Логотип

Начало фарфорового производства в России

Еще 300 лет назад Европа и не представляла, из чего делается фарфор – китайцы старательно оберегали тайну его изготовления. Фарфору приписывались магические свойства, как, например, способность изменять цвет, если положенная в фарфоровую посуду пища или налитая в фарфоровый сосуд жидкость отравлена. Может быть, в этом и заключалась причина появления первых образцов китайской фарфоровой посуды при дворах европейских монархов и на территории Московского кремля еще в XIII – XIV вв. Редкость и дороговизна фарфора привели к тому, что он ценился на вес золота – его даже называли «белым золотом». Изделия из него дарили коронованным особам, ими украшали парадные залы, если они разбивались – кусочки битого фарфора оправляли в золото или серебро и носили на цепочках, как украшения.

Шандалы парные. 1750-е гг.

 

В начале XVIII века в Саксонии немецкий химик Иоанн Беттгер вместе с физиком и математиком Вальтером Чирнгаузом после многочисленных экспериментов открыли секрет фарфоровой массы и изобрели европейский фарфор. 
Они работали в недоступном и строго охраняемом замке Альбрехтсбург в Мейсене – там и была в 1710 году основана первая в Европе Порцелиновая (Фарфоровая) мануфактура.

Безусловно, это не могло пройти мимо внимания Петра I, обустраивавшего Россию по западному образцу. Он постоянно выписывал из-за границы фарфоровую и фаянсовую посуду как для обихода, так и для украшения интерьера.

Екатерина I тоже любила фарфор, а царской семье подражала вся европейски ориентированная русская знать. В свои неоднократные посещения европейских государств Петр интересовался производством фарфора и пытался наладить производство у себя, в России, однако, безуспешно.

Фигуры из серии «Негры». 1760-е гг.

 

Идея Петра о создании в России собственной Порцелиновой мануфактуры осуществилась через два десятилетия, в период правления Елизаветы Петровны (1741-1761). Этот период в развитии русского фарфорового дела связан с именем русского мастера Дмитрия Виноградова.

Почему же создание собственного фарфорового производства было так важно для России в это время? 
В середине и второй половине XVIII века активно развивающаяся экономика России и ее военные успехи способствовали росту международного авторитета страны.

Возникла потребность в таких формах искусства, которые создадут возвеличивающие импозантные образы, утверждающие и прославляющие государственное правление. Это в первую очередь отразилось на архитектуре – в это время в России творит Растрелли, строя Зимний дворец и другие известные сооружения. Россия выдвигалась в ряд авторитетных держав мира и все, к чему стремилась Европа, становилось предметом заинтересованного внимания представителей высшего сословия.

Шахматные фигурки. 1760-е гг.

Фарфор уже в начале XVIII века стал обязательной принадлежностью каждого царского двора, претендовавшего прослыть блестящим. 
На европейском рынке фарфор котировался как редкий предмет роскоши, как дорогой товар, которым выгодно было торговать, и многие европейские государи стремились стать обладателями производства фарфора – не только модного, но и весьма доходного материала.

Однако, коммерческая выгода не являлась причиной, по которой в России заводили фарфоровое дело. В сохранившихся архивных документах нет данных, которые бы говорили об ожидаемых прибылях, напротив, организация нового дела сразу же была определена в ведомство Кабинета Ее Величества, который занимался сугубо бездоходными предприятиями, требующими субсидий.

Следует учитывать также и то, что организация фарфорового производства оценивалась передовыми людьми, как государственное культурное дело, как открытие новой области русского искусства, имеющей большие перспективы. Иначе это дело не могло бы стать предметом внимания и участия крупнейших деятелей культуры того времени – М. Ломоносова, Д. Виноградова, основателя петербургской Академии художеств И. Шувалова. Тенденции декоративности, присущие русскому искусству середины XVIII века могли найти в фарфоре свое новое воплощение. Фарфор – материал, способный воспроизводить сложные композиции, изогнутые узорные линии, тонкие детали, способный давать живописный и декоративный эффекты. Было задумано на первое изделие нанести надписи: «Первое в России из земли российской» и «Или не имать власть скудельник набрении?» (то есть «Разве не властен гончар над глиною?»).

Произведения императорского фарфорового завода раннего периода принято называть виноградовскими – это вполне справедливо, так как изобретение самого материала, организация производства во всех малейших деталях и работа над изготовлением каждой вещи – дело рук Дмитрия Виноградова . Для истории русской керамики значение этого фарфора первостепенно – в это время были заложены основы традиций, которые определили своеобразие искусства русского фарфора.

В начало раздела "Керамика">>>