Логотип

Андрей Черный – мастер живописи по фарфору виноградовского периода

Художник Андрей Иванович Черный (или Чернов) исполнял росписи на фарфоровых табакерках. Он был лучшим мастером миниатюры, которой славится искусство фарфористов времени Виноградова.

Сведения о жизни Черного предельно скупы: не известны ни дата, ни место его рождения, ни даже точная дата смерти. Его отец – один из первых живописцев по фарфору в России Иван Алексеевич Черный – был крепостным князей Черкасских, а затем перешел в собственность графа П.Б. Шереметева.

 
В 1750 году Черный вместе с семьей переселился в Петербург и в течение четырех лет, вплоть до смерти в 1754 году, работал на Императорском фарфоровом заводе. На завод он был выслан по своей же челобитной возглавляющим Кабинет Елизаветы Петровны бароном И.А. Черкасовым, которому императрица поручила надзор за организацией производства фарфора.

В первые же годы работы на заводе Иван Черный стал обучать своему мастерству старшего сына Андрея, будущего миниатюриста, и младшего – Александра. Причем, поскольку во всех делах Иван именуется как «финифтяного дела мастер», можно предположить, что именно у отца Андрей Черный получил первые навыки и в росписи по фарфору, и в родственной ей области – финифтяном деле (хотя работ Ивана Черного в этой технике не сохранилось). Точная дата поступления Андрея на Императорский фарфоровый завод неизвестна, вероятно, он пришел туда вместе с отцом.

«Табакерка с мопсиками» - одна из его ранних работ, датированная 1752 г. Роспись на крышке несколько суховата. Но уже через год в миниатюрах Черного появился мастерски мягкий «фарфоровый» мазок и все достоинства виртуозной техники живописи.

Пакетовая табакерка великой княгини Екатерины Алексеевны. 1754, роспись А.Черного.

 

Одна из самых интересных работ Черного – роспись на крышке табакерки великой княгини Екатерины Алексеевны с изображением аллегории на рождение великого князя Павла Петровича.

Используя тонкую нюансировку тонов одной краски – пурпура, он создал изящное живописное произведение, показав отличное знание техники живописи по фарфору.

В аллегорический мотив мастер ввел изображение Московского кремля и Петропавловской крепости.

Традиционно принято все вещи 1750-1770-х гг. с инициалами «АИ» связывать с именем Андрея Черного, тем более что Александр поступил на фарфоровый завод только в 1756 году и то в качестве «живописного ученика».

Параллельно с росписями по фарфору Андрей Черный начинал и работу в области финифти: его первые миниатюры на эмали относятся к началу 1760-х гг. Традиции живописи Черного господствовали в русском фарфоре до конца XVIII века. 

В начало раздела "Керамика">>>