Русский флот на фарфоре императора
В 1861 году впервые на отечественном императорском сервизе были воспроизведены ранние работы Айвазовского. Чайный сервиз из 18 предметов был исполнен для великого князя Константина Николаевича (1827-1892), что определило выбор сюжетов.
Его уникальность позволила не только определить имя владельца и год создания, но и увидеть, как стремление к национальному своеобразию в искусстве проявилось в сугубо утилитарном предмете.
Сын Николая I почти тридцать лет управлял Морским министерством России, и этот период был самым сложным в истории отечественного флота. На всех предметах чайного сервиза мастерски изображены пейзажи с изящными парусниками на фоне морских и речных гаваней. В росписи переданы все цветовые нюансы живописных оригиналов.
Ни один пейзаж не был повторен, и сейчас эти картины представляют редкую возможность увидеть сюжеты ранних полотен знаменитого мариниста. Время правления Александра II - один из самых интересных периодов в истории императорского фарфора.
С точки зрения развития производства сервиз являлся явным достижением в обновлении тематики и стилистики декора. Однако на специалиста в морском деле эти романтические виды навевали совсем иные мысли. Положение российского флота по сравнению с другими державами было особенно затруднительным, так как знания отечественных техников оказались далеко не на высоте новых требований. Ко времени создания картин не только парусные суда, но и колесные пароходо-фрегаты уже отжили свое время.
Введение в военное кораблестроение винтовых двигателей требовало срочной замены судов. Благодаря чрезвычайной энергии великого князя даже в трудный период Крымской войны менее чем за два года была создана целая флотилия винтовых судов силами русских мастеров. Однако в 1857 году после заграничной поездки Константин Николаевич вынужден был заявить в письме к князю Барятинскому: «Я теперь не что иное, как генерал-адмирал без флота, который только что видел своими глазами гигантские флоты и морские способы вчерашних врагов наших». Обновление русского кораблестроения стоило героических усилий, но к началу 1860-x годов дни деревянных винтовых судов были уже сочтены, необходимо было приступить к созданию броненосцев, а для этого заново перестроить адмиралтейства в Петербурге, Кронштадте и Ижоре. Эта задача была выполнена, и в последние годы управления великого князя морским ведомством появились новые броненосные суда не только для Балтийской, но и для Черноморской оборонительной флотилии.
Многогранная деятельность Константина Николаевича не ограничивалась только Морским министерством, он был в 1862-1863 годах наместником Царства Польского, затем занимал пост председателя Государственного совета.
Имя великого князя стало популярным благодаря возрождению дворца и парка в Стрельне, которые в середине XIX столетия были переданы ему отцом, а затем названы в его честь Константиновскими. Сервиз с картинами Айвазовского был создан для Стрельнинского дворца, бывшего морской резиденцией великого князя. Подобный раритет может стать украшением коллекции музея самого высокого уровня.
Источник: http://www.rusant.ru/
В начало раздела "Керамика">>>