Логотип

Частные фарфоровые заводы в России XIX века

 

Частные заводы различного профиля – явление характерное для России XIX века. Первые частные фарфоровые заводы в России возникли еще в 60-70-е гг. XVIII века. Сильно возросший спрос на фарфор не мог быть удовлетворен казенным производством и ввозом товара из-за границы. Сама императрица поощряла организацию частных фарфоровых заводов.

Во второй половине XVIII века в России возникли следующие частные фарфоровые производства: Волкова в Севске (1763), Гарднера в Вербилках (1766), Бахметева в Никольском (1773), Фишера близ Гатчины (в 1770-х гг.), Гаттенбергера в Калужской губернии (1797). Возможно, были и другие, но, по крайней мере, шесть частных предприятий по изготовлению художественного фарфора в XVIII веке в России уже существовало, правда, в основном время их деятельности было недолгим. Многочисленная продукция сохранилась только от фарфорового завода Ф. Гарднера, который, единственный из всех, продолжил свою активную деятельность и вXIX веке.

Сервиз «Эгоист». Первая треть XIX века. Завод Попова.

 

Русский художественный фарфор уже в конце XVIII века – неотъемлемая часть в синтезе произведений искусства, принимающих участие в оформлении интерьера.

Потребность в фарфоре удачно совпала с наличием в Московской губернии, где сосредоточилась основная масса частных фарфоровых и фаянсовых заводов России, больших залежей керамических глин и обширных лесных массивов, необходимых для производства.

Уже в первой декаде XIX века в России появляется около десяти вновь созданных маленьких частных фарфоровых производств: Отто, Куликова, Долгорукого, Мелли, Дунащовых, Полевого, Кузнецовых, Насонова и др.

Изделия, по крайней мере, трех из них – Долгорукого, Мелли, Насонова – по отзывам современников, были достаточно высокого технического и художественного уровня. Изделия завода Насонова сохранились – они помечены маркой в виде монограммы ДН, написанной от руки надглазурно красным, синим или серым цветом.

Во время Отечественной войны 1812 года частные фарфоровые заводы России, как впрочем, и вся частная промышленность, пришли в состояние упадка, выпуск продукции сократился, часть заводов прекратила свое существование, часть сменила хозяев. После окончания войны выпуск продукции вновь налаживается.

Организация частного фарфорового производства связана с целым рядом трудностей и с необходимостью иметь большой капитал и хороших мастеров. При всей сложности задачи, несмотря на многочисленные неудачи и случаи разорения предпринимателей, количество фарфоровых и фаянсовых предприятий в России возрастало. К концу первой трети XIX века только в Центральной части России работало около тридцати частных фарфоровых заводов. Из них около десяти были крупными предприятиями, вырабатывающими фарфор отличного качества и имеющими широкий ассортимент изделий. Это петербургский фарфоровый завод Батенина, и заводы московские: Гарднера в Вербилках, Сафронова, Попова, Храпуновых, Новых, Козловых, Всеволожского-Сипягина, живописная мастерская Юсупова и другие.

Слева направо: «Водоноска» 1817-20 гг. ИФЗ. «Водоноска» 1817 г. ИФЗ. «Водоноска» 1820-е гг. Завод Гарднера.

 

Ведущими заводами в России, начиная с XVIII века, были Императорский фарфоровый завод и частный завод Гарднера; это самые крупные отечественные фарфоровые заводы, они превосходили другие и по количеству, и по качеству выпускаемой продукции; их фарфоровые изделия часто были образцами для изделий других фарфоровых производств России. Использование традиций двух крупнейших и ведущих фарфоровых заводов в искусстве частных заводов московского региона сыграло для большинства из них важную роль в быстром достижении ими того художественного уровня продукции, который мог соответствовать современному спросу на рынке.

Влияния одних заводов на другие прослеживается в их изделиях. Так, фарфоровая скульптура «Водоноска» Императорского фарфорового завода и жанровые сцены из Гурьевского сервиза появляются некоторое время спустя и среди изделий частных фарфоровых заводов. Прославленные скульптуры завода Гарднера по гравюрам «Волшебного фонаря» также копируются более мелкими частными заводами. Иногда происходит и обратный процесс: скульптурные изделия «Монах, несущий девушку» и «Монах со штофом», появившиеся впервые на заводе Николая Храпунова (в 1810-х – 1820-е гг.) потом в несколько переработанном виде создавались на заводах Гарднера, Тереховых и Киселева (1830-е гг.). Сатирические фигуры и пробки с шаржами на известных артистов, писателей, художников, журналистов, создававшиеся на мелких фарфоровых производствах, также потом появляются в гарднеровском фарфоре.

Чайный сервиз. Середина XIX века. Завод Миклашевского.

 

За исключением заводов Гарднера, Сафронова, Новых, Попова, фарфоровые заводы первой трети XIX века – сравнительно небольшие, их технические и художественные возможности весьма ограничены.

Завод Гарднера в первой трети XIX века – крупнейшее частное предприятие страны. Его изделия – образцы, на которые равнялись все частные фарфоровые заводы московского региона. Гарднеровский завод как бы соревновался с Императорским фарфоровым заводом.

С конца 1810-х гг. в ранг ведущих частных фарфоровых заводов выходят завод Попова в Москве и завод Батенина в Петербурге, продукция которых характеризуется яркой индивидуальностью. Остальные русские частные фарфоровые заводы подражали нескольким ведущим, разве что в формах и декоре было меньше классицистической строгости, и появлялись черты народного искусства.

Демократизация фарфора и его популярность привели к тому, что частные фарфоровые заводы в России, начиная со второй трети XIX века, ориентировались при изготовлении своей продукции не только на высшие слои общества, но и на мелкое дворянство, купечество, горожан и даже зажиточных крестьян. Если Императорский фарфоровый завод и мастерская Юсупова обслуживали ограниченный круг заказчиков, а заводы Гарднера, Попова и Батенина ориентировались на зажиточных клиентов, то более мелкие фарфоровые заведения Кудинова, Насонова-Кирьякова, Харитонова, Сафронова и др. создавали изделия по вкусу и цене удовлетворявшие запросы купечества и мещанства.

Продавец булочек. Середина XIX века. Завод братьев Корниловых.

 

Мода на рококо и другие стили минувших эпох, характерная для русского декоративно-прикладного искусства начиная с 1830-х гг. ярче всего проявилась в продукции крупных фарфоровых заводов – Императорском и заводе Гарднера.

В продукции мелких заводов в 40-х гг. XIX века еще преобладают народные орнаменты в сочетании с элементами классицизма. Лишь в 50-е-60-е гг. XIX века там появляются элементы рококо. 
Мода на готику в 30-е гг. породила ряд фарфоровых изделий с «готическими» элементами на Императорском заводе, на заводах Корнилова и Миклашевских.

В последней трети XIX века начинается процесс монополизации фарфорового производства несколькими крупными частными фарфоровыми предприятиями.

Мелкие фарфоровые заводы, будучи не в состоянии с ними конкурировать, разоряются или же поглощаются крупными. К 1880-м гг. большинство частных фарфоровых заводов сосредоточилось в акционерном «Товариществе М.С. Кузнецова». Даже завод Гарднера в 1892 году перешел его владение. Эти заводы выпускали сравнительно недорогой фарфор, отличающийся пестротой и яркими чистыми красками – синей, пурпурной, золотой. Одновременно с заводами Корниловых и Кузнецова работали еще 56 частных фарфоровых заводов, из которых 29 находились в Гжели. Однако к концу XIX века таких предприятий сохранилось лишь 26 , в том числе в Гжельском районе.

К началу XX века, помимо Императорского фарфорового завода, в России существовали предприятия акционерного «Товарищества Кузнецова» и мелкие заводики Гжели; из крупных частных предприятий уцелел только завод братьев Корниловых. В годы первой мировой войны производство в России художественного фарфора пришло в упадок, а после революции 1917 года в результате национализации частной собственности все частные фарфоровые заводы перестали существовать.

В начало раздела "Керамика">>>