Логотип

Батенинский фарфор: фарфор завода Батениных

Основан в 1812 г. в С-Петербурге, закрыт в 1839 г. На заводе Батениных изготавливался фарфор – посуда, вазы.

Завод  Батенина работал с 1814 года. В 1814 году купец Филипп Сергеевич Батенин, ранее занимавшийся торговлей импортным фарфором, приобрел построенный тремя годами ранее фарфоровый завод  у купца Девятова на Выборгской стороне. По имени купца Батенина был назван переулок, в котором находился завод (сейчас это улица Александра Матросова в Выборгском районе СПб). В 1815 году на предприятии работало 42 человека, было выработано за год 18000 изделий.

Батенинский фарфор – один из самых узнаваемых среди изделий частных фарфоровых заводов. Чем выше сохранность позолоты и полихромной росписи в батенинском фарфоре, тем выше его ценность.

В росписи преобладают петербуржские мотивы, роскошные и несколько тяжеловатые букеты и цветочные фризы на богато золоченом фоне. Его обильная позолота зачастую недолговечна и поэтому местами стерта, иногда нанесена неровно. Дешевый глянцгольд наносился тонким слоем и поэтому быстро стирался. При срисовывании декора с гравюры или другого источника изображение часто искажалось.

Батенинский фарфор был популярен в силу своей относительно невысокой цены. Себестоимость изделий снижалась при использовании дешевого глянцгольда, а также имитации трудоемкой и дорогой цировки агатовым карандашом по золоту при помощи нанесения матового золота кистью на глянцевый фон. Типично батенинскими мотивами считаются пестрые букеты в прямоугольном обрамлениии петербуржские виды. 

Сервиз тет-а-тет золоченый с пестрыми букетами цветов. Начало 1830-х. Фарфор, роспись надглазурная, золочение. Собрание ГРМ.

Батенинский завод выпускал множество разнообразных изделий из фарфора. Вседневная ординарная посуда из батенинского фарфора в наши дни встречается значительно реже дорогих парадных сервизов, золоченых ваз и других подарочных образцов, которые давно уже полюбились коллекционерам. Несомненный интерес для коллекционеров русского фарфора частных заводов представляют батенинская белая посуда с неброским почти монохромным цветочным орнаментом.

Молочник с синими цветами. 1820-е. Фарфор, роспись надглазурная, золочение. 10х8х6. Марка тисненая: С.З.К.Б. Небольшой белый кувшинчик относится к числу массовых изделий завода. Собрание ГРМ.

Продукция батенинского завода клеймилась марками в тесте, в которых зашифрованы местонахождение завода и инициалы его владельца.

В первый период работы предприятия – со дня его основания до 1832 года – ставилась марка С.З.К.Б. (Санкт-Петербургский завод купца Батенина). Реже встречается вариант этой марки – буквы С.З.К.Б. в узком глубоко оттиснутом прямоугольнике. В тот же период использовалась редко встречающаяся марка Б. Использовалась также марка С.Ф.К.Б. (Санкт-Петербургская фабрика купца Батенина).

Второй период работы батенинского завода начался в 1830 году, после смерти Ф.С.Батенина, когда производство перешло к его наследникам и опекунскому совету. На протяжении второго периода (1832-1838) использовалась марка в тесте, надпись которой располагалась в две строки по дуге: С.П.Б: /НАСЛ:БАТЕН: (Санкт-Петербург. Наследники Батенина). Известен также вариант, когда верхняя и нижняя строка марки меняются местами: НАСЛ: БАТЕН:/С.П.Б.

Буквы батенинских марок оттиснуты тонко и хорошо читаются, за исключением клейма в виде буквы Б. Клеймо в виде буквы Б обычно оплывшее, иногда исчезнувшее в заполнившей его массе. Это одна из причин, по которойбатенинский фарфор часто не может быть опознан.

Формы батенинских чашек многообразны. Типично батенинская форма чашек – массивная цилиндрическая чашка с характерно изогнутой ручкой, круглый ствол которой плавно меняется в диаметре, часто декорирован рельефными листьями почти во всю длину и завершен двусторонней многолепестковой розеткой.

Чашка «большой цилиндр» с изображением сцены в усадебном парке. 1820-е. Фарфор, роспись надглазурная, золочение 12,5х12,5х10,4; дм блюдца 17,5. Марка тисненая С.З.К.Б. В горизонтальных бордюрах – лиловые цветы-розетки и стилизованные лотосы с завитками. Собрание ГРМ.

Выпускались также чашки яйцевидной, цилиндрической, конусной формы, иногда близкие к образцам гарднеровского и императорского фарфоровых заводов, а также популярные в 1830-е гг. в России низкие чашки с вогнутым туловом и остроконечной ручкой.

Кофейная чашка с блюдцем и декором «голубая сеточка». 1830-е. Фарфор, роспись надглазурная, золоченые отводки. 4,5х8,9х8; дм блюдца 12,2. Марка тисненая по дуге: С.П.Б. [НАСЛ:БАТЕН:]. Собрание ГРМ.

Наиболее ранние батенинские чашки из коллекции Русского музея СПб – чашки с аллегорической композицией и портретами Александра  I. В России на частных фарфоровых заводах по специальным заказам можно было приобретать изделия из фарфора с родовой геральдикой. Эта практика, введенная еще в XVIII веке, была наиболее распространена в XIX столетии. В собрании ГМЗ «Павловск» хранятся интересные образцы батенинскогофарфора с гербами – это чашки из усадьбы «Грузино» с гербом графа А.А.Аракчеева (1769-1834), двумя фигурами щитодержателей-солдат и девизом «Без лести предан».

Чашки с блюдцами из усадьбы «Грузино» с гербом А.А.Аракчеева и девизом «Без лести предан». 1820-начало 1830х гг.

Среди разнообразных живописных орнаментов батенинского фарфора выделяются строго обрамленные полихромные цветочные бордюры и букеты на сплошь вызолоченном фарфоре. Венчики пестрых цветов прилегают друг к другу плотно, а золоченые фоны, на которых они написаны, играют мелким цированным узором «вермикуле».

Деталь рисунка вазы амфорной с букетом цветов и цировкой "вермикуле". 1830-е. Фарфор, роспись надглазурная, золочение, цировка. 47х26х26. Марка тисненая по дуге в две строки: С.П.Б:/НАСЛ:БАТЕН: Собрание ГРМ.

Устойчивыми сюжетами росписи батенинского фарфора были виды Санкт-Петербурга, а также мифологические, исторические и литературные картины, создававшиеся по гравюрам и рисункам.

Чашка с изображением Дмитрия Самозванца. 1830-е. Фарфор, роспись надглазурная, золочение, цировка. 11,2х12,3х10. Марка тисненая по дуге: [С.П.Б:]НАСЛ:[БАТЕН:]. Собрание ГРМ.

В Новгородском архитектурно-художественном музее хранится несколько аналогичных чашек, бытование которых связывается с новгородским имением Аракчеева «Грузино». Аракчеев Алексей Андреевич (1769-1834) – граф, генерал от артиллерии, военный министр при Александре I.

 

Чашки с петербуржскими видами изготавливали как сувениры, чаще всего на большой цилиндрической форме, вызолоченной снаружи и внутри. Пейзажи, жанровые сцены, портреты, «текстильные» узоры, композиции на античные темы, игральные карты и ребусы также украшали батенинские фарфоровые чашки. Некоторые чашки украшали разноцветным крытьем – особенно синим в сочетании со строгим золоченым орнаментом.

Чашечка с блюдцем кофейная с изображением музыкальных инструментов. 1820-е. Фарфор, поглазурное кобальтовое крытье, роспись золотом. 6,7х7х5,8; дм блюдца 10,2. Марка тисненая (на блюдце) С.З.К.Б. Собрание ГРМ.

Чашки и кружки украшали гербами и монограммами, сувенирные чашки часто делались в форме бочонка с крышкой. В 1830-е гг. батенинские живописцы часто обращались к сюжетам «шинуазри». Живопись в этом стиле выполнялась преимущественно на невысоких чашках с вогнутым туловом, расширяющимся сверху и снизу. Вокруг корпуса чашек размещаются изображения стилизованных заморских растений, восточных пагод, беседок, фантастических птиц и фигур «китайцев». Яркие композиции с преобладанием красных, синих, зеленых и желтых цветов выполнены на золотом фоне с цировкой «вермикуле». Реже использовался черный фон. Красочные рисунки «шинуазри» всегда сопровождаются орнаментальным мотивом в виде белого пояска с золотым меандром, выступы которого заполнены кружком в точечном ореоле, поясок окаймлен синими полосками  Этот примечательный фриз иногда встречается и на чашках с цветочной росписью.

Чашка с блюдцем цилиндрическая с раструбом с фигурами китаянок. 1830-е. Фарфор, роспись надглазурная, золоченое крытье. 8х8,4х9; дм блюдца 15,5. Марка тисненая по дуге в две строки: С.П.Б:/[НА]СЛ:БА[ТЕН]: (на чашке); [С.П.Б.:]/НАСЛ:БАТЕН: (на блюдце). Собрание ГРМ.

Чайники входили как в состав сервизов, так и выпускались отдельными «штуками» разных размеров и фасонов. Более охотно наряду со сложными оригинальными формами чайников с лепниной использовалась менее оригинальная, но позволявшая живописцам показать свое мастерство цилиндрическая форма чайника с низким туловом и массивным носиком.

Чайник с крышкой с изображением Дворцовой площади в Петербурге. 1830-е. Фарфор, роспись надглазурная, золочение. 12,5х24,3х15,4. Марка тисненая по дуге в две строки С.П.Б:/НАСЛ: БАТЕН: В собрании ГРМ находится также и сахарница из этого сервиза.

О батенинской скульптуре сохранились весьма скудные сведения, хотя источники подтверждают работу скульпторов на батенинском фарфоровом заводе. В литературе упомянута только одна модель – «Водонос» в подражание пименовской скульптуре Императорского фарфорового завода. Вместе с тем известно, что Батенин редко прибегал к заимствованиям и подражаниям европейским и российским фарфоровым заводам.

Высоко декоративны батенинские вазы. Размеры ваз разнообразны – среди них есть как миниатюрные высотой 13-14 см, так и средние и крупные экземпляры. В основном выпускались вазы, напоминающие амфору – яйцевидные сосуды с оригинальными и очень богато декорированными пластическим декором вертикальными ручками. 

Ваза амфорная с букетом цветов. 1830-е. Фарфор, роспись надглазурная, золочение, цировка. 47х26х26. Марка тисненая по дуге в две строки: С.П.Б:/НАСЛ:БАТЕН: Собрание ГРМ. 

Батенинские вазы можно узнать не только по богато украшенным ручкам, но и по венчику горловины колоколообразной формы, похожей на цветок лотоса, иногда приобретавшего вид отогнутого «воротничка».

Ваза амфорная с изображением Каменноостровского дворца. 1830-е. Фарфор, роспись надглазурная, золочение. 21,5х12х9. Без марки. Собрание ГРМ.

Декоративные вазы собирались из двух или более частей, а цветочные вазы отливались в одной форме.

Ваза для цветов золоченая с пояском меандра. 1830-е. Фарфор, роспись надглазурная, золочение. 23,9х15,2х15,2. Без марки. Собрание ГРМ.

Тематика батенинских ваз включает в себя как цветы и петербуржские виды, так и античные и аллегорические сюжеты, «шинуазри», батальные и жанровые сцены.

Ваза амфорная с батальной сценой. 1830-е. Фарфор, роспись надглазурная, золочение. 23,9х20,4х15. Марка тисненая по дуге в две строки: НАСЛ:БАТЕН:/С.П.Б. С противоположной стороны – многоцветный готический орнамент. Собрание ГРМ.

Наиболее ранние сервизы тет-а-тет имеют рельефные пояски жемчужника на предметах, отсутствующие на более поздних формах.

Сервиз тет-а-тет с «деревцами» в арках. 1820-е. Фарфор, роспись надглазурная, люстр, золочение. В сервиз входят поднос, чайник, сахарница, молочник и две чашки с блюдцами. Собрание ГРМ.

Многопредметные ансамбли с эффектными красочными узорами в виде цветочных бордюров или сочетаний геометрических и растительных форм были весьма популярны в первой половине XIX века.

Сервиз полосатый с незабудками. 1820-е – начало 1830-х. Фарфор, роспись надглазурная, люстр, золочение. Марка тисненая С.З.К.Б. Сервиз был рассчитан на 12 персон и дошел до наших дней в довольно хорошем составе: два чайника – большой и малый, сахарница, молочник, полоскательница, 10 чашек с блюдцами и блюдце одно. Собрание ГРМ.

Батенинский фарфор в значительной мере определил характер ранней продукции другого частного петербуржского завода – фарфорового завода братьев Корниловых. После пожара 1838 года корниловскому заводу были проданы уцелевшие материалы. Некоторые мастера, оставшиеся без работы, перешли к Корниловым. В коллекциях корниловского фарфора сохраняются вазы с видами Петербурга, близкие к батенинским образцам.

Клейма завода Батениных ставились в тесте:
1812-1832 гг. Клеймо «С.Б.» (Сергей Батенин), «С.Ф.К.Б.» (Санкт-Петербургская фабрика купца Батенина), «С.З.К.Б.» (Санкт-Петербургский завод купца Батенина).
1812-1839 Клеймо «Б» (прописная или печатная).
1832-1839 Клеймо «С.П.Б. НАСЛ. БАТЕН»

 Источники:

В начало раздела "Керамика">>>