Логотип

Фаянсовые изделия завода Ауэрбаха

 

Приблизительно в одно время с казенным Киево-Межигорским заводом работал и другой крупнейший русский фаянсовый завод XIX века – завод Ауэрбаха в деревне Домкино Тверской губернии, основанный в 1809 году Фридрихом-Христианом Бриннером, пригласившим к себе двух специалистов с завода Гарднера – Рейнера и Кобоцкого. В 1810 году предприятие перешло в руки Андрея Яковлевича Ауэрбаха и быстро заняло ведущее место в русском керамическом деле.

Тарелка из сервиза для Тверского дворца. 1820-е гг. завод Ауэрбаха.

 

В первые пять лет деятельности завод выпускает посуду с ручной росписью и маркой «Auerbach», технику печатных рисунков завод освоил позднее в 1818-20-м гг. Формы изделий раннего периода просты, декор очень скромен – эти черты остаются определяющими для изделий завода до конца его существования.

В первые же годы существования завода мастерами вырабатывается легкий растительный орнамент, написанный от руки кистью – этот орнамент стал своеобразной «визитной карточкой» завода Ауэрбаха. Орнамент часто составлен из листьев и кистей хмеля и винограда, выполненных в двух цветах – коричневом и зеленом.

Характерным художественным приемом мастеров завода Ауэрбаха становится сочетание тематического печатного рисунка на дне тарелки и растительного орнамента, выполненного от руки, расположенного по бортику. Для центрального изображения использовались разнообразные пейзажные виды. В первые годы своего существования завод Ауэрбаха иногда копировал иностранные образцы, но впоследствии, по-видимому, отказался от этой практики.

В конце второй декады XIX века деятельность завода Ауэрбаха развертывается очень широко, в частности, этому способствовало получение в 1819 году ссуды от государства. В 1829 году завод переводится из деревни Домкино в село Кузнецово в той же Тверской губернии, на производстве устанавливается водяной двигатель, работающий от реки Данховки, на берегу которой теперь располагаются заводские корпуса. В это время завод прочно занимает одно из ведущих мест в керамической промышленности России. Расширяется ассортимент выпускаемой продукции: изготовляются блюда, кружки, столовая, чайная, сервизная и штучная посуда, расписанная от руки и украшенная печатными рисунками.

В 1829 году на Первой публичной выставке русских мануфактур завод Ауэрбаха удостаивается серебряной медали. Эксперты дают характеристику продукции завода: «Завода Ауэрбаха столовые сервизы с бордюром и белый фаянс имеют прочную доброту и хорошую отделку, в прочности можно сравнить со средним английским, а что касается до цен, то довольно высоки, но за прочность и чистую отделку принадлежат к первому разряду». На Второй мануфактурной выставке в Москве в 1831 году завод Ауэрбаха получил золотую медаль. В эти годы определяется художественное направление завода в целом и четко определяются две группы изделий: с печатными рисунками и с ручной росписью.

Кружка. 1833-1860 гг. Завод Ауэрбаха.

 

Для изделий с ручной росписью характерны народные растительные орнаменты, близкие к создававшимся мастерами Гжели в XIXвеке, а также пейзажи и сюжетные изображение лубочного характера с пояснительными надписями. Любовь к народному орнаменту была столь свойственна художникам фаянсового завода Ауэрбаха, что проявлялась даже в работе по заказу.

Характерный пример – сервиз для Тверского дворца, изготовленный в 1820-е гг., в котором сочетаются ампирные формы и растительный народный орнамент, написанный подглазурным кобальтом от руки.

Принцип построения и размещения орнамента в бордюрах тверского сервиза напоминают росписи гжельских полуфаянсовых кувшинов и кумганов. Посуда завода Ауэрбаха 1820-30-х гг. часто украшается полихромными растительными мотивами. 
В то же время, успешно завершив опыты по освоению техники печатных рисунков, в 1820-е гг. завод приступает к массовому выпуску посуды с монохромной печатью. Тематический рисунок на изделиях этого времени обычно небольшой и компактный, он помещается, как правило, в центре, а вокруг него остается много белого ничем не заполненного фона.

К 1830-м гг. завод Ауэрбаха достиг вершины славы, о чем говорит полученное им в 1833 году право употребления государственного герба на своих изделиях. С 1833 года и до начала 1860-х гг. маркой завода служит клеймо в тесте: «Auerbach» и государственный герб. Техническое оснащение завода в селе Кузнецове было для своего времени достаточно передовым: в 1845 году там уже имелись водяные и конные мельницы, давильные приборы, разнообразные горны, муфельные печи и другое оборудование. На заводе работало 175 человек, сбыт продукции производился, главным образом, в Москве и Петербурге.

Художественный уровень продукции остается на высоте. По-прежнему выпускаются изделия с печатными рисунками и написанными от руки растительными орнаментами. Однако ничего принципиально нового в изделиях завода в это время не появилось. С 1840-х гг. особенно многочисленными становятся печатные рисунки, воспроизводящие военные события или изображающие персонажей в форме разных полков. Рисунок этих гравюр отличается профессионализмом и тонкостью, печать тонкая и чистая. Расположенный в центре изделия мотив удачно сочетается с идущим по краю бордюром, составленным из военных атрибутов. Иногда печать дополняется золотом.

В 1830-50-е гг. продолжает выпускаться посуда декорированная печатными рисунком в сочетании с растительными мотивами, написанными от руки муфельными красками. Штучные изделия и сервизы украшаются мелкими полевыми цветами с тонкими усиками, дубовыми листьями, желудями, виноградными листьями и гроздями. Находясь на гребне славы, поощряемый заказчиками и покупателями, завод Ауэрбаха не боится украшать свою продукцию кистевой пейзажной живописью народного характера и даже лубочными картинками, чего никогда не делали, напирмер, мастера Киево-Межигорского фаянсового завода.

Пресс-папье «Лев». 1833-1860 гг. Завод Ауэрбаха.

 

Кроме того, завод Ауэрбаха делал мелкую пластику из фаянса и скульптурно оформленные предметы, модели которых на протяжении всех лет деятельности завода оставались неизменными: пресс-папье «лев», декоративные кувшины для пива в виде мужской фигуры в костюме немецкого бюргера, чернильница в виде саркофага Наполеона.

Развитие ауэрбаховского завода приостановилось в 1850-х гг., когда у его владельца возникли финансовые трудности. Окончательный удар по деятельности завода наносит реформа 1861 года: число рабочих сокращается до 86 человек, производительность резко снижается. В эти годы завод выпускает большое количество дешевой посуды, декорированной простой отводкой, а также тарелок с волнистыми краями и рельефом по дну в виде гофрированных листьев, цветов и фруктов. Техническое качество продукции остается высоким: так, на Всероссийской промышленной выставке в 1870 году завод получил награду «за хорошего качества по белизне массы и отличной крепости фаянсовую посуду». Однако в художественном отношении наблюдается упадок. Изделия завода Ауэрбаха, произведенные с 1860 по 1870 гг. маркированы клеймом в тесте «государственный герб Ауербахъ» или «гос.герб Ауэрбахъ».

Рост конкуренции и последствия реформ в 1860-х гг. привели к ликвидации ряда фарфоровых и фаянсовых предприятий России. Среди них был и завод Ауэрбаха – в 1870 году он был продан известному монополисту русской керамической промышленности М.С. Кузнецову.

В начало раздела "Керамика">>>