Фарфор Дулево. Дулевский фарфоровый завод
Дулевский фарфоровый завод был основан в 1832 году купцом Терентием Кузнецовым в пустоши Дулево (с 1937 г. Ликино-Дулево Московской области) и менее чем за 20 лет стал ведущим фарфоровым предприятием России. С 1889 до 1917 фарфоровый завод принадлежал товариществу М.С.Кузнецова. В начале XX века это было крупнейшее фарфоровое производство России.
Фарфор Дулевского завода отличался благородной простотой - ослепительная белизна сочеталась с великолепной позолотой и равномерным, насыщенным блеском глазури. Но для успешного сбыта посуды требовалась иная роспись - более яркая, броская. Поэтому акцент был сделан на самобытность, народное творчество, национальные особенности и традиции, в результате которого родился неповторимый дулевский стиль - "агашки".
В 1918 году, после национализации, завод получил название Дулевский государственный фарфоровый завод. В революционные времена Дулевский фарфоровый завод был известен крупными яркими расписными чашками и чайниками, популярными в среде русского купечества и мещанства, получившими название "трактирная посуда". Они ассоциировались с русским чаепитием и составляли сервировку трактиров и чайных. На картинахБ.Кустодиева можно видеть пышных красавиц-купчих с такими чашками в руках. Подобные чашки обычно были расписаны розами и букетами, исполненными широким полнокровным мазком, с "оттяжкой". Их быстро и ловко наносили на фарфор женщины-мастерицы, которых называли Агафьями. Отсюда такая манера письма, и сами изделия получили название "агашки". Все эти сервизы, чайники, чашки, подносы, украшенные крупными цветами, определяли массовый выпуск Дулевского завода.
В начале 1920-х гг. деятельность фарфорового завода нчала постепенно налаживаться. Художник А.Колосов играл значительную роль в обновлении продукции завода, его изделия пользовались успехом на Всероссийской сельскохозяйственной и художественно-промышленной выставке 1923 года. В 1920-х гг. на Дулевском фарфоровом заводе выпускался агитационный фарфор. Было выполнено 1750 предметов в подарок участникам III Конгресса Коминтерна. В середине 1920-х гг. широко использовались кузнецовские формы, выпускалась чайная и столовая посуда, посуда для города и деревни, азиатский товар для Персии и Средней Азии.
К 1930 году ассортимент фарфора сократился, произведена стандартизация продукции. Основные темы росписи – электрификация, индустриализация, коллективизация, оборона, пионерское движение.
В 1932 г. на завод в качестве главного художника был назначен Петр Васильевич Леонов. Он был одержим идеей создать новый национальный фарфор, прославить Дулево , обращается к русским национальным традициям. Начинают рождаться оригинальные леоновские сервизы, отличающиеся своеобразием декоративных мотивов, буйством красок, крупным масштабом, например, сервизы "Жар-птица", "Маша выбирает жениха" и др. В 1934 году на Дулевском фарфоровом заводе была создана художественная лаборатория, которую возглавил П.В.Леонов. До сих пор в ассортименте Дулева сохраняется традиционный большой "трактирный" чайник, на нем пирамида заварных чайников и серия "аппетитных" трехграммовых чашек на глубоких блюдцах. Такая посуда расписывается крупными розами и букетами, часто используются цветное крытье и обильная позолота.
Сервиз "Жар-Птица", сер. 1930-х гг. П.В. Леонов. Дулевский фарфоровый завод |
После Великой отечественной войнына дулевском заводе особое внимание уделялось выпуску бытового фарфора.
К концу 1950-х годов дулевцы постепенно переходят к наметившейся еще в предвоенные годы манере росписи своих изделий, в которой отчетливо нарастает декоративно-эмоциональный момент. Нельзя не принять во внимание влияние творчества П.Леонова, и в частности его знаменитого чайного сервиза "Золотой олень" (1958). Этот чайный сервиз был отмечен в 1958 году Большой золотой медалью на Всемирной выставке в Брюсселе. Так наметилось новое направление развития Дулевского завода - путь широкого использования в росписи мотивов русского фольклора и народного орнамента, яркой контрастной палитры, с преобладанием столь характерных длядулевского фарфора оранжево-красного (селенового), зеленого и синего цвета. В это время на Дулевском фарфоровом заводе работали талантливые живописцы и скульпторы П.Кожин, В.Колосов, В.Яснецов, А.Сотников, Т.Воскресенская, работы которых успешно экспонировались на международных выставках.
"Телефонный разговор", 1954 г. Н.А. Малышева. Дулевский фарфоровый завод |
"Маникюр", 1954 г. Н.А. Малышева. Дулевский фарфоровый завод |
В 60-е годы в дулевском фарфоре появляется и совершенно иная манера декорирования. В таких чайных сервизах, как "Нежный" (роспись Кукушкина, 1964), "Клетчатый" (роспись С. Аникина, 1966), "Золотая птица" и "Виноград" (роспись В. Колосова, 1967) чувствуется стремление оттенить белизну фарфора мягкими пастельными тонами росписи, золотой обводкой, простым геометрическим рисунком. Это был своеобразный художественный противовес той чрезмерной "записанности" дулевского фарфора , которая наблюдалась в предшествующие годы. На Дулевском заводе, несмотря на преобладание идей минимализма, приоритетной оставалась русская национальная стилистика: яркая, сочная живопись, широкий мазок, крупные формы, берущие начало в XIX веке.
В 70-е годы особо выделяется творчество Владимира Яснецова - художника большого живописного дарования лирического склада. Он украшает сервизы этюдами русской природы, покрывает блюда полевыми цветами.
Сервиз "Первая песня", 1973 г. В.К. Яснецов. Дулевский фарфоровый завод |
Массовая продукция Дулевского завода начала все больше завоевывать прилавки магазинов, ее всегда можно узнать по крупным формам, грубоватому черепку и яркой мазковой росписи.
За более чем 170-летнюю историю Дулевского фарфорового завода многое изменилось.
"Король Лир", 1990 г. А.Д. Бржезицкая, Дулевский фарфоровый завод |
Сегодня это технически оснащенное предприятие, с непрерывным технологическим циклом, на котором работает около 3-х тысяч человек. Это один из крупнейших заводов Европы, специализирующийся на выпуске высококачественного фарфора.
Изделия подмосковных мастеров были отмечены многочисленными премиями и наградами.
Скульптура А. Г. Сотникова "Сокол", получившая золотую медаль и "Гран-при" в 1958 году на всемирной выставке в Брюсселе, стала символом Дулевского фарфорового завода, а изображение сокола - торговой маркой предприятия.
"Сокол", 1957 г. А.Г. Сотников. Дулевский фарфоровый завод |
В настоящее время завод выпускает изделия самого широкого ассортимента для кафе и ресторанов, все виды столового и чайного ассортимента, подарочный фарфор - скульптуру, подарочные наборы, вазы, декоративные тарелки и многое другое. Качество, богатый ассортимент и невысокие цены на фарфор привлекают покупателей. Дулевский фарфоровый завод поставляет свою продукцию в 75 регионов России, в 6 стран ближнего зарубежья, а также в США, Канаду, Норвегию.