Логотип
Издательство «МИФ»

На пороге великих потрясений

Сатира на Манифест 17 октября 1917И. Грабовский, Н. Шебуев. К сему руку приложил генерал Трепов. 1905. Сатира на Манифест 17 октября 1917

Первые образцы газетно-журнальной графики относятся к XVI–XVII векам — периоду становления периодической печати как средства массовой коммуникации. Являясь одним из наиболее доступных и наглядных видов творчества, этот жанр имел и имеет широкое распространение в разных странах и пользуется особым вниманием общества в периоды политической напряженности. Так было в Европе и Америке, то же произошло и в России в период назревания первой российской революции 1905–1907 годов.

Начиная с XVII века в России распространялись сравнительно дешевые графические изображения происходящих в стране событий и иллюстрации к зарубежной хронике. Материалом для гравюр служило дерево — лубок. Простота и дешевизна лубка способствовали его популярности в народной среде. С другой стороны, запреты на открытые высказывания и изображение многих событий российской действительности приводили к тому, что такие иллюстрации распространялись нелегально или привозились из-за границы.

Накануне событий 1905 года царское правительство, пытаясь ослабить напряженность в стране, наряду с другими мерами издает указ (от 14 декабря 1904 года), смягчающий цензурные ограничения и разрешающий выпуск различных массовых периодических изданий. В указе говорилось, что «из действующих положений о печати устраняются излишние стеснения, чтобы поставить печатное слово в пределы, соответствующие успехам просвещения» и допускающие «возможность выступать правдивым выражением различных стремлений на пользу России».

Быстрая смена событий в стране, возможность использования мощного полиграфического оборудования и растущая потребность в критической информации определили невиданный для России спрос на печатное слово. В этой связи бум политической сатиры следует рассматривать как проснувшуюся в народе жажду самовыражения. Страницы журналов и иллюстрированных приложений к газетам, открытки и лубки превратились в трибуны, с которых обличалось самодержавие.

Прямая сатира на дом Романовых и их родовой гербИ. Билибин. Сиятельный осел в 1/20 величины. 1906. Прямая сатира на дом Романовых и их родовой герб

В их создании принимали участие известные сотрудники, редакторы, художники-графики и живописцы, молодые и уже маститые авторы, поэты и писатели. В июне 1905 года в Петербурге появилось первое издание этого жанра — журнал «Зритель», который издавался и в значительной части иллюстрировался популярным графиком Юрием Арцибушевым. Его предшественники — журналы «Стрекоза» и «Осколки» — конечно, не могли позволить себе тех вольностей, которые появились в период революции.

Первые осторожные сатирические уколы «Зрителя» вызвали острое беспокойство властей, и уже осенью журнал был закрыт. Однако его популярность породила множество имитаций. Вслед за «Зрителем» в столице, Москве и провинциальных городах появляются сотни сатирических журналов. Только в Петербурге осенью 1905 года выходило более 200 сатирических журналов. Вот названия некоторых из них: «Жупел», «Пулемет», «Адская почта», «Дикарь», «Леший», «Маски», «Борцы», «Сатира», «Серый волк», «Сигнал», «Спрут». Возобновляется издание «Зрителя» и «Стрекозы».

Зачастую журналы вынуждены были прекратить свое существование из-за нападок цензуры. Редакциям приходится публиковать дополнительные рисунки и тексты из опасения быть отклоненными цензурой. Однако перечень мер, предпринятых против сатирических журналов, был гораздо более широким. Сотрудники часто подвергались судебным преследованиям. Так, Корней Иванович Чуковский вспоминает, как в надежде выяснить место судебного разбирательства позвонил в суд и узнал, что дело назначено к слушанию в зале № 5, потому что в залах № 2 и 3 уже слушаются аналогичные дела. Следует отметить, что Чуковский был приговорен к одному году тюремного заключения за редактирование журнала.

Орел-оборотень, или Политика внешняя и внутренняяЗ. Гржебин. Орел-оборотень, или Политика внешняя и внутренняя. 1905. Злая сатира на государя и основной символ России — государственный герб

Очевидно, что при массовом характере издательской деятельности такое наказание носило не единичный характер. Самые неожиданные образы вызывали бурную реакцию у читателей сатирических журналов. Например, изображения ослов или слонов в сознании людей трансформировались в образы царской семьи, придворных генералов и полицейских. Это всеобщее осмеяние касалось даже безобидных распоряжений об изменениях в форме государственных служащих и правил провоза личных вещей в транспорте. Цензура была так напугана этой «эпидемией» всеобщего осмеяния, что запретила публикацию портрета Николая II в номере, посвященном тезоименитству царя. Кроме того, в Царском Селе, резиденции императора, была запрещена продажа журналов с обложкой красного цвета, поскольку считалось, что она напоминает цвет революционного знамени.

Опыт приобретали обе вовлеченные в конфликт стороны. Художники и редакторы иллюстрированных журналов создавали все новые графические образы и тексты, увязанные с революцией, критикующие царских бюрократов и неудачи во внутренней и внешней политике. Многие из них вошли в золотой фонд отечественной графики, став неотделимой частью культурного наследия страны. Среди таких работ обложки сатирических журналов, работы известных художников — В. Серова, И. Билибина, М. Добужинского, Б. Кустодиева, Н. Шебуева, С. Чехонина, И. Бродского. Признанными шедеврами русской графики, возникшими благодаря революционной сатире, являются карикатуры И. Грибовского и Н. Шебуева «К сему руку приложил генерал Трепов», И. Билибина «Осел в 1/20 натуральной величины», рисунки Б. Кустодиева и М. Добужинского, посвященные образному осмыслению усмирения декабрьского восстания в Москве, серия шаржированных портретов К. Победоносцева, Ф. Дубасова, В. Плеве и других царских приближенных, работы Б. Кустодиева и З. Гржебина, впервые открыто появившиеся в прессе портреты вождей и участников революции — К. Маркса, Ф. Энгельса, К. Либкнехта.

Гамаюн — вещая птица (Союз рабочих депутатов)М. Михайлов. Гамаюн — вещая птица (Союз рабочих депутатов). 1906. Реплика известной картины Васнецова

Это одна из замечательных страниц истории нашего изобразительного искусства. К данному периоду можно с полным правом отнести слова одного из крупнейших французских историков XIX века Жюля Мишле: «Рисунок художника порой имеет такое же значение, как и тысяча выстрелов с баррикад».

Революция 1905–1907 годов стала поворотной точкой фундаментального переосмысления русского революционного контекста — временем создания новых взглядов и стратегий, которым суждено было повторяться в других странах и других исторических эпохах. Для мира новое столетие началось русской революцией.