Логотип

Ценность фарфора

Фарфор стал известен в средневековой Европе с конца XIII века. Фарфор тогда ценился настолько высоко, что его хранили в сокровищницах, - и, возможно, именно с тех самых пор он именуется «белым золотом».

Существует несколько упоминаний о том, что осколки фарфора оправляли в золото подобно драгоценным камням, а для оправы чаши Изабеллы I Кастильской (1451 – 1504) было израсходовано 344 г золота.

Немалую долю в импорте товаров из стран Дальнего Востока, поступавшем в Европу, составлял фарфор. Известно, что Людовик XIV пил бульон из китайской фарфоровой чаши, к которой были добавлены серебряные ручки европейской работы. Со временем стиль оправ менялся, оправы из золота и серебра уступили место золоченой бронзе и латуни, но вплоть до XIX столетия европейцы продолжали оправлять фарфор в металл.

Хранение фарфора

Фарфор прекрасен, но хрупок, и это качество придает ему еще большую ценность. Фарфор уже давно перестал считаться роскошью, но предметы из фарфора и поныне бережно хранятся и ставятся на почетные места за стеклами сервантов и горок. Для особо торжественных случаев и праздничных застолий хозяйки хранят дорогие сервизы и вазы. И сегодня бережливая хозяйка, не полагаясь на посудомоечную машину, поступает так же как и ее прабабушка, которая - по словам автора начала прошлого века, – «…не доверяла своего чайного или кофейного сервиза разрушительным рукам прислуги, сама мыла и чистила его своими нежными руками. Если бы не это, то едва ли до нас дошло бы так много этих прелестных вещей».

Фарфоровые реликвии лучше всего мыть вручную детским мылом при помощи кисточки для бритья. При мытье изделий из фарфора для их лучшей сохранности лучше всего использовать теплую воду, кисти из натуральной щетины, пластмассовые контейнеры и нейтральные моющие средства, не содержащие абразива. После этого предмет следует тщательно промыть в проточной воде, иначе на нем при высыхании останутся мутные разводы и пятна. Никогда не применяйте бытовые отбеливатели.

При обращении с реставрированным фарфором следует проявлять особую осторожность: не мыть его водой, тем более горячей (от горячей воды могут разойтись швы склейки и помутнеть тонировки, лучше протирать реставрированный фарфор сухой тряпкой). При хранении фарфора в ярко освещенных витринах от перегрева может произойти то же, что и от мытья горячей водой. Следует избегать употребления пластилина для приклеивания крышек или укрепления вещей на полке – он оставляет на доделках и неглазурованном фарфоретрудноудалимые пятна. Избегайте применения «жестких» клеев для коллекционных ярлычков, клейкой ленты. перепады температуры и влажности могут навредить фарфоровым изделиям, имеющим металлические детали – монтировки или штыри.

Хранить фарфор удобно в застекленных шкафах-витринах, в которых предметы хорошо видны и в то же время защищены от пыли. Полки не следует перегружать предметами, заслоняя их от обзора. При упаковке лучше не использовать газеты и пластиковые или бумажные пакеты с ненадежными ручками.

Уход за дорогим фарфором

Особенно ценные старинные изделия из дорогого фарфора не следует мыть. Их можно чистить обычной мягкой щеткой. Другие дорогие фарфоровые предметы можно ополаскивать теплой водой с небольшим добавлением моющих средств, избегая применения жестких щеток и губок.

Для восстановления блеска можно протирать дорогой фарфор сухой мягкой тряпочкой. Всякий раз после того, как вы вымыли дорогой фарфор, его нужно осторожно натереть до блеска, пока капли воды не высохли и не оставили на фарфоре следы.

Если дорогие фарфоровые изделия потеряли свой цвет (например, кофейники и заварочные чайники), их можно почистить снаружи легким раствором перекиси водорода, а внутренние поверхности - размоченным зубным порошком. Носики фарфоровых чайников хорошо отчищаются маленькими мягкими щетками для детских бутылочек.

Дорогой фарфор с росписью и позолотой нужно чистить особенно осторожно.

Мыть особо ценные фарфоровые изделия лучше как можно реже, и если уж пришлось - то в небольшом тазике, подстелив на дно полотенце и не поднимая изделия высоко над тазиком.

Предметы сервизов из легкого тонкого фарфора с изысканным декором лучше не мыть в посудомоечной машине. Антикварную керамику можно мыть только вручную.

Если возникла необходимость поставить цветы в старинную фарфоровую вазу, налейте воду в отдельный контейнер и поместите его в вазу для предотвращения появления пятен.

Если тарелка использовалась для сыра или другой жирной пищи, посуду надо сразу вымыть.

Не погружайте в воду неглазурованную керамику на железной основе, т.к. влага будет впитываться и изделие может потерять цвет. Лучше протрите предмет тряпочкой или ватой с небольшим количеством моющего средства.

Тонкий инкрустированный фарфор надо мыть под душем и просушивать не используя полотенце, чтобы не сломать фарфор.

К неглазурованной керамике нельзя прикасаться руками, поскольку на предмете могут появиться пятна.

Для мытья керамики нельзя использовать бытовые отбеливающие средства или хлорку. Если мягкая или твердая керамика обесцетилась, пятна можно попробовать удалить при помощи 20%-ного раствора перекиси водорода, добавляя несколько капель аммиака. Надев резиновые перчатки, опустите в раствор кусочек ваты и положите его на изделие на час, не допуская высыхания на поверхности. Если пятно не исчезло, повторите процедуру. Такой способ не следует использовать для удаления пятен с изделий с позолотой или глянцевым украшением или с голубоватой или зеленоватой эмалью XIX века.

Фарфоровые тарелки и суповые миски нельзя прогревать в духовке даже при самых низких температурах, поскольку глазурь может потрескаться. Подогрейте предмет в горячей воде в течение 1-2 минут и осторожно просушите.

Держите чашки, кружки, кувшины и заварные чайники из антикварной керамики за корпус, поддерживая снизу, а не только за ручку.

Для подвешивания на стену декоративных тарелок используйте специальные пластиковые крючки. Крепления на клеевой основе могут снять часть глазури с фаянса или майолики. Не вешайте на стену тарелки с трещинами.

Поручите ремонт разбившегося керамического изделия профессионалу. Соберите все, даже самые мелкие, кусочки, заверните их в бумагу и отнесите к реставратору. Не заворачивайте осколки в материал или полотенце, лучше использовать газетную бумагу.

Не реставрируйте и не чините любое не сильно беспокоящее вас повреждение предмета, пока вы не решите его продавать.

Уход за элитной фарфоровой посудой

Элитную посуду из дорогого фарфора с позолотой или покрытием платиной Норитаке можно мыть в посудомоечной машине с учетом следующих советов:

не перегружайте посудомоечную машину

не используйте слишком много порошка

лучше использовать жидкое моющее средство, чем порошок или таблетки

установите температуру от 55 до 60 С

после сушки дайте фарфоровой посуде остыть до комнатной температуры, поскольку при нагреве металлическое покрытие размягчается

Никогда не помещайте в микроволновую печь фарфор с позолотой или платиновым покрытием.

Осторожно ставьте фарфоровые тарелки одну на другую, поскольку неглазурованное фарфоровое дно верхней тарелки из фарфора может поцарапать покрытую глазурью поверхность фарфора. При необходимости можно проложить между фарфоровыми предметами лист бумажного полотенца.

Фарфоровую посуду для ежедневной сервировки, как правило, можно использовать в микроволновке, холодильнике и морозилке. Однако, чтобы фарфор прослужил еще дольше, можно последовать советам:

избегайте быстрой смены температур, например помещения горячего фарфорового предмета под холодную воду

никогда не помещайте фарфор на открытый огонь, например, плиты

не перегружайте посудомоечную машину

не используйте слишком много моющего средства

оптимальная температура для посудомоечной машины 55 - 60 С

Реставрация фарфора

Современные клеящие вещества, имеющие ряд преимуществ перед традиционными клеями – синтетические полимеры поливинилбутираль (ПВБ), эпоксидные  полиэфирные смолы,цианакрилатные, кремнийорганические клеи

Простого склеивания обычно оказывается недостаточно. Поврежденные фарфоровые предметы имеют неизбежные утраты: выкрошки глазури и массы черепка по кромкам разлома, щербины, сколы; иногда отсутствуют значительные фрагменты или отдельные детали. Восполнение утраченных частей – сложный и трудоемкий процесс. Издавна для этой цели применяли обожженную или необожженную глину или гипс. В настоящее время для доделок используют гипс с добавлением клея ПВА (гипсополимер), цианакрилатные композиции, эпоксидные смолы с наполнителями (тальк, сухие пигменты, стеклянные микросферы и т.д.), мастики типа Миллипут или Ремосет, а также материалы, заимствованные из стоматологической практики. Заключительным этапом реставрации было тонирование мастиковок и восполнение в соответствии с тоном черепка и характером росписи. В наши дни реставраторы имеют большой выбор красок и лаков.

Производственному браку специалисты придают большое значение, поскольку зачастую эти признаки (деформации, горновые трещины, растрескивание и отслаивание глазури, пузыри, вздутия, мушки, различные дефекты позолоты и красочного слоя) могут свидетельствовать о времени изготовления предмета и его принадлежности к продукции уважаемых мануфактур. Изделия с допустимыми дефектами шли в продажу: их расписывали, мушки маскировали, изображая поверх них мелкие цветы, листья, насекомых.

Старые вещи даже в хорошей сохранности, как правило, несут на себе следы использования в быту: потертости, сколы, щербины, царапины от ножей и вилок на тарелках и блюдах, налеты от чая, кофе, вина, известковые отложения от воды внутри сосудов. Стоит ли считать такой предмет безнадежно испорченным? Вот мнение известного дилера и  коллекционера, специалиста по английскому фарфору Д.Годдена:

«Некоторые могут сказать, что все вещи с повреждениями, независимо от их степени, должны быть отклонены. это верный совет, если у вас толстый кошелек и вы просто вкладываете деньги. Если же вы настоящий коллекционер, то вы понимаете, что это плохой совет. Мне даже страшно подумать, сколько интереснейших приобретений я мог бы не сделать, если бы собирал только целые изделия. Я не вижу причин жаловаться на небольшие трещины или сколы, особенно на бытовых вещах. Я называю эти повреждения «честными» и поражаюсь, сколько предметов уцелело за двести лет. Можете ли вы быть уверены в совершенной сохранности чайника, которым пользуетесь каждый день? Целые вещи служат украшением антикварных рынков, на поверку оказываясь предметами, прошедшими реставрацию».

В руках профессионала современные материалы и методы реставрации фарфора позволяют добиться практически «невидимого» результата. В этом случае можно попытаться определить доделку, постучав по предмету, который издаст либо ясный отчетливый звон, либо глухой подозрительный звук. Воспользуйтесь увеличительным стеклом или ультрафиолетовой лампой. Идеально сохранившаяся вещь может оказаться кустарной подделкой или заводской репродукцией со снятой или фальшивой маркой.

Результат самостоятельной реставрации может разочаровать. Любительская реставрация зачастую наносит дополнительный ущерб предметам. Демонтаж и устранение последствий любительской реставрации (неудачная склейка, применение необратимых или недолговечных клеев, подпиливание черепков для их подгонки, небрежная абразивная обработка восполнений) может отнять много времени и потребовать значительных финансовых затрат.

В основе современной музейной реставрации лежат принципы неприкосновенности подлинника и обратимости применяемых материалов. Привнесенные дополнения в большинстве случаев должны отличаться от оригинала. При использовании ряда приемов успешно работает принцип «шесть футов – шесть дюймов», когда доделка, совершенно незаметная с расстояния шести футов (порядка 180 см), становится ясно различимой с расстояния шесть дюймов (15 см).

Коммерческая реставрация допускает иной подход – когда все дефекты должны быть по возможности скрыты. Высокие цены в этом случае вполне оправданы сложностью проводимых реставрационных работ, высокими требованиями к квалификации мастера, достаточно дорогими материалами и большим количеством времени. Во избежание недоразумений необходимо заранее обсудить программу реставрационных мероприятий и просмотреть образцы работы реставратора.

Если вы решитесь сами реставрировать фарфор, то при реставрации (склеивании) фарфора прежде всего необходимо обезжирить склеиваемые фарфоровые поверхности. Тщательно просушите фарфоровые поверхности и очистите от грязи. Следует использовать вещества на основе эпоксидной смолы, ПВА или быстро сохнущего цианакрилатного клея. Фарфоровую посуду, которой пользуются для еды, необходимо склеивать клеем, рекомендованным для такой фарфоровой посуды.

Нанесите минимальное количество клея на фарфор. Удалите с фарфора остатки пропитанной водой тряпкой (для клея ПВА) или растворителем красок или уайтспиритом (для эпоксидной смолы).

Плотно соедините склеиваемые фарфоровые поверхности, свяжите бинтом, куском ткани или проволоки и поместите в теплое место (у батареи центрального отопления,полотенцесушителя) на 3 - 4 дня.

Небольшие отколовшиеся кусочки фарфора можно заменить эпоксидной смолой, в которую можно добавить красители.

Ретушировать роспись фарфора лучше акриловыми красками, а затем покрыть их лаком из полиуретана.

Бережно храните «белое золото», и оно будет радовать вас своей красотой долгие годы.

Источник информации:

§  Фарфоровая и керамическая посуда" Дэвид Батти Москва. Астрель.АСТ 2003

В начало раздела "Керамика">>>