План "Ост" и карманные календари
За более чем 35 лет, отданных коллекционированию календарей, мне посчастливилось увидеть, держать в руках и, иногда, даже, приобрести в коллекцию редчайшие издания, начиная с Брюсова календаря и кончая календарями, уничтоженными по указанию советского правительства уже в наше историческое время, и, поэтому, меня уже трудно чем-либо удивить. Тем не менее, календарь, недавно попавший мне в руки, буквально поразил меня. А, вчитавшись в его содержание, я понял, что он имеет еще и интереснейшее историческое значение, некоторые аспекты которого не потеряли своей актуальности и теперь, спустя десятилетия после его издания.
Прежде всего, несколько слов об истории выхода в свет этого календаря. 22 июня 1941 г. войска фашистской Германии перешли границу СССР и уже к концу лета заняли всю территорию Прибалтики, Белоруссии и большую часть Украины. В соответствии с планом "Ост", разработанным Гиммлером и утвержденным Гитлером 15 июля 1941 года, занятые территории гитлеровское руководство рассматривало, прежде всего, как будущую продовольственную базу Германии, и с первых же дней оккупации начало эту базу возводить. Одним из подобных шагов был выпуск в Риге в конце 1941 г. "Карманного календаря крестьянина на 1942 г." (Типография "Rigner Druckerei"), предназначенного для распространения среди сельского населения оккупированных областей. В основе этой идеи лежал, по всей видимости, тот факт, что в царской России календарь являлся основным чтением русского крестьянства. Он служил и букварем, и справочником, и учебником, и развлечением. "Крестьянский календарь" был построен по тому же принципу, что и дореволюционные, с той разницей, что развлекательно-нравоучительная часть отсутствовала.
"Крестьянский календарь" представлял из себя книжку карманного формата с обозначенной на ней ценой 3 рубля = 30 пфеннигов, и состоял из трех частей: собственно календаря, месяцеслова, то-есть перечня церковных праздников и почитаемых святых для каждого дня года; разъяснения германской политики в оккупированных областях СССР в области сельского хозяйства; практических советов, частично взятых из тех же дореволюционных календарей, о чем, местами свидетельствует их лексика.
Надо сказать, автор этого календаря не разбирался ни в календарях, ни в православии. Месяцеслов представлял из себя, скорее всего, копию из старого православного календаря с добавлением скользящих церковных праздников на 1942 г., причем возникла невероятная путаница в результате смешения юлианского и григорианского календарей, так что использовать его по прямому назначению было невозможно.
Не менее интересным была вторая часть календаря. Прежде всего, объявлялось, что на территории, освобожденной от большевиков, будут организованы крестьянские общины, работа в которых будет обязательной, и целью которых будут обязательные поставки в Германию сельскохозяйственной продукции. То-есть, Германия начало с того же, с чего и советская власть, и чего последняя не успела закончить за один год ее существования в западных областях СССР - создания колхозов, ибо даже при вдумчивом прочтении я так и не смог уловить тонкого различия между советскими колхозами и предлагаемыми немцами общинами кроме их наименования. Система организации была практически полностью идентичной.
Крестьянский календарь на 1942 г.
Кроме этого, говорилось в календаре, каждая крестьянская семья получит в частное пользование надел как угодно большого размера, но с условием, что этот надел будет полностью обработан в свободное от работы в общине время. Кроме того, крестьяне могут иметь любое количество домашней скотины. И в этом, как сказано, есть главное отличие от большевистского строя. Это звучит тем более смешно, что в разделе об общинах нет ни слова о подобных отличиях, и, тем самым, немцы косвенно подтверждают параллель между общинами и колхозами. Заканчивается глава о наделах оригинально: сообщается, что земли на всех не хватит, а это значит, что наделы будут даваться только тем, кто активным трудом в общине и выдачей смутьянов-большевиков немецким властям или каким-либо иным способом докажет свою преданность новой власти.
Все это сопровождается цитатами из фюрера и фотографиями зажиточной жизни немецких крестьян, и настолько знакомо, что создается впечатление, что, поменяй местами всего несколько слов - немецкое и советское, колхозы и общины, большевики и нацисты, Сталина и Гитлера, и этот календарь можно было бы смело переиздать уже у нас, скажем, на 1946 г. Возможно, это результат того, что идеологией нацистской Германии являлся хотя и национал- но все же социализм, и тут, хочешь - не хочешь, должна применяться та же, что и у нас фразеология. Но, думаю, ближе всего к истине то, что автор "Крестьянского календаря" набил себе руку на составлении подобных брошюр-агиток где-нибудь в одном из отделений советского "Общества по распространению".
Все это интересно с исторической точки зрения, но поразил меня этот календарь совершенно иным. Сейчас в Прибалтике и Западной Украине подняли голову бывшие нацисты, объявляющие себя борцами за свободу независимой Латвии или Украины от большевизма.
Так вот, этот "Крестьянский календарь на 1942 г." - исторический документ, дающий ясный и четкий ответ на вопрос, чем являлись оккупированные области СССР с точки зрения гитлеровского руководства. Всего лишь сырьевым, и в частности продовольственным придатком Великой Германии. Календарь был издан на русском языке с православным календарем. И это при том, что подавляющая часть крестьянского населения западных территорий СССР - католики либо униаты, часто плохо говорящие по-русски. Я не знаю (а интересно было бы знать), издавались ли фашистами подобные, но уже католические или мусульманские календари, а также календари на языках народов республик СССР. Хотя вполне вероятно, что германское руководство никогда не считало эти республики независимыми и рассматривало их как старые российские провинции. При этом немцев вполне устраивала наша система колхозного строя, удобная для контроля над сельским населением, так что они, разрушив на словах, на деле начали ее воссоздавать, лишь слегка видоизменив и сменив название.
Но, может быть, этот календарь был издан только для русскоязычной части сельского населения оккупированных областей. Однако проставленный на календаре тираж говорит сам за себя: 250 000 экземпляров - при расчете один календарь на семью, тираж вполне покрывал потребности немецкой администрации для всего тогдашнего сельского населения оккупированной части нашей страны. Впрочем, немцы еще осенью рассчитывали, взяв с ходу Москву, еще до Нового года занять практически всю европейскую часть СССР.
Календарь, попавший мне в руки, сохранился чудом. Вряд ли такие календари могли сохраниться в селах, бывших на временно оккупированной территории - ведь даже за случайное хранение такого календаря можно было запросто лишиться свободы, а то и жизни. Полагаю, что отдельные экземпляры этого календаря, или подобных ему, если таковые существуют, лежат где-то в спецхранах. А значит, "Крестьянский календарь" должен найти своего исследователя.