Логотип

Фарфоровый завод Юсупова

Ближе всего к изделиям Императорского фарфорового завода были изделия (посуда и декоративные предметы) завода Н.Б. Юсупова, располагавшегося в селе Архангельское под Москвой. Этот завод просуществовал с 1818 по 1831 гг., т.е. относительно недолго, как, впрочем, и многие частные фарфоровые заводы в России первой трети XIX века. Скорее это даже был не завод, а живописная мастерская, в которой работали крепостные живописцы расписывали готовое «белье» (белый фарфор), который сначала покупали во Франции, а позднее – на частном фарфоровом заводе Попова.

Тарелка с видом села Грузино. 1827 год. Мастерская Б.Н. Юсупова.

 

Н.Б. Юсупов еще в конце XVIII века руководил Императорским фарфоровым заводом, был директором Императорского Эрмитажа, собрал большую коллекцию первоклассной западноевропейской живописи, скульптуры, графики, многие экспонаты из состава которой потом служили образцами для росписей на архангельском фарфоре.

Юсупов уделял много внимания организации живописного производства и школы. Для этого из Франции был выписан живописец А.Ф. Ламберт и преподаватель живописи Николо де Куртейль.

За время существования завода Юсупова в художественной школе при заводе было подготовлено около 70-ти молодых живописцев из крепостных, причем 18 из них – девушки – явление исключительно редкое для тех времен.

Тонкий изящный орнаментальный декор, великолепный рисунок и цвет, мастерство миниатюрных портретов и пейзажей, являющихся копиями с известных картин западноевропейских и русских художников, отличают юсуповский фарфор. Изделия завода Юсупова в Архангельском были в большинстве случаев уникальными: все они изготовлялись только для личного использования владельца имения или же в качестве подарков и подношений различным знатным особам. Это в такой же степени элитарный фарфор, как и фарфор Императорского фарфорового завода, создававшийся для «внутренних» потребностей, а потому дорогой и убыточный для владельца. Количество фарфора, изготовленного на заводе Юсупова немногочисленно, в коллекциях и на антикварном рынке он встречается довольно редко.

Фарфоровый завод братьев Корниловых

Молочник из чайного сервиза рокайльной формы. 1840-1850е гг. Завод братьев Корниловых.

 

Завод братьев Корниловых был основан в Петербурге, в 1835 году и просуществовал, активно производя фарфор, до 1918 года. 
В середине XIX века, стремясь расширить производство, Корниловы арендовали завод барона Корфа, где вырабатывали фаянс, но производство фаянса развития у новых владельцев не получило.

Завод выпускал фарфоровую посуду, сервизы, декоративные вазы, статуэтки очень высокого качества. Фарфоровые изделия корниловского завода расписывались красками и эмалями, декорировались. Также впервые в России на этом заводе стали применять переводные картинки.

Изделия завода Корниловых участвовали в отечественных и зарубежных промышленных выставках, где многократно удостаивались наград.

За участие в выставках 1839, 1841 и 1849-х гг. заводы были награждены золотыми медалями на Анненской ленте. В 1843 году за представленный на выставке прекрасный фарфор завод получил право ставить государственный герб на своих изделиях; это право было подтверждено в 1861 году за фарфор, представленный на очередную выставку.

Молочник из сервиза дежёне с кружевным белым узором по розовому фону. Последняя треть XIX века. Завод братьев Корниловых.

 

Изделия завода Корниловых помечали надглазурным клеймом красным, золотым или зеленым: двуглавый орел под короной со скипетром и державой и надпись: «Братьев Корниловых в Петербурге».

На протяжении всей деятельности завода Корниловы привлекали к производству лучших мастеров и использовали все новинки при техническом оснащении. 
Таким образом, в последней трети XIX века завод Корниловых оказался впереди многих частных фарфоровых заводов России, а также впередиИмператорского фарфорового завода по качеству производимой продукции.

Однако этот получивший мировую известность фарфор был дороже изделий других частных заводов, поэтому, несмотря на высокое качество, не имел такого спроса, как более дешевый фарфор, «Товарищества М.С. Кузнецова», объединившего в последней трети XIX века многие мелкие частные фарфоровые производства.

В начало раздела "Керамика">>>