Логотип
Интернет-магазин Алёнка

Гуслицкая икона 

Гуслицы - известный старообрядческий центр на юго-востоке Московской области, район компактного проживания староверов, большинство из которых признавали священство (поповцы). Свое название эта местность получила от имени древнего волостного села Гуслица, которое упоминается уже в XIV веке в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты. В среде старообрядцев, осевших на территории Гуслицкого края после церковного раскола, сложилась самобытная художественная культура. В ее становлении немалую роль сыграл тот факт, что в середине XIX века Гуслицы стали одним из духовных центров белокриницкого согласия в России. Здесь переписывали книги, которые украшали знаменитой «гуслицкой» росписью, работали мастерские медного литья, производившие кресты, иконки, складни, делали настенные листы с лубочными картинками разнообразного содержания, писали иконы.

Хорошо известны и достаточно исследованы гуслицкая книжная культура, медное литье и лубок, имеющие свои специфические особенности, отличающие их от произведений других старообрядческих центров, например Поморья. Что касается иконописи, то она остается наименее изученным явлением в художественном наследии Гуслицкого края. Антиквары и коллекционеры к Гуслицам в лучшем случае относят памятники довольно примитивной живописи позднего XIX века, написанные в основном на темном фоне, хотя гуслицкие иконы, как нам кажется, гораздо разнообразнее и ярче по своим художественным особенностям, и среди множества произведений «гуслицкого письма» XIX столетия можно вычленить ряд стилистических направлений.
На наш взгляд, к гуслицкой иконе относится все многообразие памятников, созданных в этом регионе, который охватывает исторически сложившуюся область, включающую собственноГуслицы и такие соседние старообрядческие районы, как Вохна, Загарье, Егорьевск и Патриаршина. Что же касается выявления стилистических различий между произведениями этих центров, то пока оно нам кажется преждевременным.
Поскольку Гуслицы расположены в непосредственной близости от владимирских иконописных сел, известного художественного центра Нового времени, безусловно, они, и прежде всего Палех, оказали большое влияние на формирование стиля гуслицких иконописцев. Так, палехские иконы пользовались большим спросом среди зажиточных старообрядческих семей, поэтому и неудивительно, что гуслицкие мастера брали за основу палехские образцы. К одному из таких произведений, ориентированных на палехское иконописание, относится икона 1831 года из собрания ЦМиАР «Иоанн Предтеча ангел пустыни» (илл. 1), созданная непосредственно в гуслицком регионе, на что указывает надпись на ее лицевой стороне, содержащая автограф мастера и указание на место происхождения: «Семеон Иванов деревни Куровской».

«Иоанн Предтеча ангел пустыни»

К характерным чертам иконописи Палеха относятся прежде всего иконография образа и композиционное решение (изображение Троицы Новозаветной в ковчеге на полях), а также некоторые особенности колорита, в котором присутствуют любимые палешанами холодные цвета, способ написания горок, архитектуры, деревьев, воды, разделка одеждразбеленным основным тоном. При том, что икона, безусловно, близка произведениям палехских мастеров, она обладает некоторыми особенностями, позволяющими отнести ее к местной иконописной традиции. В отличие от палехских икон ее колорит не столь звучен, в нем есть и глухие сдержанные тона, в том числе лимонно-желтые, много темных коричневых и красных цветов. Поля иконы написаны довольно темной охрой, на них яркими цветовыми пятнами выделяются киноварные фоны дробниц с предстоящими святыми - это один из наиболее излюбленных и характерных приемов гуслицких мастеров. К наиболее распространенным и определенным по стилистической принадлежности памятникам гуслицкой иконописи относится ряд икон второй половины XIX века:

 

«Иоанн Богослов в молчании» (ЦМиАР)

 

 

«Свт. Николай Чудотворец» (ЦМиАР)

 

 

«Прп. Сергий Радонежский» (частное собрание)

 

«Преподобная Евдокия» (ЦМиАР)



Все они обладают типичными и яркими признаками местных писем, к которым прежде всего относится своеобразный способ написания личного, выделяющий их среди произведений других старообрядческих мастерских центрального региона России. Мастера используют прием ровного наложения красочного слоя сплошной заливкой без контрастных сопоставлений слоев живописи и без подчеркнутого выявления объемного строения лика, карнация завершается мелкими белильными оживками. Лики святых отличаются особым строением глаз, имеющих миндалевидную форму, с резко очерченными подглазьями, в некоторых случаях подчеркнутыми белилами, нижнюю часть лика завершает плавная округлая линия, создающая впечатление тяжелого массивного подбородка.
Своеобразие иконам придает сдержанный сумрачный колорит, выдержанный в зеленовато-коричневой гамме. Художники используют определенный набор красочных пигментов, среди которых преобладают разные оттенки коричневого и оливкового цветов, которые сочетаются с ярко-красным, светлой охрой, изумрудно-зеленым и пурпурным. Для написания фона чаще всего используют охристые цвета, широкие поля покрывают темным коричневым или оливковым тоном, на котором контрастно выделяются красные дробницы.
Для людей «древлего благочестия» большое значение имело печатное и рукописное слово, поэтому на созданных ими иконах не случайно так часто встречаются изображения раскрытых книг и развернутых свитков с тщательно выполненными подробными текстами, с выделенными заглавными буквицами. Страницы фолиантов художники украшали крупными орнаментальными заставками, которые тоже можно увидеть в гуслицких рукописях.
Местные мастера нередко обращались к многочастным композициям, позволяющим на одной иконной плоскости поместить изображения разных сюжетов и образов святых, наиболее почитаемых старообрядцами. К таким произведениям относятся две замечательные иконы второй половины XIX века из собрания ЦМиАР:четырех частная — «Введение во храм; Усекновение главы Иоанна Предтечи; Не рыдай Мене Мати; Богоматерь Знамение» и «Рождество пресвятой Богородицы с клеймами».

 

Четырех частная — «Введение во храм; Усекновение главы Иоанна Предтечи; Не рыдай Мене Мати; Богоматерь Знамение»

 

 

Введение во храм

 

 

Усекновение главы Иоанна Предтечи

 

 

«Рождество пресвятой Богородицы с клеймами»

 

 

«Рождество пресвятой Богородицы с клеймами».



Композиционное построение второй иконы отличается большим своеобразием центральное изображение заключено в крестообразное пространство, в угловых клеймах образ Покрова и наиболее чтимые иконы Богоматери.
С гуслицкими памятниками эти иконы роднит характерный колорит. Разделки одежд выполнены твореным золотом, которое положено крупными яркими пятнами, имеющими формы, близкие к простым геометрическим фигурам. Они составляют звучные доминанты в цветовом строе иконы, отличаясь по форме от мягких живописных пробелов в работах палехских мастеров, а по цвету от приглушенного зеленоватого оттенка золота у мстерцев. Своеобразной выразительностью обладают приземистые массивные здания, тесно заполняющие пространство этих икон, которые так не похожи на легкие изящные архитектурные постройки произведений иконописных мастерских владимирских сел, в первую очередь Палеха.
На гуслицких иконах можно встретить разные приемы написания горок, например с традиционными «вертикальными лещадками», которые по формам близки типичным образцам палехских мастеров. Кроме того, в произведениях гуслицких иконописцев встречаются присущие только им пейзажи на поземе в виде полихромных, зелено-коричневых пологих холмов, на которых разбросаны мелкие кустики и деревья пирамидальной формы с отдельными купами ветвей, похожими на облачка, как бы нанизанные на ствол. Иногда сочетание этих разнообразных приемов встречается на одной иконе, примеры тому — «Чудо Димитрия Солунского» второй половины XIX века (ЦМиАР)и «Усекновение главы Иоанна Предтечи» (частное собрание).

 

«Чудо Димитрия Солунского» второй половины XIX века (ЦМиАР)

 

 

«Усекновение главы Иоанна Предтечи» (частное собрание)



Икона «Усекновение главы Иоанна Предтечи» отличается великолепной, типично гуслицкой цветовой гаммой. Красочной доминантой колорита является звучный малиновый цвет, объединенный сдержанным коричнево охряным фоном со светлым пурпуром и изумрудно-зеленым. Особенный образец «гуслицких писем» икона «Огненное восхождение пророка Илии» 1882 года (частное собрание).

 

«Огненное восхождение пророка Илии» 1882 года (частное собрание)



Колористическое решение иконы отличает ее от упомянутых произведений, в ней художник использует золотой фон и светлый цвет полей. С художественной культурой Гуслиц ее связывают манера изображения горок, кустов, деревьев, способ наложения золота живописными пятнами, использование красного цвета в дробницах. Кроме того, в этой иконе различные приемы разделки одежд твореным золотом и разбеленным основным тоном, что тоже можно считать характерным признаком гуслицких икон. Особенность этой иконы — введение в композицию изображения символического ветхозаветного града, столь любимого старообрядцами, которые видели в нем символ спасения (Небесный Иерусалим). Что касается архитектуры града, скорее всего напоминающей ряд фабричных труб, то она не встречается в иконах ни одного известного старообрядческого центра. Своеобразие памятнику придает орнаментальная рама прихотливой барочной формы. Подобные элементы декора нередко можно видеть в иконах, явно происходящих из Гуслиц. В живописи личного заметно определенное сходство с манерой владимирских иконописцев, так называемой «владимирской скорописью», хотя есть и некоторые отличия, например, оливковый цвет санкиря - вместо охристого, и более активное использование подрумянки.
Таким образом, уже сейчас можно сделать вывод о художественном и стилистическом своеобразии «гуслицких писем» середины — второй половины XIX века, которые явно отличаются от иконописи старообрядческих мастерских центрального региона России, в первую очередь Владимирских сел, а также Поволжья.


В начало раздела "Иконопись">>>