Логотип
Издательство «МИФ»

Начало книгопечатания и печатные книги в России XVI века

Несмотря на то, что переписывание книг к концу XV в. превратилось в настоящее мануфактурное производство, рукописный способ размножения книг был недостаточно производительным и слишком трудоемким, а потому не мог удовлетворить растущий спрос на книги.

Анонимное Евангелие. Москва, 1555-1560 ггАнонимное Евангелие. Москва, 1555-1560 гг

Введение книгопечатания, по сути дела, было одним из государственных мероприятий, которые в 50–60–е гг. XVI в. проводил Иван Грозный. В послесловии к "Апостолу" 1564 г., являющимся одним из основных источников по истории начала книгопечатания в Москве, указывается несколько тому причин. Одна из них потребность в большом количестве церковных книг для вновь строящихся в Москве и других городах церквей. Особенно много книг требовалось в связи с введением христианства в завоеванной в 1552 г. Казани. Иван Грозный повелел покупать святые книги на торгу «и в святых церквах полагати». Но оказалось, что большинство книг непригодно – они были искажены «несведущими и неразумными» переписчиками и содержат ошибки, что способствует порождению ересей. Поэтому второй важной причиной была необходимость исправления «растленных» книг и создание правильных книг. Этот вопрос был поставлен на Стоглавом соборе, который постановил конфисковать неисправленные рукописи и вести цензуру. Но осуществить контроль над переписыванием книг, которое велось во многих городах и храмах русского государства, было трудно. Контроль мог быть осуществлен только при централизованном способе размножения книг. Книгопечатание, таким образом, было закреплено для обслуживания нужд церкви. Рукописные книги с середины XVI в. и в XVII столетии служили целям хранения и распространения внецерковного чтения.

С середины XVI в. правительство Ивана Грозного приступает к поиску средств и людей для организации книгопечатания. На Руси к этому времени были уже известны произведения западноевропейского книгопечатания – например, образцы изданий итальянца Альда Мануция еще в первой четверти XVI в. привез с собой Максим Грек. Были известны и другие печатные книги.

Появление первых печатных книг на славянских языках связано с именем Швайпольта Фиоля, в 1491 г. в Кракове напечатавшего кириллицей книги "Октоих", "Часослов", "Триодь цветную" и "Триодь постную" (обе "Триоди" выпущены в свет анонимно, без выходных сведений). Первая точно датированная книга на славянском языке "Апостол" была издана в г. Вильно в 1525 г. белорусским первопечатником и просветителем Франциском Скориной, основавшим там свою типографию.

Начало книгопечатания в Москве относится к середине XVI в.. Известна группа анонимных изданий, напечатанных в это время – это Евангелия, Псалтыри и др. Книги напечатаны в два цвета – черной и красной красками, графика шрифтов воспроизводит полуустав. В них нет выходных данных – времени, места, имени издателя, и они датируются 1553–1564 г.ми по бумаге, технике, сохранившимся в них записям. Техника печати этих книг весьма несовершенна.

Налаживание централизованного печатного в России дела связано с именем Ивана Федорова, дьякона одной из церквей Московского Кремля. Первая русская датированная печатная книга – Апостол, который печатали с 19 апреля 1563 г. по 1 марта 1564 г.

Иван Федоров. Азбука. Львов, 1574 гИван Федоров. Азбука. Львов, 1574 г.

По технике печати, качеству набора и оформлению эта книга стоит гораздо выше анонимных изданий. "Апостол" напечатан в два цвета – черной и красной краской, впервые использована техника двухпрокатной печати с одной формы. Кроме того, в русских печатных изданиях XVI–XVII в. использовался также и принятый во всех западноевропейских типографиях метод двухпрокатной печати с двух наборных форм. На фронтисписе "Апостола" – гравюра с изображением евангелиста Луки. В книге много изящных заставок, гравированных инициалов, 24 строки вязи. В послесловии рассказывается о создании в Москве типографии, прославляются Митрополит Макарий и Иван IV. Апостол был отредактирован, были улучшены орфография и язык.

В 1565 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец выпустили два издания "Часовника". Учебный характер и небольшой формат этого издания привели к тому, что книгу быстро зачитывали, она ветшала, и, таким образом, сохранились единичные экземпляры, по–преимуществу – в зарубежных книжных собраниях. Иван Федоров и Петр Мстиславец покинули Москву из–за обвинений в ереси, успев, однако, взять с собой матрицы, пунсоны, резные доски. Сначала они уехали в Литву, где под покровительством гетмана Г. А. Ходкевича продолжали печатать русские книги (на обороте титула этих книг помещался герб Ходкевича). В Литве в 1569 г. ими были изданы Евангелие (в котором был титульный лист с предисловием Ходкевича) и Псалтырь с Часословцем, который является очень редким изданием – сохранилось три дефектных экземпляра этой книги. В 1572 г. Иван Федоров переехал во Львов и оборудовал типографию. В 1574 г. там было осуществлено новое издание "Апостола". Кроме того во Львове Иван Федоров выпустил первую "Азбуку" – единственный известный сохранившийся экземпляр ее купил в 1927 г. С. П. Дягилев в Риме. В книге 78 страниц, украшенных заставками. Текст набран московским шрифтом Ивана Федорова. Это издание стало образцом для русских азбук, печатавшихся в последующее десятилетие. Из Львова Ивана Федорова пригласил к себе князь Константин Острожский печатать Библию на славянском зыке. На разыскание и сверку различных вариантов Библии ушло несколько лет. Там же, в Остроге, Иван Федоров издал еще одну "Азбуку" с заглавием "Начало учения детям" (экземпляр такой азбуки хранится в Королевской библиотеке в Копенагене) и два букваря (хранятся в библиотеках Кембриджа и Оксфорда). Острожская Библия вышла в 1580–1581 гг. Она состояла из 628 листов (1256 страниц), отпечатанных в два столбца шестью различными шрифтами. В ней много заставок и заглавных буквиц. Тираж Библии составлял 1000–1200 экземпляров, сохранилось около 250 экземпляров. Это была роскошная книга большого формата, обращались с нею бережно.

Иван Федоров. Азбука. Острог, 1578 гИван Федоров. Азбука. Острог, 1578 г.

После отъезда Ивана Федорова из Москвы его дело продолжили другие мастера. В 1567–1568 г. Андроник Невежа и Никифор Тарасиев оборудовали в Москве типографию, в которой в 1568 г. выпустили Псалтырь. В 1571 г. во время пожара в Москве сгорел весь Печатный двор. Типография была оборудована в Александровской слободе. Там печатались и светские книги.

По последним данным, в Москве во второй половине XVI в. было выпущено девятнадцать изданий; их тиражи, как правило, не превышали 1200 экземпляров, хотя современные исследователи предполагают, что тираж первопечатного "Апостола" составлял более 2000 экземпляров, а "Апостола", выпущенного Иваном Федоровым во Львове (1574), – не менее З000. Крупнейшие собрания первопечатных русских книг хранятся в Российской национальной библиотеке в Петербурге, в Российской Государственной библиотеке и Государственном Историческом музее в Москве. К первопечатным (старопечатным) русским книгам относят все датированные издания Ивана Федорова, его ближайших учеников и сподвижников, а также книги московской "анонимной" типографии (1553–1556). Характер оформления и материалы первопечатных и раннепечатных русских книг напрямую связаны с системой оформления рукописных книг XI–XVI в.ов. Дальнейшее развитие книгопечатания в России XVII в. способствовало появлению большого количества печатных книг, которые постепенно начинают вытеснять рукописные издания, которых, однако, в XVII в.е изготовляется достаточно много.