Музыка в печати
Подобно тому, как до изобретения книгопечатания книги распространялись посредством переписки, музыкальные произведения сначала копировали вручную. Только с 1473 года в европейских странах появилась новая отрасль полиграфии — нотопечатанье. В России этим изобретением стали пользоваться позже, нежели в других странах.
К середине XVIII века сформировались два равнозначных технологических процесса изготовления нотной формы для печати: набор нот с помощью отдельных литер, воспроизводивших все элементы музыкальной графики, и гравировка на металлических пластинах. Такие издания были снабжены титулами с виньетками, выполненными в великолепной граверной технике и имеющие самостоятельное художественное значение.
В России в 1679 году вышло первое нотное издание — сравнительная таблица старинных крюковых и современных линейных нотных знаков. Первой книгой с печатными нотами считается «Ирмологий», выполненный наборным нотным шрифтом во Львове в 1700 году. В царствование императрицы Екатерины II в 1772 году в Москве были напечатаны четыре издания духовной музыки: «Октоих», «Ирмолог», «Праздники», «Азбука нотного пения».
Из этого перечня видно, что основанием для их появления послужили потребности церкви, а потому финансировались издания правительством. В области светской музыки также сохранились нотные издания этого периода: пролог на коронацию императрицы Елизаветы Петровны «Clemenza di Tito» (1742 год) и опера Ф. Арайи «Селевк» (1744 год).
Заглавный лист каталога нот музыкального магазина Ю.И. Грессера. Москва, 1863
Постепенно развивалась частная музыкально-издательская деятельность. Сначала в области народной песни и учебной литературы. Так, например, уже в 1773 году в Москве был издан «Методический опыт, каким образом можно выучить детей читать музыку». Некоторые издания печатались на средства авторов, очевидно, именно так был издан сборник «Между делом безделье».
Начало частного издания авторских произведений относится также к 1773 году, когда в типографии Московского университета Христианом-Людвигом Вевером была отпечатана «Куриозная музыкальная штучка господина Шоберта». А в 1774 году Вевер начал издание нотного журнала под заглавием «Музыкальные увеселения».
В это время развивался жанр русской песни. Успех песенника композитора Трутовского побудил Петербургского книгопродавца Ф. Мейера предпринять нотное издание «Собрание наилучших российских песен» (1781 год). Он же впервые в России напечатал произведения композитора И.Е. Хандошкина.
С 1780 года нотные издания начинают появляться преимущественно в Петербурге, куда с конца XVIII века вследствие «учреждения» театральных, а затем и оперных представлений в придворных театрах перемещается центр всей музыкальной жизни России. Почти монопольное положение среди нотных издателей конца XVIIIвека заняла фирма И.Д. Герстенберга, основанная в Петербурге в 1791 году. Фирма имела собственную металлографию. Издательство выпускало произведения Прача, Козловского, Гайдна, Моцарта, альманах «Санкт-Петербургский музыкальный магазин», «Карманные книжки для любителей музыки».
Толчком к дальнейшему развитию нотоиздательской деятельности послужил указ Александра I о «распечатании» частных типографий, закрытых при Екатерине II и Павле I, и изобретение нового вида печати — литографии. Суть принципиально нового вида печати состоит в том, что отшлифованная особым способом каменная плита передает на бумагу оттиск рисунка или нот, нанесенных на поверхность камня специальной жирной литографической тушью с помощью пера или кисти.
При литографском способе печати дорогостоящая награвированная пластина оставалась в неприкосновенности, и с нее можно было делать новые оттиски для переиздания имевших успех сочинений. Награвированные доски составляли теперь основное достояние нотоиздательской фирмы, предмет купли и продажи, переходивший от одного издателя к другому.
Титул издания «Между делом безделье, или собрание разных песен»
В начале ХIХ века действовало несколько нотоиздательств, имеющих собственные магазины: Герстенберг и Дитмар, Дальмас, Пец, Бернард — в Петербурге, Рейнсдорп и Ленгольд, Кестнер, Грессер и Миллер — в Москве. Они издавали различные «школы» игры на музыкальных инструментах и учебные пособия для изучения музыки. Что касается серьезных музыкальных произведений, то в массе перепечаток сочинений иностранных композиторов иногда попадаются имена отечественных музыкантов. Так, в 1826 году фирма Пеца впервые напечатала одно из произведений М.И. Глинки.
В то время ноты печатались исключительно металлографским способом, русских мастеров не было, специалистов приходилось выписывать из-за границы. Вследствие высокой себестоимости своей продукции отечественные нотоиздательские фирмы были не способны серьезно конкурировать с иностранными издательствами, незаконно ввозившими свою продукцию в Россию. В результате выпуск отечественных изданий падал. Русские фирмы, особенно в провинции, почти не выпускали оркестровых партитур сочинений крупной формы, а ограничивались романсами, цыганскими песнями, танцевальной музыкой.
Главным нотоиздателем этого времени, бесспорно, был Хурскалин. Его фирма «Одеон» выпустила большинство произведений М.И. Глинки, включая оперы «Жизнь за царя» и «Руслан и Людмила».
Только с середины 50-х годов началась коммерческая нотоиздательская деятельность в России. Издательства Деноткина, Пеца, Хурскалина («Одеон») вместе со всем фондом награвированных досок были поглощены петербургской нотоиздательской фирмой Ф.Т. Стелловского. В 80-е годы XIX века весь издательский фонд Стелловского перешел к фирме А. Гутхейля.
Демократическое движение 60-х годов породило в России издателя нового типа — пропагандиста русской музыки. В 1861 открыл издательство в Москве П.И. Юргенсон (известный как издатель произведений П.И. Чайковского), а в 1869 году в Петербурге — В.В. Бессель (главный издатель произведений композиторов «Могучей кучки»). Оба много сделали для популяризации в России и Европе лучших произведений русских композиторов и заслуживают отдельного рассказа о своей деятельности.
Заглавный лист издания Ф. Мейера «Шесть старинных русских песен И. Хандошкина». Санкт-Петербург, 1786
Нельзя не вспомнить издателя-любителя М.П. Беляева, бросившего лесопромышленное дело ради общественно-музыкальной деятельности. В 1885 году он основал фирму «М.П. Беляев в Лейпциге», так как гравировку и печать осуществлял в лучшей лейпцигской нотопечатне Редера. Вокруг Беляева объединились композиторы: Н.А. Римский-Корсаков, А.К. Глазунов, А.К. Лядов. Беляев не только издавал произведения известных и начинающих композиторов, он устраивал концерты, назначал ежегодные «Глинкинские премии», а свое состояние завещал музыкальным организациям России.
К началу ХХ века нотопечатание стало прибыльным делом благодаря удешевлению воспроизводства нот и росту спроса на них. Во многих городах появились новые издательства, которые открывали предприимчивые купцы, торговавшие нотами, а также вошедшими в моду граммофонами и пластинками. Старую поговорку Бесселя «Все хорошо, что талантливо» сменил принцип «Все хорошо, что модно». Даже крупные фирмы начали издавать посредственную музыку. Только издательства Юргенсона, Гутхейля, Иогансена, Циммермана продолжали традиции издателей конца XIX века.
Конкурентная борьба повлекла за собой снижение выпуска нот крупнейшими фирмами. По официальным данным, за 1911–1912 годы на первом месте по количеству выпущенных наименований (418) и общему тиражу (262 000 экземпляров) стояло издательство Юргенсона. На втором месте — издательство Циммермана (220 и 128 000 соответственно), затем — Гутхейля, Давингофа.
1 декабря 1918 года декретом Совета Народных комиссаров РСФСР, подписанным В.И. Лениным, А.В. Луначарским и В.Д. Бонч-Бруевичем, музыкальные издательства, нотопечатни и склады нот были национализированы и переданы в ведение Народного комиссариата просвещения. Начался новый этап в истории нотного дела в России.