Дагеротипия. С чего все начиналось
7 января 1839 года на заседании Парижской Академии наук было сообщено об изобретении Луи Жака Манде Дагера и Жозефа Нисифора Ньепса - при помощи камеры-обскуры им удалось получить изображение на светочувствительном слое.
Для первооткрывателей была установлена государственная пенсия, а само изобретение было решено подарить народам мира от имени Франции.
Так было заложено основание всемирной индустрии, произведения которой в настоящее время составляют самостоятельное направление в российском коллекционировании. Работы последователей и продолжателей дела Дагерра и Ньепса, фотографов рубежа XIX-XX веков присутствуют в ассортименте почти любого антикварного или букинистического магазина.
Переход от теоретического освоения открытия к его практическому использованию оказался молниеносным. Уже через несколько лет во всех крупных городах Европы появились дагерротипии (от имени Л. Ж. Дагера и греч. týpos - отпечаток, изображение). В России на новое западное изобретение отреагировали сразу же. Из Петербурга в Париж был командирован член-корреспондент Петербургской академии наук - И.Х.Гаммель. В августе 1839 года от него получили отчет — дагеротипный аппарат с подробным описанием «метода».
Для съемки прежде всего подготавливали серебряную или посеребренную металлическую пластину: очищали поверхность от посторонних частиц, натирали ее до зеркального блеска, а затем подвергали химической обработке парами йода. Готовую пластину помещали в камеру-обскуру (от лат. obscurus — тёмный), через объектив которой на нее проецировалось изображение. Время экспозиции поначалу составляло 20—25 минут. Сразу же после изъятия из камеры пластину проявляли парами ртути и промывали дистиллированной водой. Непременным условием для съемки было наличие света. Результатом столь сложного процесса был единственный экземпляр изображения. В этом еще одна уникальная особенность дагеротипа. Для изготовления копии или реплики приходилось повторять съемку заново — от начала до конца. Позитивные снимки, полученные таким путем, были весьма капризны, легко стирались, и для лучшей сохранности их предлагалось вызолачивать.
В числе первых отечественных дагеротипистов - профессионалов был А.Ф.Греков. Весной 1840 года через «Московские ведомости» он объявил об открытии портретного ателье. Он начал с продажи дагеротипных аппаратов собственной конструкции. Одновременно Греков стал продавать недорогие посеребренные медные и латунные пластины, тоже собственного изготовления, на основе способа гальванопластики Б.С.Якоби. По его мнению, все эти усовершенствования позволяли осуществлять съемку без малейшего труда: «стоит... только навести на желаемый предмет камеру-обскуру, вложить дощечку, посидеть несколько минут сложа руки, и Вы получите рисунок, который после того нужно только подвергнуть действию паров (труд, не требующий собственных хлопот, — его можно поручить слуге)». Однако ранние работы Грекова оказались неудачными: изображения получались невыразительными и нестойкими. Чтобы закрепить картинку, Греков разработал способ золочения, опередив в этом французского ученого И.Физо. В ноябре 1840 года на заседании Парижской Академии наук было заслушано сообщение М.Дарбеля о грековских опытах и рассмотрены образцы работ. Метод и его практическое использование были одобрены. Желая вернуть репутацию настоящего «профессионала», дагеротипист поместил в «Московских ведомостях» объявление об изобретенном способе золочения и предложил всем желающим прислать выполненные им ранее работы для закрепления изображения («всего за 75 к. сер.»).
Время от времени дагеротиписты ездили в Западную Европу, чтобы почерпнуть новейшие знания и приобрести технику, высокочувствительные пластины, модные паспарту. Творчески осмыслив полученные на Западе знания, С. Левицкий, наш соотечественник, по-своему усовершенствовал процесс съемки и обработки пластин. В 1851 году на выставке в Париже он получил за дагеротипные портреты золотую медаль. Это было первое международное признание заслуг фотографа из России. Отечественные мастера, более или менее способные конкурировать с иностранцами, появились в 1850-е годы, но по-настоящему они заявили о себе на российском фотографическом рынке лишь десять лет спустя.
С годами изображения приобретали все большую отчетливость, композиции - выразительность, позы - непринужденность. Основным преимуществом снимка оставался его документальный характер. Сходство изображения с оригиналом было едва ли не главным критерием в оценке работы мастера.
В середине XIX века жанр портретной дагеротипии достиг расцвета. Между тем еще с конца 1840-х годов постепенно осваивалась разработанная Скоттом Арчером техника мокроколлодионного процесса, который позволял получать негативные изображения на стеклянных пластинах и размножать с них контактным способом позитивные бумажные отпечатки. В основе процесса лежали эксперименты Уильяма Генри Фокса Тальбота.
У нового способа съемки и печати были перед дагеротипией неоспоримые преимущества, отсутствие зеркального эффекта изображения и специфического блеска, возможность увеличения в процессе печати количества получаемых снимков и их размеры и пр.
До 1860-х годов дагеротипы и бумажные отпечатки существовали параллельно.
Неудивительно, что ранние фотографии сохранили эстетику, характерную для дагеротипов. В 1840—1850-е годы были созданы великолепные произведения светописи. Свидетельство тому - сохранившиеся до наших дней экземпляры. Документальный характер дагеротипных портретов ставит их в особое положение в ряду разнообразного иконографического материала.
На сегодняшний день сохранилось крайне небольшое количество дагеротипных аппаратов. Один из них, созданный в год изобретения - 1839 в Париже фирмой Susse Frères, был выставлен на аукционе 26 мая 2007 года в Вене. Самая старая камера была найдена на чердаке частного дома в Германии, и весит около 5-6 кг. Аукцион организовала художественная галерея Westlicht. Стартовая цена камеры составила $132.000, однако, камера была куплена неизвестным покупателем за 576.000 евро.
С появлением более совершенных методик понятие «дагерротип» вышло изупотребления и окончательно уступило место «фотографии», или, как этот термин перевели в России, «светописи».