Логотип

Фарфоровый завод Гарднера в XIX веке

Частный фарфоровый завод Гарднера – один из первых частных фарфоровых заводов, основанных в России в 60-х гг. XVIII века. Завод просуществовал под именем гарднеровского до 1892 года, когда он был продан М.С. Кузнецову, и вошел в состав «Товарищества М.С. Кузнецова». После революции 1917 года завод в Вербилках был переименован в Дмитровский Государственный фарфоровый завод.

Предметы из чайного сервиза. 1820-е гг. Завод Гарднера.

 

Еще в XVIII веке продукция завода Ф.Я. Гарднера успешно конкурировала с дорогими изделиями Невской порцелиновой мануфактуры, которая при Екатерине II получила название Императорского фарфорового завода.

В XVIII веке на заводе Гарднера были выработаны несколько видов клейм, которыми метили изделия, а также определенный круг орнаментального и цветочного декора, по которому изделия этого завода всегда узнавались. При основателе предприятия Ф.Я. Гарднере и при его сыне Ф.Ф. Гарднере завод переживал период расцвета.

К началу XIX столетия управление заводом перешло к вдове Ф.Ф. Гарднера. В первом десятилетии века предприятие находилось в невыгодном положении: из-за низких ввозных пошлин иностранные фирмы активно ввозили в Россию фарфор, фаянс, стекло, создавая конкуренцию русским частным заводам. Война также отрицательно сказалась на производстве гарднеровского фарфора: на предприятии работали крепостные крестьяне, часть из которых покинула завод в результате рекрутских наборов. Значительный ущерб производству был причинен вторжением французов в Россию и пожаром Москвы, где у Гарднеров были собственные лавки и дом. Упадок деятельность объясняется и неумением руководства оперативно изменить стиль выпускаемой продукции. Однако, несмотря на трудное время на фабрике Гарднера и в это время выделывалось большое количество посуды, которая продавалась в столице.

Масленка. Вторая четверть XIX века. Завод Гарднера.

 

В период упадка производства некоторые служащие-иностранцы покинули фабрику: в 1801 году комиссионер Гарднера К Милли организовал собственную фабрику в селе Горбуново, которая в 1806 году перешла к А. Попову, а в 1809 году точильщик Кобоцки и арканист Рейнер положили начало заводу Ауэрбаха в деревне Кузнецово.

Оба эти предприятия стали впоследствии сильными конкурентами гарднеровской фабрики.

С 1812 года владельцами Вербилок числились сыновья С.А. Гарднер – А.Ф. и П.Ф. Гарднеры, которые постепенно восстановили и укрепили фабрику. Производство фарфора начало расширяться, количество рабочих на предприятиях увеличилось. В конце 20-х гг. гарднеровская фабрика снабжала своими изделиями не только внутренний рынок, но и работала на экспорт.

Гарднеровский фарфор первой трети XIX века, как и фарфор Императорского фарфорового завода по формам и декору соответствовал господствовавшему в России в это время ампиру. Обилие скульптурных элементов и позолоты, удлиненные формы, копирование произведений живописи характерны для посуды завода Гарднера первой трети XIX века.

Кроме того, на фарфоре появляются жанровые сцены и сцены войны 1812 года, в которых французы часто изображались в карикатурном виде. В 1820-х гг. выпускаются заказные сервизы с портретами, русскими пейзажами, в т.ч. видами усадеб.

Образцом портретного сервиза может служить сервиз князей Долгоруких. Все свободные от живописи части предмета покрывались сплошным матовым золотом. Поздний классицизм, получивший в русской трактовке своеобразное толкование, становится господствующим в изделиях частных фарфоровых заводов.

Фигуры из серии «Волшебный фонарь». 1820-е гг. Завод Гарднера.

 

В первом десятилетии XIX века на гарднеровском заводе продолжают создавать фарфоровую скульптуру по образцам XVIII века. В конце второго десятилетия фабрика в Вербилках приступила к выпуску фигурной пластики на русские сюжеты и добилась в этом успеха.

В 1817 году на петербургском книжном рынке появилось иллюстрированное издание «Волшебный фонарь или зрелище С-Петербургских расхожих продавцов, мастеров и других простонародных промышленников, изображенных верною кистью в настоящем наряде и представленных разговаривающими друг с другом, соответственно каждому лицу и званию. Ежемесячное издание на 1817 год». 
Издание было снабжено гравюрами К.А. Зеленцова.

Шумный успех «Волшебного фонаря» навел владельцев завода на мысль приступить к изготовлению фарфоровых статуэток по этим гравюрам. Статуэтки завода Гарднера пользовались успехом у покупателей, и в середине XIX века их ассортимент расширяется с помощью модных картинок из «дамского журнала», «Московского телеграфа» и других изданий.

Появляются фигуры франтов, щеголих и проч. Небольшим тиражом производились различные «соблазнительные сюжеты», или, как их еще называли «офицерские сюжеты» - обнаженные дамы по французским образцам.

Кулачные бойцы. 1840-е гг. Завод Гарднера.

 

В 1830-50-х гг. изделия завода Гарднера продолжают пользоваться значительным успехом у потребителя. Фабрика следит за техническим прогрессом, там появляется паровой двигатель и другие новшества.

В декоративном оформлении фарфора со второй трети XIX века господствуют сменяющие друг друга исторические стили. Гарднеровский завод подражает западноевропейскому фарфору второй половины XVIII века: изогнутые линии, выпуклый золоченый орнамент, пестрые цветочные букеты и гирлянды становятся характерными для изделий фабрики в эти годы.

Кроме того, как дань времени в фарфоре появляются изображения военных парадов, батальных сцен; широко используются для декора виды Москвы и Петербурга, разные архитектурные памятники этих городов. Широко применяется подражание бронзе и полудрагоценным камням, а также сплошное крытье посуды голубой, зеленой, красной красками и кобальтом, с золочением сверху. В это время ощутимо и увлечение «китайщиной».

Чернильный прибор. Вторая половина XIX века. Завод Гарднера.

 

В 60-70-е гг. XIX века на заводе продолжают выпускать посуду в разных стилях, а также создают новую серию художественных статуэток, уже в духе картин передвижников.

 
Это различные сюжеты из жизни крестьян: труд в поле, отдых, пьянка, драка и проч.

Большим успехом пользовались статуэтки гарднеровского завода, изображающие персонажей Гоголя.

Кроме того, на фабрике выпускались стандартные этнографические группы и домашние животные.

В 1878-79 гг. русское правительство резко снизило ввозной таможенный тариф, многие частные фарфоровые заводы, в том числе производство Гарднера, стали испытывать серьезные затруднения со сбытом продукции. В результате разногласий в семье Гарднеров произошел раздел имущества.

В 1880-х гг. на заводе все еще продолжается активный выпуск фарфоровой продукции, изделия расходятся по азиатским и русским рынкам, но предприятие работает уже по инерции: в то время как керамическая техника в Европе совершенствуется, в Вербилках все остается по старому. В 1892 году владелица завода Е.Н. Гарднер продает его М. Кузнецову.

В начало раздела "Керамика">>>