Фарфор
Ваза из мягкого фарфора с пестрыми, пластически выделанными цветами. Венссен, ок. 1750 года.
Фарфор занимает смежное положение по отношению к основным видам изобразительного искусства – пластике и живописи. В нём сочетаются специфика «чистого творчества» и специфика производственной деятельности.
История фарфора не знает примеров, когда бы существенные для того или иного времени стилистические черты и тенденции впервые или наиболее ярко складывались именно в нём. Он – ещё одна грань, подтверждающая и иллюстрирующая процессы более общие, полнее проявившиеся в независимых областях искусства.
По своей природе фарфор находится между керамикой и стеклом. Керамика сродни земле, близка ей по составу и по цвету, стекло же обладает прозрачностью, хрупкой льдистостью, игрой плененного света.
Фарфор – это род керамики – самый твёрдый и самый хрупкий, огнестойкий и ослепительно белый, прозрачный и непроницаемый. Он – плод развитой, осознавшей себя, рафинированной культуры Востока. Второе его рождение происходит в подобном контексте изысканной культуры Европы 18 века.
Культура Востока благоговела перед скрытой жизнью материала, перед его поверхностью, цветом, мягким мерцающим блеском. Равно высокая мера одухотворённости сквозила и в ощущении фарфора, принятого Востоком как дар природы, и в знаках природы: цветах, ветвях, пейзажах, возникших на нём как её символы. И хотя европейской культуре, вернувшей секрет производства много веков спустя, такое миропонимание не было родственно, долгое время отношение к фарфору как к чуду держалось, ограждая его от чрезмерной росписи. Первые королевские и императорские мануфактуры, на основе которых сложились главные национальные очаги – камертоны европейской культуры фарфора: мануфактуры в Мейсене, Вене, Берлине, Севре и Петербурге.
'Император Иосиф II'. Бисквитная фигурка. Вена, 1789 год.
Фарфор считается наиболее совершенным видом керамики, которые отличается от других ее видов особыми свойствами, например, тем, что он бел не только на поверхности, но и на изломе; а черепок в самых тонких местах прозрачен.
Фарфор состоит из смеси разных сортов глины и глазури, которой покрывается черепок. Дважды обожженная фарфоровая масса без глазури называется "бисквит" и используется в основном для изготовления мелкой пластики.
В зависимости от состава фарфоровой массы и глазури различают твердый и мягкий фарфор, а также - костяной.
Твердый фарфор состоит из каолина (чистая глина, очень пластичная)и полевого шпата (часто в соединении с белой слюдой), которвй легко плавится. К этим двум основным составляющим добавляется кварц или песок.
Свойства полученного фарфора зависят от пропорционального соотношения главных составляющих: чем больше в фарфоровой массе каолина, тем более она тугоплавка, тем, следовательно, тверже фарфор. Смесь мелко перемалывают, замешивают, промывают и высушивают до степени тестообразного состояния. Полученную массу можно отливать в формах или обтачивать на гончарном круге. Далее следует двойной обжиг: при 600 - 800°C, а потом при 1300-1500°C уже с глазурью. Глазурь имеет тот же состав, что и фарфоровая масса, но с иным пропорциональным соотношением компонентов.
Твердый фарфор крепок, термостоек, отлисается сильной сопротивляемостью кислотам. В Европе он был изобретен в 1708 году в Мейсене И.Ф. Бетгером.
Мягкий фарфор состоит, главным образом, из смеси стекловидных веществ, так называемых фритт, в состав которых входит песок или кремень, селитра, морская соль, сода, квасцы, толченый алебастр. К этой смеси добавляют глину. Глазурь состоит преимущественно из стекла, богатого окисью свинца и содержащего песок, соду, поташ и известь. Технология изготовления сходна с технологией для твердого фарфора, однако температура первого обжига - 1100-1500°C, а второго - 1050-1100°C. Мягкий фарофор более прозрачен, чем твердый, его цвет более нежен, но этот фарфор менее жаропрочен. Изобретен он был во Флоренции в XVI веке.
Костяной фарфор был изобретен в Англии около 1750 года. Кроме каолина и полевого шпата в его состав входит фосфат извести (из пережженой кости). Обжиг осуществляется при температуре 1100-1500°C. Это твердый фарфор, ео при этом гораздо более легкоплавкий. По своим свойствам костяной фарфор занимает промежуточное положение между твердым и мягким.
Различают два типа декора фарфора. Рельефный декор вделан непосредственно в материал самого предмета: его либо отливают в формах вместе м предметом, либо наклеивают. Красочный декор представляет собой роспись подглазурную или надглазурную. При подглазурной росписи окислы металлов (кобальт, гематит) наносятся на черепок и обжигаются вместе с глазурью. Надглазурная роспись - роспись эмалевыми красками по глазури.