Логотип
Hoff

Формы, размеры и цвет бисера и стекляруса в русских изделиях XVIII-XIX веков

Отечественные изделия из бисера и стекляруса поражают обилием сортов бус и разнообразием использованных приемов работы. Форма, размеры, расцветка и прочие особенности самих стеклянных бусин помогают, а в отдельных случаях являются определяющими при датировке русских изделий из бисера и стеклярусаXVIII XIX вв.

Чернильница. XVIII век.

 

В XVIII веке для вышивок использовался бисер неровной, неправильной формы и разных размеров. Бисеринка XVIII века по форме представляла собой цилиндр с закругленными оплавленными краями, а стеклярус – цилиндрическую трубочку без огранки. Размеры бисера и стекляруса были самые разнообразные: в пределах одного изделия бисер диаметром 0,5 мм спокойно сочетался с бусинами диаметром до 4 мм, а стеклярус различался не только по диаметру, но и по длине.

В конце XVIII столетия встречаются изделия, выполненные из очень мелких сортов бисера и стекляруса, но форма бусин по-прежнему неровная.

Для изделий первой половины XIX века характерен бисер небольших размеров правильной, хорошо окатанной формы. Диаметр бусин составлял в среднем 1 мм и не превышал их длину. Со временем размеры бус увеличиваются – во второй половине XIX века используются крупные, ровные, округлые бисерины. Бусины бисера делали не только круглыми, но и гранеными. Имелось довольно большое количество расцветок бисера и стекляруса, особенно в XIX веке. В крестьянских украшениях этого времени часто использовался бисер, по форме и окраске похожий на зерна граната (похожие бисерины, но не столь отчетливой формы, встречались уже в изделиях конца XVIII века).

В отличие от бисера стеклярус в первой половине XIX столетия применялся редко, главным образом при отделке предметов культа. Интерес к стеклярусу возродился лишь в конце века, когда его стали активно использовать: это был крупный стеклярус местного ремесленного производства, а также мелкие привозные стеклярус и бисер. Трубочки крупного стекляруса в эти годы часто короткие и с огранкой.

Пасхальное яйцо. Первая половина XIX века.

 

В течение 200 лет использования бисера и стекляруса в России изменяется не только их размер и форма, но и расцветка. В XVIIIстолетии количество красок ограничено – всего 15 16 цветов с вариантами глухого и прозрачного стекла. Бисером красного цвета вXVIII веке не пользовались: был прозрачный малиновый и глухой кирпичный, а вместо черного использовали темно-фиолетовый. Были и сложные цвета, как, например, молочный с розовыми полосками бисер. Стеклярус XVIII века имеет те же цвета, что и бисер, но его найдено не более 12 расцветок. В первой половине XIX века цветовая палитра бисера и стекляруса была настолько богата, что позволяла создавать вышивки с тончайшими градициями света и тени, с различными цветновыми нюансами.

Во второй половине XIX века, когда размеры бусин увеличиваются, число расцветок сокращается, а на рубеже XIX XX столетий, когда вновь появляется спрос на мелкие сорта бисера и стекляруса, их количество опять вырастает. Излюбленными становятся черные граненые бисер и стеклярус, а также мелкий «стальной» бисер. Кустарным способом в России производились крупные бусы из цветного и бесцветного стекла с последующей окраской, крупный и мелкий бисер из бесцветного стекла с окраской «золотом» и «серебром» внутренней части бусины.

По материалам статей и книги Е.Ю.Моисеенко и В.А.Фалеевой "Бисер и стеклярус в России XVIII – начала XX века". (Л., 1990.)

В начало раздела "Керамика">>>