Коллекционирование рукописных и печатных русских книг, созданных до XVIII века
До конца XVII в. в России главными центрами собирания и хранения старинных рукописных и печатных книг были монастыри. С началом петровских преобразований уже в первой четверти XVIII в. собирание и хранение старинных книг, документов, архивных дел становится систематизированной деятельностью, регламентированной специальными государственными указами. По его распоряжению все древние рукописи, редкие книги и документы, хранившиеся в монастырях, необходимо было переписать и собрать воедино: «...во всех монастырях, епархиях и соборах прежния жалованныя грамоты и другие куртиозныя письма оригинальныя, такожде и историческия рукописныя книги пересмотреть и переписать... и те переписныя книги прислать в Сенат». Отдельные указы касались собирания старинных вещей, их обмеров и зарисовки.
Собирание старинных книг и вещей было делом не только государственным. Начиная со второй четверти XVIII в., в России появляются частные собиратели: ученый В. Н. Татищев, сенатор А. В. Олсуфьев, граф Н. П. Румянцев, граф А. И. Мусин-Пушкин, граф Ф. А. Толстой и др. В это же время, с появлением спроса на старинные книги и вещи, появляются поставщики и торговцы древностями.
Оклад Евангелия. Москва. 1499 г.
К первым русским антиквариям, торговавшим старинными рукописными книгами XI – XVI в., первопечатными изданиями, русской печатной продукцией XVII в. и рукописными книгами XVII столетия, относится Т. Ф. Большаков – основатель династии московских антикваров Большаковых, с 1791 г. торговавший древними книгами и другими предметами старины в небольшой лавочке около Кремля. По свидетельству современников, он "Церковно– Славенскую, старопечатную, четырехсотлетнюю древность» знал «как свои пять пальцев, по г.м, месяцам и числам, по шрифту, очертаниям букв, заставицам и страницам, по именам творцов и издателя, по изысканиям новейших ученых". Книготорговая деятельность фирмы Большаковых продолжалась на протяжении всего XIX в. вплоть до 1917 г..
В 1841 году в Самаре, а потом в Москве начинает свое дело П. В. Шибанов – основатель знаменитой династии антикваров Шибановых, которые продолжали торговать до 1935 г.. П. В. Шибанов интересовался старинными рукописными книгами, созданными до начала книгопечатания, и рукописями XVII в.. "Ни одной рукописи, ни одного листочка, свитка… не выпускал из своих рук не обследованными и не изученными до такой степени, что он скажет Вам о каждой исследованной рукописи, какой вариант она из себя представляет, какие есть в ней статьи, отличающие ее от известных списков, или скажет, что подобная рукопись попадается в науке впервые... О точном определении времени написания рукописи и говорить не приходится, – ошибки на 25 лет он не допускал..."
В Москве XIX в. первопечатными, раннепечатными и старинными рукописными книгами торговали антикварии П. Л. Байков (1827– 1887), по оперативности покупки и продажи не имевший себе равных, И. Л. Силин (1837– 1893) – старообрядец, известный специалист по древней иконе и старопечатной книге, и др.
Первые русские антикварии, часто не имея даже начального образования, были знатоками русских книг и владели уникальными коллекциями. Они специализировались только на продаже древних книг, созданных до начала XVIII в., предпочитая их всему остальному. Торговали они действительно редкими и ценными изданиями, которые собственноручно разыскивали, разъезжая по всей России. Эти антикварии владели небольшими стационарными лавками, где продавали и другие предметы старины: монеты, иконы, гравюры и проч. Многие из них были комиссионерами музеев, библиотек, ученых обществ или личными агентами коллекционеров, их деятельность по поиску старинных рукописей и первопечатных книг позволила сберечь сотни книг, которые стали основой собраний музеев, казенных и частных библиотек.
Евангелист Иоанн. Миниатюра Евангелия 1507 г.
Во второй половине XIX в. появляются антиквары–книжники нового типа, образованные, превосходно знавшие литературу и иностранные языки, выпускавшие подробные каталоги. Такими собирателями и торговцами старинными книгами были: И. Г. Мартынов(1840– 1889), открывший в 1878 году на Литейном проспекте в Петербурге "Антикварную книжную торговлю", В. И. Клочков (1850– 1915), выпустивший за свою жизнь 576 антикварных книжных каталогов, А. А. Астапов (1840– 1918), прославившийся разысканием и собиранием редких и ценных книг; Н. В. Соловьев (1877– 1915), издатель первых в России иллюстрированных каталогов антикварных книг и первых русских библиофильских периодических изданий ("Антиквар", "Русский библиофил") и другие. Они ездили по России, отыскивали монастырских и частных книжных собраниях старинные рукописные и печатные книги, часто, принадлежавшие известным историческим лицам. Такие книги покупали коллекционеры и библиофилы.
Антикварная книжная торговля, которая активно велась в России начиная с XVIII в., способствовала тому, что как государственные учреждения, так и частные лица, занимались собиранием старинных рукописных и печатных книг, в результате чего к началу XX в. в России сложились уникальные собрания древних русских книг. В дореволюционной России старинные рукописные и печатные книги были достаточно распространенным видом товара в антикварных и букинистических салонах, о чем свидетельствуют многочисленные книготорговые каталоги выдающихся антикваров дореволюционной России. После революции 1917 г. книжному антиквариату был придан статус национального достояния, коллекционирование и торговля старинными русскими рукописными и печатными книгами регламентировались соответствующими государственными указами и документами.
На сегодняшний день большинство из дошедших до нас древних рукописных и печатных книг хранится в государственных собраниях – архивах и библиотеках. Рукописные книги хранятся в Российском государственном архиве древних актов, Российском государственном историческом архиве, Российском государственном архиве литературы и искусства, отделах рукописей Российской государственной библиотеки в Москве и Российской национальной библиотеки в Санкт–Петербурге, а также в исторических музеях. Многие из этих книг попали в государственные собрания из личных коллекций и библиотек русских дворян и коллекционеров в результате национализации частной собственности после октябрьской революции 1917 г., или же в качестве подарков коллекционеров, принявших революцию. Гораздо меньший процент старинных русских рукописных и печатных книг находится в настоящий момент в частных собраниях. В наши дни старинные рукописные и печатные книги, созданные до XVIII в., появляются на антикварном рынке достаточно редко. Многие из них погибли еще до XV столетия, в результате пожаров, наводнений, войн. Огромное количество старинных рукописных и печатных книг было уничтожено огнем во время пожара 1812 г. в Москве и в 1862 году в Петербурге по время пожара на Апраксином рынке.
Нотный стихирарь. Первая половина, XVII века.
При покупке или продаже антикварной рукописной книги или раннепечатного издания на первое место выдвигается часто не содержание книги, а ее древность и сохранность. При отсутствии в книге даты можно попытаться установить приблизительную дату создания по событиям, упоминаемым в рукописи, или по внешним признакам: материалу, на котором написана книга, по характеру письма, переплету, характеру украшения рукописи. Опытные палеографы датируют книги, писанные на бумаге, в пределах десятилетия (в том числе – по водяным знакам), а пергаменные – с точностью до четверти столетия.
Количество сохранившихся рукописных книг невелико. К примеру, от домонгольского периода до нашего времени дошло около 200 рукописных книг, тогда как, по мнению ученых, книжные богатства Древней Руси того времени составляли приблизительно 130– 140 тысяч томов. Из многочисленных по содержанию рукописных книг более всего ценятся исторические и литературные произведения. При этом четко разделить древнерусские книги на светские и религиозные довольно трудно, единственным отличием богослужебных книг от религиозных, но использовавшихся, например, для домашнего чтения, может являться более богатое оформление. Так, например, Евангелие, Апостол и особенно Псалтырь широко использовались в Древней Руси кроме церкви и для домашнего чтения и обучения грамоте. Жития святых, апокрифы, "хождения" часто находятся "на грани" между религиозной и светской литературой.
Первопечатные и раннепечатные русские книги, изданные в XVI–XVII в., дошли до нас в очень ограниченном количестве. Так, Часовники Ивана Федорова (1565) известны в количестве шести экземпляров (первое издание – в одном, хранящемся в Королевской библиотеке в Брюсселе, второе – в пяти), Псалтырь с Часословцем (1570) – трех, самый полный находится в Англии, издания "Азбук" (1574 и 1578) – по два экземпляра, которые также хранятся за рубежом. Из 750 изданий XVII в. до сих пор не были обнаружены в отечественных и зарубежных хранилищах более 200, известных сегодня только по библиографическим и архивным источникам. Из двадцати экземпляров "Большого букваря" Кариона Истомина (1696) известны лишь два; редчайшим сегодня изданием является "Краткое обыкновенное учение с кратчайшим и лучшим растолкованием в строении пеших полков" (1699), небольшая книжечка объемом восемь страниц без титульного листа (выходные данные помещены в конце текста) – последняя светская печатная книга XVII в. и др. Внешний вид и характер оформления русских печатных изданий XVI– XVII в. во многих отношениях напоминает оформление рукописных книг.
Кроме рукописных и печатных книг встречаются комбинированные. Это печатные книги с переписанными от руки и вклеенными в текст страницами, и, наоборот, рукописные, но с печатными элементами оформления. На ценность раннепечатной книги влияют такие факторы, как ее объем, сохранность, дата создания, элементы художественного оформления, индивидуальные особенности конкретного экземпляра.