Логотип

Фарфор Дулево. Дулевский фарфоровый завод

Дулевский фарфоровый завод был основан в 1832 году купцом Терентием Кузнецовым в пустоши  Дулево  (с 1937 г. Ликино-Дулево Московской области) и менее чем за 20 лет стал ведущим фарфоровым предприятием России. С 1889 до 1917 фарфоровый завод принадлежал товариществу М.С.Кузнецова. В начале XX века это было крупнейшее фарфоровое производство России.

Фарфор Дулевского завода отличался благородной простотой - ослепительная белизна сочеталась с великолепной позолотой и равномерным, насыщенным блеском глазури. Но для успешного сбыта посуды требовалась иная роспись - более яркая, броская. Поэтому акцент был сделан на самобытность, народное творчество, национальные особенности и традиции, в результате которого родился неповторимый дулевский стиль - "агашки".

В 1918 году, после национализации, завод получил название Дулевский государственный фарфоровый завод. В революционные времена Дулевский фарфоровый завод был известен крупными яркими расписными чашками и чайниками, популярными в среде русского купечества и мещанства, получившими название "трактирная посуда". Они ассоциировались с русским чаепитием и составляли сервировку трактиров и чайных. На картинахБ.Кустодиева можно видеть пышных красавиц-купчих с такими чашками в руках. Подобные чашки обычно были расписаны розами и букетами, исполненными широким полнокровным мазком, с "оттяжкой". Их быстро и ловко наносили на  фарфор  женщины-мастерицы, которых называли Агафьями. Отсюда такая манера письма, и сами изделия получили название "агашки". Все эти сервизы, чайники, чашки, подносы, украшенные крупными цветами, определяли массовый выпуск Дулевского завода.

В начале 1920-х гг. деятельность фарфорового завода нчала постепенно налаживаться. Художник А.Колосов играл значительную роль в обновлении продукции завода, его изделия пользовались успехом на Всероссийской сельскохозяйственной и художественно-промышленной выставке 1923 года. В 1920-х гг. на Дулевском фарфоровом заводе выпускался агитационный фарфор. Было выполнено 1750 предметов в подарок участникам III Конгресса Коминтерна. В середине 1920-х гг. широко использовались кузнецовские формы, выпускалась чайная и столовая посуда, посуда для города и деревни, азиатский товар для Персии и Средней Азии.

К 1930 году ассортимент фарфора сократился, произведена стандартизация продукции. Основные темы росписи – электрификация, индустриализация, коллективизация, оборона, пионерское движение.

В 1932 г. на завод в качестве главного художника был назначен Петр Васильевич Леонов. Он был одержим идеей создать новый национальный  фарфор, прославить  Дулево , обращается к русским национальным традициям. Начинают рождаться оригинальные леоновские сервизы, отличающиеся своеобразием декоративных мотивов, буйством красок, крупным масштабом, например, сервизы "Жар-птица", "Маша выбирает жениха" и др. В 1934 году на Дулевском фарфоровом заводе была создана художественная лаборатория, которую возглавил П.В.Леонов. До сих пор в ассортименте  Дулева  сохраняется традиционный большой "трактирный" чайник, на нем пирамида заварных чайников и серия "аппетитных" трехграммовых чашек на глубоких блюдцах. Такая посуда расписывается крупными розами и букетами, часто используются цветное крытье и обильная позолота.

Сервиз "Жар-Птица", сер. 1930-х гг

Сервиз "Жар-Птица", сер. 1930-х гг. П.В. Леонов. Дулевский фарфоровый завод

После Великой отечественной войнына дулевском заводе особое внимание уделялось выпуску бытового фарфора.

К концу 1950-х годов дулевцы постепенно переходят к наметившейся еще в предвоенные годы манере росписи своих изделий, в которой отчетливо нарастает декоративно-эмоциональный момент. Нельзя не принять во внимание влияние творчества П.Леонова, и в частности его знаменитого чайного сервиза "Золотой олень" (1958). Этот чайный сервиз был отмечен в 1958 году Большой золотой медалью на Всемирной выставке в Брюсселе. Так наметилось новое направление развития Дулевского завода - путь широкого использования в росписи мотивов русского фольклора и народного орнамента, яркой контрастной палитры, с преобладанием столь характерных длядулевского  фарфора  оранжево-красного (селенового), зеленого и синего цвета. В это время на Дулевском фарфоровом заводе работали талантливые живописцы и скульпторы П.Кожин, В.Колосов, В.Яснецов, А.Сотников, Т.Воскресенская, работы которых успешно экспонировались на международных выставках.

"Телефонный разговор", 1954 г.

"Телефонный разговор", 1954 г. Н.А. Малышева. Дулевский фарфоровый завод

"Маникюр", 1954 г.

"Маникюр", 1954 г. Н.А. Малышева. Дулевский фарфоровый завод

В 60-е годы в дулевском  фарфоре  появляется и совершенно иная манера декорирования. В таких чайных сервизах, как "Нежный" (роспись Кукушкина, 1964), "Клетчатый" (роспись С. Аникина, 1966), "Золотая птица" и "Виноград" (роспись В. Колосова, 1967) чувствуется стремление оттенить белизну  фарфора  мягкими пастельными тонами росписи, золотой обводкой, простым геометрическим рисунком. Это был своеобразный художественный противовес той чрезмерной "записанности" дулевского  фарфора , которая наблюдалась в предшествующие годы. На Дулевском заводе, несмотря на преобладание идей минимализма, приоритетной оставалась русская национальная стилистика: яркая, сочная живопись, широкий мазок, крупные формы, берущие начало в XIX веке.

В 70-е годы особо выделяется творчество Владимира Яснецова - художника большого живописного дарования лирического склада. Он украшает сервизы этюдами русской природы, покрывает блюда полевыми цветами.

Сервиз "Первая песня", 1973 г.

Сервиз "Первая песня", 1973 г. В.К. Яснецов. Дулевский фарфоровый завод

Массовая продукция Дулевского завода начала все больше завоевывать прилавки магазинов, ее всегда можно узнать по крупным формам, грубоватому черепку и яркой мазковой росписи. 

За более чем 170-летнюю историю Дулевского фарфорового завода многое изменилось.

"Король Лир", 1990 г.

"Король Лир", 1990 г. А.Д. Бржезицкая, Дулевский фарфоровый завод

Сегодня это технически оснащенное предприятие, с непрерывным технологическим циклом, на котором работает около 3-х тысяч человек. Это один из крупнейших заводов Европы, специализирующийся на выпуске высококачественного фарфора.

Изделия подмосковных мастеров были отмечены многочисленными премиями и наградами.

Скульптура А. Г. Сотникова "Сокол", получившая золотую медаль и "Гран-при" в 1958 году на всемирной выставке в Брюсселе, стала символом Дулевского фарфорового завода, а изображение сокола - торговой маркой предприятия.

"Сокол", 1957 г.

"Сокол", 1957 г. А.Г. Сотников. Дулевский фарфоровый завод

 

В настоящее время завод выпускает изделия самого широкого ассортимента для кафе и ресторанов, все виды столового и чайного ассортимента, подарочный фарфор - скульптуру, подарочные наборы, вазы, декоративные тарелки и многое другое. Качество, богатый ассортимент и невысокие цены на фарфор привлекают покупателей. Дулевский фарфоровый завод поставляет свою продукцию в 75 регионов России, в 6 стран ближнего зарубежья, а также в США, Канаду, Норвегию.

В начало раздела "Керамика">>>