Логотип
Hoff

Западноевропейский фарфор XVIII века в собрании Павловского дворца

Собрание западноевропейского фарфора XVIII века в Павловском дворце интересно и уникально. За редким исключением это предметы, полученные в дар или приобретенные первыми владельцами дворца — великим князем Павлом Петровичем и его супругой великой княгиней Марией Федоровной.

Вазы с профилями античных деятелей. Берлин, Королевская фарфоровая мануфактура, 1776. Фарфор, надглазурная роспись, золочение

В коллекцию музея входят большие декоративные фарфоровые вазы, столовые и десертные сервизы, туалетные приборы, а также отдельные предметы камерного характера, предназначавшиеся для размещения в личных покоях: на столе, бюро или небольшом рабочем столике. К таким предметам можно отнести дежене, чашки с блюдцами, чернильные приборы, подсвечники, настольные украшения, фарфоровые челноки. Так как эти вещи экспонировались на различных выставках, многие из них опубликованы в каталогах и дру­гой литературе, а самые интересные представлены в постоянной экспозиции Павловского дворца, то данное сообщение предполагает лишь очень краткий, ознакомительный обзор нашей коллекции западноевропейского фарфора XVIII века.

Временной отрезок, к которому относиться коллекция, невелик — последняя четверть XVIII века. Приобретения этого времени можно условно разделить на три группы: подарки прусского короля Фридриха Великого; подарки вюртембергских родственников и подношения французского королевского дома — Людовика XVI и Марии–Антуанетты; вещи, приобретенные графом и графиней Северными во время их путешествия по Европе — на Севрской мануфактуре, частных фарфоровых заводах Парижа, в антикварных лавках Европы.

Самые ранние предметы относятся к 1776–1778 годам. Это фарфоровые изделия Берлинской королевской мануфактуры, полученные цесаревичем в подарок от Фридриха II. Известно, что прусский мо–нарх способствовал великому князю Павлу Петровичу при его вступлении во второй брак с родственницей Фридриха, принцессой Вюртембергской Софией Доротеей. Для знакомства с ней жених отправился в Берлин. Там, в королевском дворце, и произошла его встреча с будущей супругой. Тогда же Фридрих II показал великому князю свое любимое детище, предмет своей гордости — фарфоровую мануфактуру и щедро одарил гостя фарфоровыми подарками, зная, что Павел любил и ценил фарфор еще с юности.

Среди подарков в первую очередь следует упомянуть столовый сервиз с изображением российского и голштинского гербов на фоне двуглавого орла. Этот сервиз белой глазури, с позолотой и невысоким рельефным декором, использовался как парадный. В настоящее время в фондах музея хранится всего 35 предметов из этого ансамбля.

К числу свадебных подарков 1776 года скорее всего можно отнести тет­а­тет (две чашечки на поддоне) с профильными портретными изображениями Павла Петровича и Марии Федоровны, выполненными в технике гризайля, в обрамлении венков из роз, с инициалом из сдвоенных букв «P» и «М» на поддоне, также в обрамлении из роз.

Замечательным подарком в свое время стали четыре декоративные вазы с портретами известных исторических деятелей античного мира. Согласно первому «Описанию Парадных зал» дворца, выполненному самой владелицей в 1795 году, эти вазы находились в ее кабинете на камине. Позже обстановка кабинета Марии Федоровны была переделана во фрейлинскую комнату, а вазами украсили другой интерьер.

Ваза. Берлин, Королевская фарфоровая мануфактура, 1776. Фарфор, белая глазурь, рельефный декор, золочение

Еще один подарок — большая ваза белой глазури с рельефным декором находится ныне в экспозиции «Жилые покои» на первом этаже Павловского дворца, в Бильярдной комнате.

Следующий комплекс вещей — подарки вюртембергских родственников — изделия Людвигсбургской фарфоровой мануфактуры, подаренные Павлу Петровичу и Марии Федоровне ее дядей, Карлом Евгением Вюртембергским, основателем и владельцем мануфактуры, во время их путешествия по Европе. Прежде всего, это фарфоро­вый туалетный стол с зеркалом и туалетный прибор из 30 предметов, а также фарфоровый камин и надкаминное зеркало. Согласно «Описям» 1790 и 1817 годов, в которых приводится полный перечень предметов, стол с зеркалом и туалетными принадлежностями находился в Теплой бане в Зверинце. Почти все предметы сохранились до наших дней: кувшин для умывания и таз к нему, туалетные коробки разных размеров с портретными изображениями членов монбельярской семьи, Екатерины II, Павла Петровича и Марии Федоровны; щетка, подсвечники и другие мелкие предметы.

Известно, что в 1932 году туалетный прибор со столом и зеркалом были переданы в Гатчинский дворец–музей на временное хранение, где оставались до Великой Отечественной войны. В начале войны часть предметов эвакуировали вместе с другими произведениями декоративно­прикладного искусства. Стол с зеркалом, которые не удалось вывезти из Гатчины, вероятно, погибли в годы войны. Было утрачено и надкаминное зеркало, которое также оставалось во время войны в Павловске. Это подтверждают фарфоровые фрагменты зеркала, обнаруженные осенью 2007 года в ходе проводившихся во время реставрации раскопок и идентифицированные по довоенной фотографии. Были найдены фрагменты фарфорового обрамления зеркала с хорошо сохранившейся позолотой и элементы лепного декора в виде цветов и листьев. Возвратившийся после войны из эвакуации туалетный прибор сегодня вновь находится в фондах Павловского дворца.

К числу замечательных подарков вюртембергских родственников принадлежит также гарнитур из пяти ваз с портретами тех же лиц, что и на туалетном приборе. Вазы имеют крышки и сложный лепной декор. Они отличаются своими размерами. Центральная — самая большая — с портретами Екатерины II, Павла Петровича и Марии Федоровны. На одной из боковых ваз меньшего размера изображены мать и отец Марии Федоровны, на другой — сам герцог Карл Евгений Вюртембергский и принцесса Елизавета. Из входящих в этот ансамбль еще двух парных ваз с шестью медальонами на тулове сохранилась только одна — с изображением братьев Марии Федоровны. Вторая парная ваза с изображением сестер была утрачена еще в XIX веке. Как удалось установить хранителю фарфора Павловского дворца Н.И. Казакевич, автором моделей всех ваз является Иоганн Генрих Шмидт, работавший в Людвигсбурге в 1760–1780–е годы. Эти вазы с портретными изображениями включены в постоянную экспозицию Павловского дворца.

И.–Г. Шмидту приписывают еще одну интересную вазу белой глазури с позолотой и с крышкой, выполненную в форме урны. Ножкой вазы служит такая же скульптурная группа, как у центральной вазы гарнитура. Тулово украшает рельефный декор, изображающий Аполлона с его спутницами музами. Под каждым изображением имеется соответствующая подпись. Эта ваза в настоящее время находится в фондах музея.

Ваза с изображением Аполлона и Муз. Германия. Людвигсбург. 1780–е. Фарфор, белая глазурь, рельефный декор, золочение

Но, наверное, самые известные предметы коллекции — это приобретения, связанные с Севрской королевской мануфактурой. Документы свидетельствуют, что во время путешествия Павел Петрович и Мария Федоровна дважды посетили мануфактуру и не только были одарены прекрасными подарками, но помимо этого еще и приобрели достаточно много предметов. К числу самых прославленных относится знаменитый фарфоровый туалетный прибор, выполненный лучшими мастерами Севра по моделям Л.–С. Буазо. Уникальный декор исполнен эмальером Ж. Котто — только мастера Севра владели такой техникой декора: на золотую фольгу нанесены капли цветных эмалей, скрепленные в процессе обжига с глазурью. В состав прибора входит более 60 предметов от достаточно крупных: зеркало в фар­форовой раме, увенчанное двуглавым орлом, умывальный кувшин и поддон к нему — до самых мелких, таких как лопаточка для чистки языка и ножичек для снятия мушек. Последние выполнены из золота и хранятся ныне в Особой кладовой дворца.

Мария Федоровна очень ценила столь замечательный подарок: вещи, как вспоминала баронесса Оберкирх, были упакованы со всей возможной тщательностью. По прибытии в Петербург, а затем в Павловский дворец в 1782 году, прибор был установлен на специальном столе в Опочивальне Марии Федоровны. Прибор находился во дворце на том же месте и в 1795 году, согласно уже упоминавшейся «Описи». Вероятно, Мария Федоровна им не пользовалась, поскольку высоко ценила и берегла уникальную работу. На этом же месте, только на другом столе, этот прибор можно увидеть и сейчас — как подтверждение тому, что прибор бережно хранили всегда. В начале войны он был эвакуирован первым.

Также к числу ценных подарков относятся находящиеся в Спальне большие кобальтовые вазы в форме античных урн, две вазы с лепными бисквитными цветами и две чашки с портретами Людовика XVI и Марии–Антуанетты, стоящие вместе с туалетным прибором на столе. Еще две большие вазы из подарков, кобальтовые, в бронзовой монтировке, экспонируются ныне в Тронном зале Павловского дворца. Здесь же можно увидеть расписанный розами большой десертный сервиз, выпущенный Севрской мануфактурой, который также был приобре­тен Марией Федоровной во время путешествия в Европу. Впоследствии он стал называться «Парижский». Из 419 числившихся по описям произведений до настоящего времени сохранилось 282 предмета. Видимо, «Парижский» был любимым сервизом хозяйки Павловска и часто использовался для парадных приемов. Взамен разбитых при «высочайшем употреблении» предметов на ИФЗ были изготовлены так называемые «доделки».

Кроме того, в фондах и в экспозиции дворца представлены чашки с блюдцами, чернильные приборы, подсвечники, настольные украшения работы мастеров Севра, Берлина, Вены, Людвигсбурга. Некоторые из них украшены портретами или монограммами Павла Петровича, Марии Федоровны, других близких им людей или высочайших особ. Согласно «Описям» дворца, которые проводились почти ежегодно, множество таких предметов находилось в личных комнатах владельцев. Особенно любила такие вещи Мария Федоровна: в ее покоях стояло до 50 пар чашек с блюдцами, услаждавших чувства, напоминавших ей о тех или иных людях и событиях. Теперь эти предметы стали украшением нашей коллекции фарфора. 

В начало раздела "Керамика">>>