Логотип
Hoff

Анимализм в керамике ар деко

Конструктивизм архитектуры Ле Корбюзье, изысканная мебель Ж.Э. Рульмана, красочные костюмы Поля Пуаре, элегантные аксессуары Картье и Бушерона, минимализм дизайна школы Баухауза, небоскребы Америки, обтекаемый, агрессивный дизайн машин – все это приметы одного стиля, именуемого эпохой Ар Деко.

Яркий и экстравагантный, роскошный и изысканный в одних случаях, в других – предельно лаконичный и немногословный, стиль получил развитие после знаменитой «Международной выставки современного декоративного и промышленного искусств» 1925 года в Париже. Ар Деко объединил настолько разные явления в искусстве межвоенных лет, что не всегда просто свести их воедино. Неслучайно, что в среде искусствоведов этот термин окончательно утвердился только в последней четверти ХХ века.

После первой мировой войны подъем индустрии, развитие науки и техники изменили темп жизни, ее стиль, материальное окружение и в целом мироощущение человека. Немыслимая до этого скорость машин, поездов, строительство мощных заводов, появление самолетов, радиоприемников, кинематографа – все это не могло не действовать на сознание художника, рождало новую эстетику промышленного века. Эти годы отмечены необычайной творческой активностью, смелыми новаторскими проектами в области дизайна, поисками новой художественной формы и вместе с тем в искусстве популярны ретростили и обращение к самым древним истокам художественной культуры.

Художественное разнообразие периода Ар Деко очень ярко проявилось в искусстве керамики. Она становится прекрасной почвой для воплощения самых авангардных идей. Произведения отдельных мастеров, студий, продукция фабрик этого времени внешне вылились в ослепительный поток керамических изделий всех мыслимых цветов, текстур, форм и стилей. При этом обращает на себя внимание большое количество анималистической пластики и анималистического декора в керамике этого периода. Почему наряду с индустриальными, абстрактными мотивами, популярными в 1920–1940-х годах, такое развитие получает анималистический жанр? Тематика привлекала художников разнообразием природных форм, которые возможно было воплотить в яркие декоративные образы прикладного искусства. За многие тысячелетия человечеством накоплен огромный опыт в изображении и интерпретации форм животного мира. В искусстве древнейших цивилизаций, в искусстве первобытного общества можно найти ту чистоту линий, обобщенность образов, геометрическую стилизацию, к которой стремились прийти в своем творчестве художники ХХ века. Многие мастера Ар Деко вдохновлялись мощью, объемными диспропорциями архаического искусства, а также условностью, символичностью народного творчества. Анималистическая тема предполагала воплощение в материале различных состояний: стремительного движения, мерного шествия или покоя. Керамисты создавали произведения, выражающие мощь, силу животного, что хорошо соответствовало духу времени. Недаром очень популярны в эпоху Ар Деко скульптуры львов, бизонов, медведей, пантер. В то же время создаются удивительно изысканные, лиричные образы оленей, ланей, птиц. Любовь Ар Деко к экзотике привлекает в прикладное искусство образы редких, фантастических животных. В целом анималистические изображения в декоре керамических изделий и анималистическая пластика отличаются обобщенностью, четкостью форм. Стиль Ар Деко, развернувшийся во Франции, заявил себя эмоционально, красочно. В 20–30-х годах Париж был центром мира керамического искусства. Французскую керамику отличает высокое качество изделий, большая декоративность, стилизованный рисунок.

Интересные формы анималистической пластики можно найти в творчестве французского керамиста Серафима Судьбинина. Художник родился в России на Волге, но основная его творческая судьба складывается во Франции. Здесь он становится скульптором, некоторое время работает у Родена, позднее увлекается дальневосточной керамикой и вырабатывает свой неповторимый стиль. Он применяет различные техники: люстр, кракелированную эмаль, глазури с матовой поверхностью. Серафим Судьбинин создает целую иконографию фантастических животных. Например, очень выразительна его «черепаха о шести ногах» (Коллекция Делашеналя в Ницце). Художник подробно прорабатывает поверхность скульптуры. Отталкиваясь от природных качеств животного (рисунка панциря, морщинистой кожи черепахи), он добивается декоративного эффекта в сопоставлении различных текстур, рисунков на поверхности скульптуры и трактует свои сюжеты с подчеркнутой стилизацией и символизмом. Фигурками животных венчаются крышки ваз (например, ваза с фигурками лисы и рыбки на крышке из музея декоративного искусства в Париже), рельефными мотивами флоры и фауны украшены стенки сосудов. Художник любит играть на контрасте матовой и блестящей поверхности, при этом, свет, по-разному отражаясь от стенок сосуда, подчеркивает объем. Этот прием он использует в чаше, покрытой черным люстром, украшенной штампованным рельефом в виде плавающих рыбок (Национальный музей керамики Севра). Мерное движение рыбок по поверхности простой по форме чаши, игра разных фактур рождает удивительно гармоничный, замкнутый в себе образ подводного мира.

На Севрском заводе работал талантливый художник Морис Дженсоли. Многочисленные формы ваз из фарфора и фаянса были сделаны по его рисункам. Применяя гравированный, рельефный орнамент он украшал свои изделия стилизованными фигурками оленей, бычков, слонов, представителями морской фауны. Скульптурками животных венчались крышки сосудов. Его ваза из Национального музея Керамики Севра имеет крышку с выступом, украшенным рельефным изображением рыбок. Этот же мотив рыбок выгравирован на боковых стенках сосуда. Ваза покрыта светло-зеленой эмалью, напоминающей китайские селадоны. Гравированный рисунок обнажает цвет светло-коричневой глины. Сочетание рельефа, рисунка, формы сосуда делает вещь необычайно стильной.

Один из самых известных скульпторов-анималистов Франции Франсуа Помпон много работал с натурой в зоопарке. Он одним из первых отказывается от реалистической трактовки и создает четкую стилизованную форму и позу животного. Его скульптура идущего белого медведя стала сенсацией на Осеннем салоне 1922 года. Эта скульптура, сделанная в фарфоре и покрытая красной глазурью, была представлена на Международной выставке 1925 года. Впоследствии она стала ассоциироваться с анималистической скульптурой Ар Деко.

Интересные находки в области анималистической пластики были сделаны студией «Примавера», организованной при большом универмаге Парижа. Художники этого ателье также изменяли природную форму животных, добиваясь декоративности, максимальной выразительности силуэта. Например, в скульптуре бизона плавное перетекание объемов фигуры, смещенный вперед центр тяжести передает тяжелую поступь животного. Покрытая черной глазурью, испещренная зелеными точками, имитирующими натуральную патину бронзовых изделий, скульптура очень выразительна. Наоборот, с легкостью, некоторой игривостью решен образ лошадки. Поверхность фигуры сильно текстурирована, что характерно для многих изделий «Примаверы».

Английская керамическая промышленность выпускала в это время как очень элегантные, скромно декорированные вещи для консервативных слоев населения, так и разнообразную керамику в стиле Ар Деко, ярко окрашенную, смелых причудливых форм. В области анималистической пластики интересные работы были сделаны Джоном Скипингом для Веджвуда. По его рисункам в конце 20-х годов были выпущены серии анималистических скульптур: бизоны, кенгуру, белые медведи, морские львы, олени. Они делались из тонкого фаянса и покрывались яркими цветными глазурями. Фигуры животных были геометрически стилизованы. Появление необычных скульптур в керамической промышленности Англии объясняется стремлением заводов удержать свои позиции на мировом рынке. Мода на экзотичные предметы заставила художников обратиться к модернистским формам современного дизайна.

Великолепным декором, отличаются вазы одного из самых плодовитых мастеров Ар Деко Шарля Катто. Сделанные для бельгийской фирмы «Boch Freres Keramis» вазы содержат абстрактные и анималистические мотивы. На Международной выставке 1925 года была представлена серия ваз, украшенных грациозными фигурами оленей. Изящество и быстрота этих животных вдохновляла многих художников 20-х годов. Олень служил символом эры, одержимой движением и скоростью. Художник применяет технику многослойных глазурей. Интересна его ваза, в орнаменте которой используются стилизованные фигурки воробьев. Ритмичное повторение взмаха крыльев птиц, абстрактные мотивы, напоминающие вращающиеся колеса, сообщают большую динамику композиции. Совершенны по своим пропорциям, по удачному сочетанию формы и декора вазы из каменной массы Шарля Катто с двухцветной глазурью светлого и темно-коричневого тона. Одна из них – шаровидной формы с изображением осьминога, охватывающего своими щупальцами все тулово вазы – является современной репликой знаменитой вазы крито-микенского периода. Оригинальна композиция высокой вазы с изображением дельфинов. Удачно подобранное мастером соотношение фигур и земли, изломанные линии растрескавшегося льда в нижней части вазы, повторение этого же мотива на плечиках и горлышке сосуда сообщают композиции декоративность и законченность.

Особенностью анималистического жанра в керамике 20–50-х годов является, прежде всего, новый подход к решению пластических задач, который сформировался в искусстве ХХ века под влиянием идей конструктивизма. Отказываясь от многословной детализации, художники искали новые формы пластической выразительности, создавали удивительно живые и в то же время наделенные большой декоративностью образы.

В начало раздела "Керамика">>>