Логотип
Издательство «МИФ»

Коллекционирование рукописных и печатных русских книг,
созданных до XVIII века

Материалы для изготовления и оформления рукописных книг на Руси с XI до XVII в.

Главным материалом для письма и изготовления рукописных книг на Руси до XIV в. был пергамен, который выделывали из кожи молодых ягнят, телят, коз и других животных. Пергамен фигурирует в самих текстах под названиями «кожа», «телятина», «харатья», «мех» и др. Технология изготовления пергамена сводилась к следующему: после тщательной промывки шкуру посыпали золой и поташом, потом очищали с двух сторон, растягивали на рамах и выравнивали пемзой. Самый тонкий и изящный пергамен получался из кожи молодых ягнят. Пергамен желтее и толще бумажного листа, в нем могут быть разрывы, зашитые нитками, и небольшие отверстия, появившиеся в процессе выделки кожи.

Кроме пергамена для письма на Руси использовали бересту, на которой процарапывали буквы костяными, металлическими или деревянными стержнями с острием на одном конце и лопаточкой на другом. Такие «писала» подвешивали к поясу и хранили в специальных кожаных чехлах.

Миниатюра Остромирова ЕвангелияЕвангелист Марк. Миниатюра Остромирова Евангелия. 1056-57 гг.

На пергамене писали чернилами, которые делали из сажи, отвара ольховой или дубовой коры. Для чернил древних русских рукописей характерен бурый оттенок. Текст писали черными чернилами, оставляя пустые места для букв и строк, которые потом выполнялись другими красками. Заголовки, инициалы, буквицы писали красной краской, отчего и происходит термин «красная строка», а также рубрика (от лат.ruber – красный). Это была киноварь оранжево–красного цвета, имеющая в составе ртуть, или сурик – красного цвета с желтоватым оттенком, содержащий свинец. Использовались и другие краски – желтая охра, лазурь, зеленая, черная, белая (свинцовые белила). В особо роскошных изданиях применяли накладное золото и, значительно реже, серебро. Орудием письма служили перья – гусиные, лебединые и даже павлиньи. Перед началом писания листы разлиновывались линейкой и цепочкой в 1, 2 столбца. Книга составлялась из отдельных тетрадей. Каждая тетрадь – из четырех сложенных вместе листов. Формат книги определялся долей листа: в лист, в пол-листа, в четверть листа. Причем, преобладали большие размеры. В парадных, торжественных изданиях пергамен или бумага специально окрашивались (тонировались), текст писался золотом или серебром.

Все рукописные книги переплетались. Переплеты изготавливали из деревянных досок, которые обтягивались кожей, реже – парчой, бархатом, атласом и другими дорогими тканями. Для предохранения переплета от порчи и для украшения поверх кожи или ткани прикреплялись металлические бляхи – «жуки», угольники, средники. Переплеты некоторых дорогих и роскошных рукописей заключали в золотые и серебряные оклады, украшенные сканью, эмалями, драгоценными и полудрагоценными камнями, жемчугом. Окладными переплетами снабжались преимущественно дорогие, роскошно оформленные подносные и вкладные книги, а также рукописи, предназначенные для использования во время богослужения, а обиходными переплетами – простые книги, применяемые в повседневной жизни. К первым русским точно датированным произведениям окладного искусства относится переплет Евангелия Кошки (1392– 1393), изготовленный из серебра и украшенный позолотой, литьем, сканью, эмалью, зернью, гравировкой (хранится в Российской государственной библиотеке в Москве). В великолепный серебряный оклад заключено Евангелие Симеона Гордого (середина XIV в.) На поверхности оклада закреплены девять серебряных пластинок с гравированными изображениями Распятия и предстоящих, херувимов и евангелистов.

Рукописную книгу создавали несколько мастеров: писец, воспроизводивший основной текст; писец, воспроизводивший киноварью вязь, подстрочные и надстрочные записи, точки и другой текст, впоследствии прописывавшийся золотом; художник, рисовавший заставки и буквицы; живописец иконный – художник, рисовавший миниатюры; златописец – мастер, покрывавший золотом заставки и отдельные участки миниатюр; златокузнец, среброкузнец и сканный мастер – ювелиры, изготовлявшие драгоценный оклад книги.

В русских рукописных книгах сменилось три типа письма: устав, полуустав, скоропись. Устав – древнейшая форма кириллического письма, при которой каждая буква выписывалась очень тщательно, буквы по своим очертаниям приближались к квадратным. Каждая буква писалась отдельно, буквы были одного размера (прописные буквы не использовались), разделения текста на слова не было. Сокращения и надстрочные знаки почти не применялись. Такое письмо характерно для русских рукописей XI–XIII в.ов. С середины XIV в. появляется более мелкий и округлый почерк – полуустав, которым писали более быстро и размашисто. В полууставе буквы не выписывались так тщательно, расстояния между буквами были неравными. Появляются слитные буквы (лигатуры) и надстрочные знаки (титла), обозначающие сокращенные слова, а также знаки ударения по греческому образцу (силы). В «сокращенных» словах отдельные буквы, преимущественно гласные, пропускались, и слово покрывалось титлом. Например, вместо «челов.» писали «члк», вместо «государь» – «гдр». В это же время в деловой переписке получает распространение скоропись, которая в XV в.е начинает вытеснять полуустав. Для скорописи характерно многообразное начертание одних и тех же букв, связанное написание соседних букв. Для ускорения письма использовалось сокращение слов, выноска букв над строкой. Группы слов и словосочетаний разделялись точками, а начиная с XV в. – запятыми; на страницах крупноформатных книг (30х20 см и более) он располагался преимущественно в два столбца, а более мелких (например, 20х15 см) – в один. В XV в.е для названий рукописей использовался особый декоративный вид письма с орнаментальными украшениями – вязь. Изучение почерков и художественного оформления книг помогает датировать многие из них и установить место их возникновения. Этим, в частности, занимается палеография.

Миниатюра из Радзивилловской летописиКирилл и Мефодий создают азбуку и переводят на славянский язык Апостол и Евангелие. Миниатюра из Радзивилловской летописи. XIII век.

Страницы рукописных книг украшались сюжетными миниатюрами и орнаментами. Перед текстом главы или крупного раздела книги помещались орнаментальные или сюжетные заставки, а после текста – такие же, но меньшего размера концовки. Кроме того, украшения размещались и на полях страниц. Особым видом декора были инициалы (от initium – начало) – украшенные заглавные буквы большого размера, начинающие текст книги, раздела, главы. Раскрашенные от руки иллюстрации в тексте или на отдельных листах получили название миниатюр от латинского слова minium – сурик, красная краска; miniatus значит «раскрашенный. Их выполняли вручную гуашью, акварелью или клеевыми красками. Рукописи, украшенные миниатюрами, назывались «лицевыми». Уже древнейшие книги – Остромирово евангелие и Изборник Святослава (1073) – имели великолепно выполненные миниатюры. В первой это изображения трех евангелистов – Иоанна, Луки и Марка, а во второй – реалистическое изображение князя Святослава с семьей (первый русский портрет!) и многочисленные знаки Зодиака.

Миниатюры иллюстрировали содержание книги, в то время как заставки, концовки, инициалы могли быть не связаны сюжетно с текстом. До середины XV в. миниатюра, развившаяся из иконописи – главного вида живописного искусства у славян, носила исключительно иконописный характер, ее отличительными чертами были статика и плоскостной характер изображения. С середины XV столетия искусство русской миниатюры начинает испытывать влияние западных рисовальщиков, в него постепенно проникают светские, в первую очередь бытовые и исторические, сюжеты. Украшения вносили часто уже после написания текста, поэтому нередко встречаются рукописные книги с незаполненными местами или черновыми набросками.

В XI–XII в. преобладал геометрический и растительный декор, на заставках и инициалах в орнамент вплетались изображения птиц, животных, людей. Фон таких заставок обычно делался золотым, преобладающими цветами являлись алый, синий и зеленый. По внешнему виду этот «византийский» орнамент напоминает перегородчатую эмаль. По времени византийский орнамент совпадает с господством уставного письма, его примерами могут служить великолепные заставки и инициалы Остромирова евангелия, Изборника Святослава, а также более поздних рукописей, например Мстиславова евангелия (приблизительно 1115–1117 г.). ВXIII–XIV в.х рукописные книги украшали орнаментами из сложных переплетений ветвей, с вплетенным в них изображениями фантастических зверей и птиц – драконов, единорогов, грифонов и др. Инициалы нередко изображались в виде фигур людей: буква «М», например, в виде двух рыбаков, тянущих сеть, буква «Р» – в виде охотника, держащего зайца и проч. Золото в это время не применяется, преобладающие цвета – сочетание синего с зеленым. Примером могут служить инициалы знаменитого Евангелия Симеона Гордого (середина XIV в.).

В XV в. книги украшали плетеные орнаменты из геометрических фигур и орнаменты из стилизованных растительных элементов.

Евангелие. Москва.1571 гЕвангелие. Москва.1571 г.

Для декора рукописных книг XVI–XVII в. характерен цветной или травной орнамент, состоящий из реалистических изображений трав и цветов (букеты в вазах, гирлянды и т. д.). Кроме того, На рубеже XV–XVI в. в русских рукописях формируется старопечатный орнамент, названный так по сходству с книжной гравюрой. В рукописных книгах такой орнамент появился еще до начала книгопечатания – это цветы и травы черные на белом фоне или белые на черном фоне.

Книги на Руси оформляли художники разного таланта и мастерства, иллюстрации нескольких Евангелий рубежа XIV–XV в. приписывают даже Феофану Греку и Андрею Рублеву, по крайней мере, их художественное влияние в этих миниатюрах присутствует. В конце XV в. на оформление книг оказала влияние школа Дионисия, а с именем его сына Феодосия Изографа связывают появление старопечатного орнамента.

Книги писали долго: «Яко радуется жених о невесте – тако радуется писец, видя последний лист», написано в послесловии к Евангелию 1164 г.а. Книги кончались послесловием, в котором писец просил читателя не осуждать его за ошибки. Многие приписки содержат наставления читателю. Во многих рукописных книгах сохранились также и приписки на полях, сделанные писцом или читателями. Такие приписки содержат сведения о владельцах книг, покупателях, цене и проч., и даже об исторических событиях. Титульного листа русская рукописная книга не знала, его роль выполнял колофон (от греч. kolophon – завершение), или послесловие – текст на последней странице рукописи, содержащий название книги, сведения о ее авторе, имени заказчика и переписчика, месте и времени переписки и т.п. Нередко в колофоне содержится и дата создания книги. Характерным элементом рукописной книги является кустод (от лат. custos, род. падеж custodis – страж) – условное обозначение порядкового номера книжной тетради кириллическими буквами, проставлявшимися на первой и последней ее страницах. Наличие кустода при отсутствии нумерации страниц в древнерусской книге давало возможность проверить полноту экземпляра при переплетении. В книгах XI–XVII в.ов для нумерации тетрадей (отдельные листы не нумеровались) использовалась буквенная система обозначения чисел, а начиная с XVIII в. – цифровая (нумероваться стали отдельные страницы). Тогда же кириллические цифры были заменены современными арабскими.

С появлением книгопечатания рукописные книги не исчезают – они продолжают создаваться в больших количествах до начала XVIII в., составляя вполне успешную конкуренцию печатной продукции. В ХIV в.е на Руси для изготовления книги начинает применяться бумага ("Поучения" Исаака Сирина, 1380–1381), которая с XVI в. становится основным материалом для письма и изготовления книг в России. Ее привозили из стран Европы и делали на русских «бумажных мельницах». Первые попытки завести свое бумажное производство в России относятся к середине XVI в., однако налаженное производство удалось создать лишь в середине XVIIстолетия. Для украшения рукописей в XVI–XVII в.х стали использовать большее количество цветов. В XVII в.е получают распространение рукописные книги, начальные листы которых были гравированы на дереве или меди. Иногда в рукописи вставляли печатные заставки, вырезанные из книг, изданных типографским способом. Со второй половины XVII в. получили распространение рукописи, украшенные барочным декором, с обилием орнаментов, содержащих изображения архитектурных и скульптурных элементов, пышных растительных мотивов и др. Рукописи богато расцвечивались киноварью и золотом. Гораздо более широкое распространение получили лицевые рукописи с миниатюрами. Над одной миниатюрой работает теперь не один художник, а несколько: знаменщик создает художественную композицию, золотописец обводит рисунок золотом, и т.д. В создании некоторых рукописей принимают участие лучшие царские изографы – Симон Ушаков, Григорий Благушин и др.


В начало раздела "Букинистика">>>