Логотип
Hoff

Алмазная грань

Алмазная грань – новый способ разделки стекла в художественном стеклоделии, появившийся в России и Европе в начале XIX века и способствовавший распространению моды на бесцветный свинцовый хрусталь. При новом гранении поверхность изделия украшалась пересекающимися под разными углами глубокими бороздками, клиновидными в профиле. В зависимости от расположения бороздок внешняя сторона хрустальных изделий покрывалась геометрически правильно расположенными небольшими четырехугольниками, шестиугольниками, пирамидальными выпуклостями, похожими на граненые драгоценные камни – поэтому техника и была названа «алмазная грань» или «грань камнем».

Компотница. Первая четверть XIX века. Императорский стекольный завод. Бесцветный хрусталь, алмазная грань, роспись золотом.

 

Цветное стекло и цветной хрусталь, преобладавшие в художественном стеклоделии в XVIII веке, не отвечали требованиям нового способа разделки. Только бесцветный свинцовый хрусталь, благодаря своей толщине, прозрачности и высокой преломляемости света, блестел и переливался всеми цветами радуги.

При новом способе разделки стекло прорезывалось на глубину, еще более значительную, чем при гравировке или фацетном гранении, поэтому стенки сосудов должны были быть толстыми, а формы монументальными. Новые формы и новый декор вполне отвечали господствующему в первой третиXIX века в русском искусстве стилю ампир.

Хотя алмазная грань появилась как способ декора бесцветного хрусталя, в России этот способ гранения активно использовали и для цветного стекла, в частности – для двух- и трехслойного, когда с помощью глубокой резьбы в нужных для узора местах обнажался нижний слой, имеющий иной цвет, чем верхний, создавая тем самым цветовую игру.

В начало раздела "Керамика">>>