейшие архитекторы того времени. В Тронном или Георгиевском зале стоял трон, выполненный мастером П. Ажи. Позже перед Георгиевским залом построили Военную галерею по проекту К.И. Росси, на ее стенах разместились 330 портретов генералов – участников войны 1812 года, большая часть которых написана художником Д.Доу. В восстановительных работах после пожара принимал участие А.П. Брюллов. Можно бесконечно перечислять известных творцов, которые внесли свой неоценимый вклад в возведение Зимнего дворца и Эрмитажей.
Интересна история первой коллекции, положившей начало сокровищам Эрмитажа. Екатерина II, желая создать образ хозяйки, и для услаждения взоров избранных приглашенных в духе времени приказала разместить в продольных галереях Малого Эрмитажа, имеющиеся художественный коллекции – картины, скульптуры, уборы русских царей, драгоценности и камеи. Все это делалось с целью показать Европе, что Россия может затмить блеском просвещенную Европу и именоваться европейской державой. Для этого было задумано приобретение коллекции берлинского негоцианта И.Э. Гоцковского. По одной версии он прислал ее Екатерине II в счет долга, по другой они были куплены для Екатерины II В.С. Долгоруким. 225 картин, подобранных для прусского короля Фридриха II, казна которого к этому времени была опустошена вследствие войны, попали в Россию в Большой (Старый) Эрмитаж. Коллекция состояла главным образом из картин голландских и фламандских художников. Екатерина II приобретала художественные произведения за границей, пользуясь советами и помощью самых образованных людей эпохи, среди которых были Дидье Дидро, Мельхиор Гримм, Франсуа Троншен, кроме того, специальные посредники постоянно посещали иностранные аукционы по распродаже произведений искусства.

В начало раздела "Архитектура">>>