Рынок фарфора: предпочтения потребителей
Предпочтения европейского потребителя
Европейский рынок фарфора динамичен. В последние несколько лет предпочтение отдавалось белой посуде: от костяного фарфора до керамики. Некоторые производители проводили опыты с рельефом или текстурой, но большинство придерживалось мнения, что в моде – простота и белизна. Таким образом, белый цвет стал считаться остромодным.
Однако в последнее время стали все чаще появляться предметы с акцентами в цвете и форме. Для тех, кто привык быть на пике моды, предлагаются яркие абстрактные цветочныепринты, необычные формы (треугольные, волнистые, вытянутые), цвета (светло-вишневый, бирюзовый и черный), глазури – матовая и блестящая кайма и край в двухтональнойобработке. Такие предметы подходят потребителям, которые сочетают различные цвета в сервировке и оформлении и готовы к импульсной покупке.
На европейском рынке посуды происходит значительный сдвиг в потребительских предпочтениях. Сегодня при совершении покупки фарфора или керамики потребитель все чаще придает значение качеству и тому, насколько приобретаемые предметы смогут подходить к более спокойному и приятному образу жизни, он все чаще выбирает предметы в классическом стиле, которые могли бы надолго поселиться в его доме. Граница между традиционной и современной посудой размывается, поскольку все более модными становятся декоры в стиле ретро, стремление создать более декоративную сервировку.
Споры о том, что же модно, а что – традиционно, будут продолжаться и дальше, поскольку то, что для кого-то модно, для другого уже ретро, и наоборот.
Изменились потребительские предпочтения не только в цветовых решениях и формах, но и в еде. Все большую популярность получают «фруктовницы», прежде использовавшиеся для фруктового салата и каш, а теперь еще для пасты и чили.
Все большее значение в жизни европейского потребителя имеет домашнее приготовление пищи и домашние вечеринки, и поэтому здесь все чаще покупают посуду в подарок. Большинство продавцов утверждает, что лучше всего продается посуда не в сервизах, а по отдельности. Продажи по свадебным листам, наименее востребованные в России, в Европе в основном происходят за счет целых сервизов. Один из современных подходов – продажа сервизов на 4 персоны: при умеренной цене потребитель сможет купить более дорогой сервиз.
Потребители, покупающие более дорогую посуду, стремятся приобрести прежде всего качество, продукт или бренд с громким историческим именем.
В то же время желание потребителя приобрести для своей сервировки посуду ассиметричных форм заставило Villeroy&Boch инвестировать во внедрение новой технологии на заводе в Германии, позволяющего производить эту посуду большими партиями.
Традиционная посуда на европейском рынке всегда будет иметь спрос, но перспективный сектор с точки зрения роста - рынок повседневной посуды.
Российский рынок фарфоровой и керамической посуды до и во время кризиса
По оценкам специалистов, к 2008 году рынок посуды в России уже сформировался. Возможные заметные перемены могли быть вызваны перераспределением сил крупных игроков или ротацией ассортимента.
Емкость российского рынка посуды до кризиса составляла приблизительно 1/3 объема рынка товаров для дома, ежегодно составляющего 1.6 – 1.8 млрд. долл. США. Таким образом, на долю рынка посуды приходилось порядка 550 – 600 млн. долл. США ежегодно, из которых около 360 млн. долл. США приходилось на столовую посуду.
Российский рынок фарфоровой посуды может быть условно разделен на три основных ценовых сегмента:
низкий – дешевая посуда (Россия, Китай, Украина)
средний - посуда средней ценовой категории (Китай, Чехия, Россия)
высокий - элитная посуда из высокохудожественного фарфора (Германия, Великобритания, Чехия, Франция, Италия)
Также можно выделить посуду «от кутюр», находящуюся между средним и элитным сегментом.
Ежегодно темпы роста объемов импорта фарфоровой и керамической посуды в Россию составляли порядка 20-30%. Доля импортной продукции по отношению к фарфоровой продукции российского производства составляла примерно 50 на 50%. Имелась тенденция к росту импорта фарфора на российском рынке, постепенному сокращению российского производства фарфора и замещению импортной продукцией. По оценкам специалистов, в Россию импортировалось на 25% больше фарфоровой посуды, чем экспортировалось из России.
В 2008 году импорт фарфора в РФ составил 663 млн долл.США. Из-за кризиса в 2009 году импорт фарфора снизился на 35-40%, однако в 2010 г. импорт фарфора повысился в среднем на 15-20% по сравнению с 2009 г.
В то же время объем производства российского фарфора снижается в среднем на 2,5 тыс.т в год. Снижение объемов производства вызвано устареванием производственной базы, высокой себестоимостью и низким качеством продукции. Если в 2006 году доля отечественного фарфора на российском рынке фарфора составляла 23%, то в 2009 году она составила уже 11%. Более 95% российского фарфора продается в низком сегменте. Еще недавно российский фарфор экспортировался в 20 стран мира - в основном, в Германию и США, однако с 2009 года экспорт фарфора из РФ был незначителен и направлен преимущественно в страны СНГ.
Основные импортеры посуды из фарфора в Россию - Чехия, Китай.
В условиях существующей ценовой и ассортиментной конкуренции между основными игроками рынка компании вырабатывают собственные стратегии и определяют приоритеты. Оптовики открывают собственные розничные магазины.
Фарфоровая посуда в России выпускается на нескольких предприятиях. Однако лишь на некоторых из них имеется жесткий контроль качества, обеспечивается отличная плотность фарфора, создание оптимальной толщины стенок фарфоровой посуды, постоянно обновляется линейка продукции. Здесь выпускаются качественные высокохудожественные изделия. Ведущие российские производители фарфора: ОАО "ИФЗ" (ОАО "Ломоносовский фарфоровый завод") г. Санкт-Петербург, ЗАО "Фарфор Вербилок" Московская обл.
Фарфоровые заводы СССР и России неоднократно завоевывали призы на международных выставках. В советские времена на 59 советских фарфоровых заводах выпускалось 864 млн.единиц фарфоровой продукции в год (данные 1989 г.) Сейчас в России работает около десятка фарфоровых заводов, использующих в большинстве своем не более 10% возможной производственной мощности. В мире в основном известен только фарфор ИФЗ, однако выпуск эксклюзивного фарфора налажен на заводах "Мануфактуры Гарднер" (Вербилки), "Дулево", Кузнецова на Волхове. Отсутствие современного оборудования, устаревшее производственное оборудование российских фарфоровых заводов делает производство фарфора на большинстве предприятий убыточным. Поставщики массовой фарфоровой продукции предпочитают заказывать фарфор в Китае: разница в цене и качестве значительна.
Для восстановления и развития российского фарфорового производства необходимы значительные инвестиции и государственная поддержка.
Основные бренды, представленные в высоком ценовом сегменте
ИФЗ (Императорский фарфоровый завод) ЛФЗ (Ломоносовский фарфоровый завод)
ИФЗ основан в 1744 году по приказу императрицы Елизаветы. Это старейший фарфоровый завод России и третий по времени основания завод Европы. В те времена фарфоровые изделия стоили дороже золота и были доступны лишь самым богатым и влиятельным людям. Владельцы ИФЗ полагают, что заводу вполне по силам выйти на уровень таких всемирно признанных торговых марок, как Meissen, Herend, Wedgewood. Результатом многолетней работы по улучшению качества выпускаемого фарфора должен стать выпуск продукции первого сорта (80% всей выпускаемой продукции), увеличение продаж в 2.5 раза, повышение производительности труда и сокращение вдвое прямых потерь в производстве (до 15%). Решительным шагом на пути улучшения производственной базы стала покупка за 2.5 млн. евро контрольного пакета семейной фирмы Deshoulieres, владельцев фарфоровых заводов в Лиможе. В 2002 году ЛФЗ купил французские компании Deshouliers и Porcelaine de Sologne, которые в настоящее время производят качественный французский фарфор европейского уровня не ручной работы. До 2005 года завод назывался Ломоносовским, теперь он носит дореволюционное название Императорский фарфоровый завод. В настоящее время используется брэнд«Императорский фарфоровый завод», что объясняется большей популярностью его на зарубежных рынках по сравнению с брэндом «Ломоносов». В целях продвижения брэндапродукция ЛФЗ выставляется на крупнейших международных ярмарках в Франкфурте и Дубаи, повышаются цены на продукцию, продаваемую на российском рынке, для соответствия ценам на зарубежных рынках, создаются фирменные магазины в России, более активно продвигается в брэнд в магазинах общих форматов. В частности, экспозиция фарфора ЛФЗ организуется по-соседству с всемирно признанными марками Meissen и Herend. Фирменные магазины работают на брэнд, в них продается высокохудожественный фарфор, коллекционный фарфор, продукция высшего качества и реплики старых форм.
Herend
С 1826 года в Венгрии производится фарфор ручной работы. В наши дни это крупнейшая фарфоровая мануфактура мира, использующая традиционные методы изготовления фарфора. Создание предметов и нанесение декора происходит только вручную. Клиенты Herend на протяжении более 150 лет - монархи, кинозвезды, политики, богатейшие люди мира. Список великих людей, пользующихся элитными фарфоровыми изделиями Herend, постоянно пополняется. Многие клиенты Herend – короли, императоры, правители и султаны: Королевская семья Соединенного королевства Великобритании и Северной Ирландии, Королевская семья Бельгии, Император Японии, Султан Брунея, Султан Омана, Король Таиланда, члены большинства королевских семейств мира, несколько Президентов США, Габсбурги, Ротшильды, Семейство Лихтенштейн. Количество форм фарфора составляет уже более 16000 с 5000 используемых узоров.
Рекомендации элитному фарфору Herend дают почти все королевские семьи, резиденция Президента Венгрии, Белый Дом Президента США, Посольства Венгрии по всему миру, всемирно известные гостиницы и рестораны.
Meissen
До начала XVIII века Европа не имела собственного фарфорового производства. Только в 1709 году немецкий алхимик Бёттгер открыл рецепт белого фарфора. Meissen стал тем местом, где впервые начало производиться европейское «белое золото».
Самые известные музеи мира гордятся предметами из майсенского фарфора в своих коллекциях.
Майсенские фарфоровые изделия, как и почти три столетия назад, изготавливают вручную. Многие выдающиеся личности приобретали майсенский фарфор и восхищались им. Среди выдающихся клиентов майсенской фарфоровой мануфактуры курфюрст Саксонии и король Польши Август Сильный, граф Брюль, русская императрица Екатерина II, другие монархи Европы. Среди русского дворянства этот фарфор был популярен: им пользовались семейства Строгановых, Юсуповых, Фаберже.
Royal Copenhagen
«Royal Copenhagen» - единственная королевская фабрика, сохранившаяся со времен абсолютной монархии. В 1775 году королева Юлиана-Мария поддержала идею аптекаря Мюллера - наладить производство датского фарфора. Ей принадлежало авторство знака фабрики. В 1790 году в подарок Екатерине II по заказу датского кронпринца началось изготовление сервиза "Flora Danica" из 2600 предметов, изображающих 2600 растений, встречавшихся в Дании. Однако, мнения экспертов и их оценки по количеству предметов сервиза и по его действительному предназначению в качестве подарка русской императрице Екатерине II расходятся.
Для декорирования сервиза датских королей Flora Danica были приглашены художники-ботанисты, авторы иллюстрированных гербариев.
По другим оценкам, поначалу в этом сервизе насчитывалось 1802 предмета. В наши дни осталось более 1500 предметов, составляющих самый полный из сохранившихся парадных сервизов XVIII века, изготавливавшийся с 1790 по 1802 г.
В основе росписей – многотомный труд “Flora Danica”, состоящий из точных изображений растений лесов и полей Дании. Документального подтверждения, что этот сервиз создавался в подарок русской императрице Екатерине II, не существует.
Работа по созданию сервиза затянулась на много лет, и в 1802 году, когда сервиз был готов, русской императрицы уже не было в живых. В наши дни на фабрике делают такой сервиз для тех, кто хочет почувствовать себя особой королевских кровей.
Первооткрывательницей моды на датский фарфор стала Императрица Мария Федоровна (1847–1928), в девичестве датская принцесса Мария-София-Фредерика-Дагмара. Популярность копенгагенского фарфора в Европе в то время неуклонно росла.
В пристрастии к нему Россия не отставала от других стран.
С середины 1870-х до 1917 г. Марии Федоровне удалось собрать весьма внушительную коллекцию произведений датских и шведских мастеров художественного фарфора. После отъезда императрицы из России весной 1919 года мода на скандинавский фарфор эпохи модерна быстро угасла. У новой молодой Республики были другие кумиры, в том числе и в фарфоре…
Вновь интерес к «копенгагенскому» фарфору пришел в Россию только в 1970-е, однако своего наивысшего расцвета достиг лишь на рубеже ХХ–ХХI вв., спустя столетие после первой волны этой «фарфоровой лихорадки». Сегодня «копенгагенский стиль» вновь в центре внимания российских исследователей и коллекционеров, первым из которых была императрица Мария Федоровна.
Spode
Мануфактура Spode существует в Великобритании с середины XVIII века.
Ее основатель Джозайя Споуд открыл формулу костяного фарфора и стал первым поставщиком фарфора для английского королевского двора. В 1821 году компания «Spode» обслуживала торжества по случаю коронации Короля Георга IV, а в 1906 «Spode» получил заказ от Николая II на производство набора тарелок, соответствующих сервизу, выполненному по заказу Екатерины II. Фарфор «Spode» и в наши дни - символ утонченного вкуса и высокого благосостояния его обладателя.
Wedgwood
Компания "Wedgwood", основанная в 1759 году, выпускает фарфор и керамику уже на протяжении почти 250 лет. В списке покупателей фарфора Wedgwood значатся Екатерина II, английская королева Шарлотта, президент США Теодор Рузвельт. Кредо "Wedgwood" - создавать доступную роскошь, подходящую для того, чтобы пройти с вами через всю жизнь. "Wedgwood" порадует и любителя классики, и поклонника современных интерьеров.
Без сомнения, эксклюзивный фарфор от всемирно известных фабрик вносит в дом атмосферу уюта и старины, а вместе с ними - дух благополучия, аристократизма и семейных традиций.
А в том, что фарфоровая посуда никогда не выйдет из моды не стоит сомневаться. Фарфор - это классика, а классика вечна. Выбрав фарфор, вы не ошибетесь. Только представьте праздничный стол с белоснежной скатертью, сервированный изящными серебряными приборами и «фамильным» сервизом - с вашей монограммой на каждом предмете.
Предпочтения российского потребителя
Качественная посуда всегда была признаком достатка и значимости в России, ведь в советские времена сплошного дефицита красивая сервировка к чаю демонстрировала значительность и влиятельность. С тех пор мало что изменилось. Поначалу внезапно разбогатевшие жители России строили дворцы и покупали коттеджи, потом бентли и порше, а теперь украшают свою жизнь элитной посудой.
Широка страна моя родная… Эти слова вызывают прилив патриотических чувств у граждан России, а для импортеров фарфоровой продукции они означают еще и широкие возможности на российском рынке: если в двух столицах потребитель избалован большим ассортиментом фарфора, а рынок здесь уже поделен между основными игроками, то регионы предоставляют гораздо большие возможности для продвижения фарфоровой продукции (в основном, посуды), в том числе и верхнего эксклюзивного сегмента. Россия – необъятный рынок для большинства международных производителей посуды и предметов сервировки: как для производителей эксклюзивной продукции, так и производителей, ориентированных на массового потребителя.
Лучшие показатели реализации имеются у импортной посуды с оптимальным соотношением цены и качества. Потребитель предпочитает приобретать качественную повседневную посуду традиционного дизайна – настолько красивую, что ее можно было бы использовать и в праздничной сервировке.
На первом месте среди критериев, по которым российский потребитель выбирает посуду, стоят цена, ассортимент, качество и красота. В будущем, по прогнозам специалистов, российский потребитель будет уделять еще большее внимание дизайну посуды и концепции продаж. Ориентируясь на западную моду, российский потребитель все же отдает предпочтение качественным сервизам классических форм, белому недекорированному фарфору (или фарфору с золотой каймой), часто предпочитает костяной фарфор, хотя в большинстве случаев не имеет представления о его отличиях от твердого настоящего фарфора. Московские потребители больше склонны к покупке белой посуды, часто даже модных форм, в то время как потребители из регионов (в том числе и «новые москвичи», приехавшие сюда из регионов) предпочитают традиционные декоры из цветов, кобальтовый декор. В большинстве своем российские потребители не склонны покупать посуду экстра-модных форм и декоров в лаконичном современном скандинавском стиле, отдавая предпочтение классике. Как правило, российский потребитель покупает сразу целый сервиз – обеденный или чайно-столовый, не утруждая себя постепенной покупкой предметов сервиза. Однако он предпочел бы купить целый сервиз из предметов по своему выбору, а не навязываемый набор.
Целевой потребитель фарфора высокого и элитного ценового сегмента – человек среднего возраста (30-45 лет) с хорошим достатком, представитель верхней части среднего класса и высшего класса, занимающий высокую должность, амбициозный, интересующийся культурой, семейный, он в курсе модных тенденций, интересующийся дизайном собственного дома, любитель классики. Такой потребитель осведомлен о ведущих производителях фарфора, особенно из Германии, в частности он знаком с фарфором Meissen, Villeroy&Boch, Weimar. Предпочитает фарфор из Германии, Англии, Японии, весьма скептически относится к современному китайскому фарфору. Предпочитает качественный, но недорогой фарфор. Фарфор российских производителей (как правило, фарфор ЛФЗ) предпочитает покупать в качестве подарка иностранцу, а не для собственного употребления. Все чаще в роли активного покупателя выступает женщина.
Потребительские предпочтения керамической и фарфоровой посуды в России характеризуются рядом особенностей по отношению к Европе. Одной из основных специфических черт предпочтений российских потребителей выступает потребность в высококачественной посуде по умеренной цене. В связи с особенностями спроса на керамическую и фарфоровую посуду в России перед зарубежными поставщиками встает задача создания адаптированной продукции, обладающей оптимальным соотношением цены и качества. Нахождение наилучшего соотношения цены и качества продукции весьма актуально и для российских производителей в конкурентной борьбе с зарубежными компаниями.
Но в последнее время ситуация меняется. Покупатель, имеющий деньги, хочет видеть на столе или «в горке» что-то поистине элегантное и эстетичное, и в этом случае нет ничего лучше, чем изысканный фарфор. Российский потребитель начинает понимать, что настоящая красота, которая к тому же подкрепляется блестящим качеством, требует больших затрат.
С точки зрения маркетинга российский рынок посуды находится на начальном этапе развития. Лишь немногие производители вкладывают дополнительные средства в продвижение товара и обращают серьезное внимание на брендинг. Конкуренция в среднем ценовом сегменте среди российских производителей посуды сводится к конкуренции на ценовом уровне. Большинство конечных потребителей посуды не знает брендов и выбирает посуду, исходя прежде всего из цены и затем - из дизайна. Однако при наличии усилий про брендингу со стороны производителей ситуация может измениться к лучшему и российский потребитель, как и потребители других стран, будет совершать покупки посуды на основе определенного бренда.
Брендинг - это процесс создания, развития бренда торговой марки) и поддержания ее престижности для стратегически важной группы потребителей.
Один из наиболее эффективных инструментов маркетинга посуды - участие в профессиональных выставках. Здесь есть возможность представить преимущества посуды перед аналогичными товарами других производителей.
Важнейшие выставки по теме эксклюзивного фарфора в России:
КОНСУМЭКСПО Москва, «Экспоцентр», январь
Millionaire fair Москва, «Крокус Экспо», ноябрь
Кризис и перспективы рынка фарфора
На начало 2010 года объем рынка фарфора и керамики составил около 2 млрд. рублей. Российский рынок посуды значительно пострадал в результате кризиса: ежегодный докризисный рост в 20-30% прекратился, снижение розничных продаж составило по разным оценкам от 30 до 50%. В последние годы доля фарфора китайского производства в импорте составляла 52%, однако в 2009 году она сократилась до 40%. Доля Украинского фарфора в импорте составляет 10%. Увеличились объемы импорта фарфора из стран Азии. Объемы производства и мировых продаж европейского фарфора в 2009 году снизились по сравнению с объемами 2007-2008 годов. Общий объем импорта посуды сократился. Спрос на некоторые известные европейские марки уменьшился на треть. Некоторые компании, традиционно работающие в высоком ценовом сегменте, ввели в свой ассортимент значительные объемы более дешевой продукции, рассчитанной на массовый спрос, и таким образом увеличили свою долю на рынке.
В начале кризиса европейские тенденции продемонстрировали наибольшее негативное влияние кризиса на компании, предлагающие посуду средне-высокого и VIP ценового сегмента. Продажи элитной посуды значительно снизились. Компании, предлагавшие фарфор низкой ценовой категории, оказывались в выигрыше.
В настоящее время покупатели все более избирательно подходят к покупке, покупая лишь необходимое, вероятность спонтанной покупки практически исчезла. Покупатель предпочитает покупать качественную посуду по разумной цене. Российский покупатель все более стремится покупать не очень дорогую посуду высокого качества, выполненную в соответствии с последними дизайнерскими разработками. Однако спрос на фарфоровую посуду классических форм и декоров по-прежнему сохраняется на высоком уровне. Приверженность постоянных покупателей к маркам высокого ценового сегмента позволила традиционно работающим в нем компаниям, начавшим производство более дешевой продукции, сохранить уровень спроса, что привело к лишь незначительному снижению продаж.
В ближайшем будущем, по мнению экспертов, фарфоровая посуда останется лидером рынка посуды. Потребители будут отдавать предпочтение фарфоровой посуде, декоративный фарфор (статуэтки, украшения, письменные приборы и т.п.) будут покупать реже. Доля китайского фарфора в импорте, по всей вероятности, будет оставаться значительной при одновременном увеличении цен на китайский фарфор за счет поставок фарфора более высокого качества.
Крупнейшие производители элитного фарфора расширяют ассортимент продукции, уделяя внимание таким областям, как создание ювелирных украшений, часов, декорирование интерьера (мозаики из фарфора), производство пищевых продуктов (чай), а также предлагая скидки на наиболее востребованный относительно недорогой фарфор из своей линейки товаров, продажа сервизов по отдельным предметам, бюджетные наборы посуды по цене до 500 евро.