Логотип
Hoff

Русский фарфор второй половины XVIII - начала XX века от классицизма до модерна

Еще в XVIII веке фарфоровые предметы осознавались в России, как произведения искусства, достойные коллекционирования. В XIX веке продукция уже многочисленных к тому времени частных фарфоровых заводов состояла в значительной своей части из декоративных предметов – статуй, ваз, скульптур и проч. Даже бытовые изделия первой трети XIX века приобретали значение произведения искусства. Фарфор наряду с картинами – один из примечательных предметов убранства дворянского и купеческого интерьера этого времени.

Фарфоровый бюст Екатерины II. 1780-е гг. Завод Гарднера.

 

Во второй половине XVIII века искусство России, в частности, декоративно-прикладное искусство, развивалось в русле европейского. На смену рококо приходит классицизм.

В отличие от изысканной елизаветинской «забавы» фарфор в екатерининское время в первую очередь – орудие идеологии, прославляющей самодержавие и просвещение. 
Поэтому, существенное место в фарфоре занимает личность государыни: скульптурные изображения, инициалы, аллегории, государыня в виде законодательницы и богини правосудия, в том числе в фарфоре выполняются ее бюсты, например, воспроизводится бюст Екатерины работыФ. Шубина.

Вершина славы Императорского фарфорового завода в XVIII веке – заказанные Екатериной II парадные столовые наборы под стать великолепию петербургских дворцов. Первый из них – Арабесковый сервиз, декорированный орнаментом из античных арабесков, подобных тем, которые были найдены при раскопках Помпеев и Геркуланума. Следующий – Яхтинский сервиз, воспевающий могущество русского флота и процветание отечественной торговли.

В 1795 году по заказу Кабинета Ее Императорского Величества на Императорском фарфоровом заводе изготовляют Кабинетский сервиз из 800 предметов, декорированных изображениями архитектурных памятников античной Италии. 
По тем же формам, но с иным декором создан Юсуповский сервиз из 650 предметов, заказанный управляющим завода князем Н. Юсуповым.

Мелкая тарелка из «Орловского» сервиза. 1760-е гг. ИФЗ.

 

Екатерина II подарила своему фавориту графу Г. Орлову сделанный на Императорском фарфоровом заводе Орловский сервиз с вензелями ГГО, в который входили туалетные принадлежности и предметы для завтрака; сервиз соединяет в себе черты барокко, рококо и классицизма.

Отдельные предметы оправлены в серебро и золото придворным ювелиром И. Адорном.

В середине 1770-х гг. в Петербурге вышло трехтомное издание академика Иоганна Георги «Описание всех в российском государстве обитающих народов…» с рисунками и гравюрами.

С одобрения Императрицы под руководством Рашета по этим гравюрам на Императорском фарфоровом заводе создается серия «Народы России», дополненная потом петербургскими типами промышленников, ремесленников, торговцев.

Фигуры из серии «Народы России». 1780-90-е гг. ИФЗ.

 

В 1780 г. Екатерина заказала золоченые чайный и кофейный сервизы с полихромными букетами цветов. Живописный декор фарфора в этот период составляли орнаментальные элементы, жанровый сцены, аллегории или портреты. К концу периода в моде изделия с кобальтовым покрытием и золотым декором. Современники ценили фарфор наряду с картинами и скульптурами знаменитых художников. Из всех частных фарфоровых заводов второй половины XVIII века только завод Гарднера мог конкурировать с Императорским фарфоровым заводом по количеству и качеству продукции. Остальные частные фарфоровые заводы второй половины XVIII века просуществовали недолго и значительного следа в российском фарфоровом производстве не оставили.

Ваза с видами Павловска по акварелям С. Щедрина. 1784-84 гг. ИФЗ.

 

При Павле I искусство фарфора продолжает развиваться в русле классицизма с усиливающимся влиянием римско-греческих мотивов.

В отличие от блестящего «золотого века» Екатерины, с обилием пышных балов и культом публичной жизни, при Павле придворная жизнь становится более камерной, интимной. Поэтому на смену огромным парадным сервизам екатерининского времени на 50-60 персон, приходят сервизы на 8-20 персон. Также в моду входят сервизы «dejeuner» («дежёне») на 2 персоны.

Для фарфора Императорского фарфорового завода павловского времени характерны простые геометрически правильные «античные» формы, а в декоре преобладают виды Италии, Павловска и Гатчины, созданные по рисункам и акварелям известных художников.

Вазы этого периода выше екатерининских, их, часто покрывают кобальтом, расписывают золотом и украшают скульптурой из бисквита. В большом количестве делают пасхальные яйца, рамы для зеркал, футляры для часов, канделябры, чернильницы и проч. Частные фарфоровые заводы в эти годы продолжают выпускать классицистические изделия.

Формы и декор фарфора при Александре I соответствуют стилю ампир, господствовавшему в России в первой трети XIX века. На фарфоре александровского времени изображали сюжеты из римской и греческой мифологии и истории, эпизоды Отечественной войны 1812 года, разные патриотические сцены, пейзажи и проч. 
Самое значительное произведение Императорского фарфорового завода в эти годы – Гурьевский сервиз, созданный для Александра I, и как бы продолжающий череду парадных екатерининских сервизов.

Кувшин. Вторая четверть XIX века. ИФЗ.

 

Для фарфора частных фарфоровых заводов черты ампира становятся характерными лишь к началу 1830-х гг.; позолота, в отличие от Императорского фарфорового завода, в изделиях частных фарфоровых заводов тоже редко использовалась.

Наиболее выдающиеся частные фарфоровые заводы александровского времени – завод Гарднера, прославившийся уже при Екатерине II, и завод Батенина, который был вторым в России после гарднеровского по классицистической строгости форм и высочайшему качеству миниатюрной живописи.

Начиная с 1810-х гг. в число ведущих частных фарфоровых заводов выходят также завод Батенина в Петербурге и завод Попова в Москве.

В период, начиная со второй трети XIX века, в изобразительном искусстве России наступает время историзма (эклектики). Различные неостили, подражающие стилям ушедших эпох, занимают основное место и в фарфоре, сменяют друг друга или же соседствуют рядом.

В это время на первый план выдвигается продукция, главным образом, частных фарфоровых заводов. Образцами же для изготовления изделий на Императорском фарфоровом заводе служат изделия немецких и французских мануфактур, а также восточные, античные и древнерусские.

Холодильник из Кремлевского сервиза. Вторая четверть XIX века. ИФЗ.

 

Фарфор второй половины XIX века активно украшается живописными копиями с картин и сценами из литературных произведений (например, из басни И.А. Крылова «Демьянова уха»). 
События современности также находят отражение в фарфоре: как только в Петербург привезли из Египта сфинксов и установили их на набережной у Академии художеств, они сразу же появились на фарфоре.

Увлечение готикой тоже отразилось в фарфоре, в частности, на Императорском фарфоровом заводе был создан сервиз в готическом стиле для дачи Александрия. 
Увлечение древнерусским искусством способствовало появлению на этом же заводе Кремлевского сервиза по рисункам археолога Федора Солнцева, который, создавая эскизы росписей, вдохновлялся росписью эмалевой тарелки Натальи Кирилловны Нарышкиной.

В формах пытались одно время подражать народной металлической и деревянной посуде. На фарфоре появлялись сентиментальные и романтические сцены, а в скульптуре – жанровые. Кроме фарфора с сюжетными и орнаментальными росписями распространение получили росписи изделий под яшму, бронзу, малахит, коралл и др. Активно продолжается изготовление больших декоративных ваз разных форм. Для украшения ваз, зеркал и каминов используются лепные цветы из фарфоровой массы особого состава. Высшее достижение в этой области – букеты мастера Императорского завода Петра Иванова. Секрет состава, из которого делались эти цветы, знал лишь мастер, поэтому, после его смерти этот секрет был утерян.

Ваза из готического сервиза. 1830-34 гг. ИФЗ.

 

В изделиях мелких частных фарфоровых заводов наблюдается некоторое запаздывание по отношению к заводам ведущим: если в продукции ведущих заводов еще с конца 30-х гг. на смену ампиру приходят исторические стили, то в фарфоровых изделиях частных заводов ампир, в сочетании с элементами народного искусства, сохраняется до 1850-х –60-х гг. 
Несмотря на такое запаздывание, продукция частных заводов была гораздо более конкурентоспособной благодаря своей дешевизне, а обилие ярких красок и относительная простота росписей соответствовали вкусам покупателей: купцов, мещан, зажиточных крестьян.

Вторая треть XIX века – время расцвета мелких частных фарфоровых заводов.

В начале 1870-х гг. Александра Федоровна выразила недовольство качеством, да и самим фактом копирования произведений живописи на фарфоре, поэтому, на некоторое время из фарфора исчезают портреты, пейзажи, сюжетные картины. В декоре преобладает орнамент.

Во второй трети XIX века Россия, вслед за Европой, начинает экспериментировать с фарфоровой массой и с глазурями, пытаясь достигнуть, путем различных сочетаний компонентов новых эффектов в декоре фарфоровых изделий. По личному желанию Александра Александровича в России приступили к выделке терракоты, стали использовать цветные глазури и декорировать изделия в технике «pate sur pate» – роспись жидкой массой по кобальтовому и хромовому фону, заимствованная с Севрской мануфактуры. В 1889 году на Императорском фарфоровом заводе удалось получить красную глазурь под названием «бычья кровь».

Квасник с античными сценами. Последняя четверть XVIII века. ИФЗ.

 

В последней четверти XIX века на Императорском фарфоровом заводе копировали образцы Мейсена и Севра, изделия итальянского Ренессанса, восточные и египетские, датский фарфор.

В конце столетия был выполнен большой Рафаэлевский сервиз, названный так по орнаментам, скопированным с декора Рафаелевских лоджий. Проект был разработан и утвержден при непосредственном участии Александра III. 
Сервиз был закончен только в 1903 году.

В 70-х-80-х гг. XIX века начинается процесс поглощения несколькими крупными частными фарфоровыми заводами мелких, которые, из-за своих небольших размеров, а следовательно, малого количества выпускаемой продукции и небольшого дохода, не выдерживают конкуренции с крупными предприятиями – семьей промышленников Кузнецовых и семьей Корниловых. По своим техническим качествам фарфор этого времени находится на довольно высоком уровне. Формы и декор фарфоровых изделий частных заводов последней трети XIX века соответствуют общим тенденциям развития искусства фарфора в России в это время.

В 1888 году Копенгагенский завод представил на выставке изделия с подглазурной росписью. Они были настолько эффектными, что все остальные фарфоровые заводы мира стали их выпускать. Восприимчивый к новинкам Гурьев лично отправился в Данию, чтобы освоить этот новый вид декора фарфоровых изделий. Руководство Копенгагенского королевского завода приняло его весьма любезно. В Петербург приехал художник Карл Лисберг и специалист по подглазурной росписи Карл Мортенсен.

Вазы с подглазурной росписью. 1906-1916 гг. ИФЗ.

 

К 1892 году на Императорском фарфоровом заводе освоили технику подглазурной росписи. Краски в подглазурной росписи наносят на еще не обожженный фарфор, и только потом изделие покрывают глазурью и обжигают на очень высоком огне, в отличие от муфельных красок надглазурной росписи, обжигаемых при более низкой температуре.

Подглазурная роспись отличается ограниченной палитрой красок, т.к. не все оксиды металлов, входящих в их состав, выдерживают высокую температуру; но в этом виде росписи можно добиться удивительных эффектов, используя лишь различные тональности одного цвета.

Конец XIX – начало XX века в России – время модерна. Новая техника подглазурной росписи с неяркими серо-зелено-коричнево голубыми цветами, полутонами и дымкой как нельзя более кстати подходила для этого стиля с его культом органических красок и растительных форм. Кроме того, модерн в фарфоре выражается в причудливо изогнутых линиях формы, в росписях в виде стилизованных растений, русалок и проч. Пластика посуды приобретает «подвижность», как бы оплывая, стекая, расширяясь книзу; в моде смятые, витые, волнообразные формы. Гладкая поверхность фарфора исчезает под рельефом, чаще всего – растительным, который меняет фактуру и форму предмета. Именно в это время на заводах «Товарищества М.С. Кузнецова» среди многих фасонов чайной посуды выпускается чашка-«самовар», курьезной формы, и чашка-«пенек», с русской и навершием крышки в виде топора.

Модерн в основном проявляется в изделиях ведущих заводов. Изделия мелких частных фарфоровых заводов и в этот период остаются верными формам и декору, выработанным еще в середине и второй половине XIX века, хотя формы и декор упрощаются, делая таким образом предметы более дешевыми.

Тарелкa. 1831 г. ИФЗ.

 

Мотивы росписи сводились в основном к нескольким орнаментальным приемам первой трети XIX века («мушель», «манер» и др.) упрощенным и с малым количеством позолоты. Два-три цветка, букет, ветка или гирлянда на белой поверхности фарфора без обрамления – такой незамысловатый и недорогой товар был рассчитан на непритязательного небогатого покупателя.

Продукция больших заводов товарищества Кузнецовых, каждый из которых по размеру был заводом-гигантом, была рассчитана на купцов, мещан, буржуазию, т.е. на покупателя зажиточного, поэтому отличалась пышностью декора и форм.

В декоре и форме рядом сосуществовали модерн, исторические стили, формы первой трети XIX века и подражания старым западноевропейским изделиям. Декор используется как выработанный ранее, так и связанный с появлением новых технических средств – печати, аэрографа, трафарета, декалькомании. С помощью этих техник привычные виды декора (мушель, прощолоть, кобальт, манер, полнутро и др.) на заводах Кузнецовых и других частных заводах изменялись и становились гораздо дешевле. 
На кузнецовских заводах в изобилии выпускались изделия в стиле модерн: вазы с растительным декором, нимфами и русалками в позах томления, соответствующая фарфоровая пластика, предметы в виде фруктов и овощей.

В 1912 году химик Императорского фарфорового завода Николай Качалов открыл рецепт «мягкого» фарфора, обжигающегося при более низкой температуре, что позволило расширить палитру подглазурной росписи. В этот период вещи делают из бисквитного белого и цветного фарфора; из фарфора, покрытого цветными и кристаллическими глазурями; изделия украшают подглазурной росписью, гравировкой, лепкой, резьбой, надглазурной росписью эмалями и муфельными красками.

Подглазурные росписи на Императорском фарфоровом заводе делали в основном на вазах, при этом каждый раз создавалась новая форма: только за 1906 года было выпущено 200 разных вариантов. В бисквите в эти годы часто воспроизводят композиции современных скульпторов, как «Внимая шепоту волн» Амандуса Адамсона, «Невольница», «Усталость» Адели Вернер и др.

Фигура «Дама с маской». Фигура и роспись – К. Сомов. ИФЗ.

 

С 1907 года на Императорском фарфоровом заводе приступают к выпуску серии скульптур Павла Каменского «Народности России» по материалам этнографической коллекции. Скульптуры высотой 35-40 см. отличает богатство росписи, точно воспроизводящей фактуру, цвет и украшения национальных одежд. В 1909 году начинает выпускаться серия скульптур Рауша фон Траубенберга – военные в формах гвардейских полков за 150 лет. Но более характерными для времени были небольшие фарфоровые статуэтки, отражавшие культ рафиниованности и пассеизма, как, например, изящные и кокетливые с яркой росписью фигурки мирискусника Константина Сомова – «Дама с маской», «Влюбленные», «На камне». Фарфоровые скульптуры делал и Валентин Серов, например, «Похищение Европы».

В начале XX века вновь возвращается интерес к картинной живописи на фарфоре; копируются картины Ватто, Ланкре, Гейнсборо. Также популярны «русские темы» - копируются картины А.М. Васнецова, Билибина, Рериха (например, на заводах Кузнецовых по этим картинам делают деколи, как, впрочем, и по картинам мирискусников).

В 1910-е гг. в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве наблюдаются тенденции к возвращению к классицистической строгости форм и декора. В фарфоре это проявляется в создании посуды строгих форм и почти без декора. Происходит и некоторое возвращение к ампиру. Так, А Кирсанов создает вазу более 1,5 м высотой в ампирном стиле, украшенную копией с картины Рафаэля «Святой Георгий». Эта ваза предназначалась для дворца мира в Гааге, но начавшаяся первая мировая война помещала ее отправке по месту назначения. Также появляются бисквитные бюсты Александра I и Наполеона.

Во втором десятилетии XX века пышно отмечали столетие Отечественной войны 1812 года и 300-летие династии Романовых. В фарфоре эти темы в огромном количестве появились в декоре посуды (главным образом в технике деколи).

С началом первой мировой войны производство художественного фарфора в России, как на частных заводах, так и на Императорском фарфоровом заводе пришло в упадок, в основном изготовляли технический фарфор для военных нужд.

В начало раздела "Керамика">>>