Логотип

Китайский фарфор

Фарфор и связанные с ним традиции и ритуалы внесли огромный вклад в развитие мировой цивилизации, став одним из ярких воплощений китайской культуры.

Фарфор - вершина прикладного искусства Китая. Изделия из фарфора не только соединяют сугубо практическое применение с декоративными функциями, но несут в себе след богатейшей культурной традиции, воплощенной в искусстве каллиграфии, поэзии, чайной церемонии, украшении дома и религиозных обычаях.

История фарфора насчитывает тысячелетия. В первые века нашей эры мастерские по производству фарфора появились в одном из городов провинции Цзянси в восточной части Китая. В эпоху династии Сун на фарфоровых изделиях было принято писать: "Изготовлено в годы царствования императора Цзин-дэ". Эта надпись определила название города - "Цзиндэчжень". Этот город, расположенный рядом с разработками каолиновых глин на гореГаолин, стал ведущим центром изготовления фарфора в Китае. Число печей здесь росло с каждым годом и во время расцвета производства фарфора, в эпоху Танской династии (более 1200 лет назад), достигало нескольких сотен.

Форма изделий и роспись отличались невероятным разнообразием. Здесь было изобретено много видов фарфора - кобальтовый, полихромный, прорезной, покрытый красной или голубой глазурью, который затем обжигался при очень высоких температурах (до 1400 градусов). Путем совершенствования технологии и подбора исходных компонентов местным мастерам удавалось создавать изделия, отличающиеся исключительной белизной и тонкостью черепка. Работы мастеров Цзиндэчженя были "ослепительны, как снег, тонки, как лист бумаги, прочны, как металл". Такой фарфор по ценности соперничал с золотом и нефритом.

При европейских, азиатских и африканских дворах коллекционирование изящного цзиндэчжэньского фарфора считалось показателем роскоши. Недаром европейцы в XVI-XVII веках называли китайский фарфор "белым золотом".

Столетиями фарфор Цзиндэчженя вывозили в разные страны по Великому Шелковому и по Морскому Керамическому путям. Он превратился в важный объект торговли и культурного обмена. Россия являлась одним из важнейших торговых направлений для Китая. Изделия из цзиндэчженьского фарфора запечатлены на многих полотнах русских художников XVIII-XIX веков. На протяжении столетий Цзиндэчжэнь по праву считался столицей фарфора, являясь самым крупным в мире центром по его производству.

В последние десятилетия прошлого века мастера фарфора не только бережно следовали канонам, передаваемым из поколения в поколение, но и постоянно учились и перенимали различные приемы у мастеров современного искусства керамики, усваивали опыт китайской традиционной живописи го хуа, акварели, скульптуры и других видов искусства. Благодаря этому многовековое традиционное искусство предстало в обновленном виде.

Ветер с Востока одолевает ветер с Запада. Мао Цзэдун.

Десятилетний период (1966-1976) полный хаоса и смятений стал особым в истории китайской цивилизации. "Культурная революция" боролась с культурой и побеждала. В стороне не остались и многовековые традиции производства фарфора.

На смену знаменитым на весь мир тонкостенным вазам ручной работы, в буквальном смысле растоптанных сапогами, пришел самобытный стиль производства. Он выразился не только в новом идеологическом содержании, но и в обновленных формах, цветовых соотношениях, в которых традиционное искусство могло лишь угадываться.

Во времена, когда "жизнь китайца стоила всего 28 юаней", потенциальных покупателей фарфоровых изделий было очень мало, а производство - крайне ограничено. Идеологически "правильные" произведения приобретались для подарков, оседали в домах партийных бонз и изредка находили пути на выставки.

Если ранее такие предметы, как крупные (скульптуры, блюда, вазы и чаши) и малые формы (блюда, чайники, пиалы и кружки) из фарфора были декоративными деталями интерьера или простыми предметами обихода, то в обозначенный период их основной задачей стала пропаганда. Воспитание людей в духе "Культурной революции" велось каждый день, каждый час. 

Китайский фарфор того времени, лишенный древней символики, веками сложившихся сюжетов и художественных приемов, показывает, как в особых исторических условиях традиционное искусство приспосабливается к новой идеологии. Фарфор "Культурной революции" имеет тот дух и тон, который делает его абсолютно самостоятельным, экстраординарным явлением, выпадающим из многовекового развития этого направления китайской культуры. Однако без этого слоя образ китайского прикладного искусства нельзя назвать полным.

Разновидности китайского фарфора и керамики:

Фарфор эпохи Мин

С конца XIV века императоры династии Мин поощряли фарфоровое производство, часто контролируя рисунки и разрешая маркировать изделия императорским клеймом. Главным центром фарфора был город Цзиндэчжень. Отличительная черта фарфора эпохи Мин – во всяком случае, большинства полых сосудов, таких как кувшины, - горизонтальное деление сосуда надвое, этот шов можно нащупать рукой, проведя по сосуду сверху вниз, а также увидеть его изнутри.

Ранний фарфор династии Мин

Мастера по фарфору Цзиндэчжень совершенствовали материалы, технику и стили. Фарфор династии Мин обработан с особым искусством, каждый предмет обладает индивидуальностью. Вот некоторые отличительные черты раннего фарфора династии Мин:

Пример маркировки фарфора ранней династии Мин

Поздний фарфор династии Мин:

Около 1560 года качество фарфора понизилось из-за огромного спроса на фарфора со стороны императорского двора, позже – из-за увеличения производства на экспорт. Стандарты фарфора упали, на горлышках кувшинов появились черные пятнышки из-за грязи в печи, а коллекционеры фарфора будущих веков получили возможность отличить поздний фарфор Мин от раннего фарфора династии Мин:

Пример маркировки фарфора поздней династии Мин

Марки фарфора династии Мин:

Ксуанде 1426-1435

Ченгуа 1465 - 1487

Хонгзи 1488-1505

Зенгде 1506-1521

Ванли 1573-1619

Тианки 1621-1627

 

Бландешин

Этот термин произошел от французского названия белоснежного фарфора (blanc-de-Chine), производимого в печах Дехуа в юго-восточном Китае со времен поздней Мин до наших дней.

Ву-цай

Ву-цай означает «пять цветов», эта палитра появилась во время правления Юайинг (1522-1566) как адаптация палитры ду-цай. Декор ву-цай часто менее изыскан, чем ду-цай, часто выглядит небрежно и кажется менее тщательно разработанным.

Ду-цай

Ду-цай означает «борьба цветов». Изделия из фарфора ду-цай принадлежат к самому изысканному фарфору периода Ченхуа (1465 – 1487). Цвета складываются друг с другом, как части головоломки, - отсюда и произошло название декора.

Зеленое семейство

В палитре «зеленого семейства» (фр. “famille verte”) преобладает цвет зеленого яблока. Эта палитра появилась во времена правления династии Цинь (1662 – 1722) и была сходна с ву-цай.

Персиковый цвет

Одноцветная глазурь на медной основе- например, персиковый цвет, возродилась в период правления династии Цинь. Изделия с глазурью персикового цвета были сложными и дорогими в производстве, ими часто пользовались ученые.

Розовое семейство

В палитре «розового семейства» (фр. famille rose) преобладали розовые оттенки, роспись создавалась эмалевыми красками. Многие обеденные сервизы, экспортировавшиеся в Европу из Китая в XVIII-XIX веках для богатых семей, а также другие китайские изделия, производившиеся для экспорта в Европу, украшены декором «розового семейства».

Селадон

Лучший селадон производился во времена династии Сунн (1127 – 1279 гг.) В основном из селадона выпускались вазы и чаши, выполненные по образцам древней бронзы и нефрита.

Цинбай

Бело-голубая посуда цинбай создавалась в Цзиндэчжене во времена династии Сун, но производством этих изделий славится провинция Цзинкси. В период правления династии Юань (1279 – 1368) простые формы и мягкие тона глазури были заменены чрезмерными украшениями.

·         Посуда цинбай тонкостенная, формы изысканные.

В начало раздела "Керамика">>>