Логотип
Hoff

Немецкий и австрийский фарфор

К концу XVII века физик и математик граф Эренфрид Вальтер фон Чирнхауз проводит обширные геологические исследования в Саксонии. Его целью было найти сырье, которое смогло бы дать этой стране прочную хозяйственную основу. Одновременно он разрабатывал план сооружения тут и искал соответствующий огнеупорный материал для стеклоплавильных печей. Проводя опыты с обжигом, он имел дело с глиной из Кольдица, позднее одной из главных составных частей мейсенского фарфора.

Людвигсбург  

Основанную в 1756 году мануфактуру взял в свои руки в 1758 году вюртембергский герцог Карл Евгений. Спустя год он пригласил директором в Людвигсбург Йозефа Якоба Ринглера, прежде работавшего арканистом в Хехсте, Страсбурге, Нейдеке-Нимфенбурге и Вене. Благоприятные условия для работы существовали в промежутке 1760-1767 годов, когда герцог на несколько лет переселился в Людвигсбург; позднее художественная ценность изделий снижается, и в конце концов заведение пришлось закрыть в 1824 году.

Мануфактура выделяется своей пластикой. Наряду с Жаном Луи наиболее видными модельерами были Бейер и Лежон. Иоганн Кристиан Бейер состоял на службе у герцога в 1759-1767 годах. Во время своих образовательных поездок он познакомился в Риме с античным искусством, став в результате поклонником классицизма и одним из первых в Германии, кто распространял этот стиль в шестидесятых годах. Кроме различных фигурок в современных костюмах, ему принадлежат аллегорические группы и народные типы. 
Одновременно работали в Людвигсбурге его ученик И. Вейнмюллер и П.-Ф. Лежон, который в 1753 году был приглашен в качестве придворного скульптора в Штутгарт и с тех пор и до 1778 года состоял на герцогской службе.

Марки.

1758-1793 - два вензелевых "С" в разных вариантах, иногда с короной, синие подглазурные; 1793-1795 - "L" под короной (Furst Ludwig); 1806-1810 - "FR" под короной (Fridericus Rex); 1816-1824 - "WR" (Wilhelmus Rex) чаще всего золотом. В последней четверти XVIII и в начале XIX века часто также встречаются оленьи рога из вюртембергского герба, иногда строенные, когда с вензелевым "С". 

Нимфенбург  

Первоначально мануфактура была основана в 1747 году в Нейдеке, пригороде Мюнхена, Фр. Игнацем Нидермайером; его опыт не ознаменовался, однако, никакими крупными успехами. Перемена наступает лишь в 1753 году с приглашением в Ней-дек венского арканиста Йозефа Якоба Рингле-ра. Тогда же мануфактура переходит в государственную собственность и производство переводится в 1761 году в Нимфенбург. В 1862 году завод снова делается частным владением.

Расписная посуда, простая или более притязательная, полностью затмевалась фарфоровой пластикой. С 1754 года в Нейдеке и потом в Нимфенбурге стал действовать в качестве мастера-модельера Франц Антон Бустелли, оставаясь верным предприятию до своей смерти. Ему принадлежат все те легкие и подвижные отдельные фигурки и группы дам и кавалеров и маски итальянской комедии, которыми Нимфенбургский завод завоевал себе славу, и, кроме того, фигурки путти и музицирующих китайцев. Бустелли был одним из лучших европейских модельеров эпохи рококо, - он хорошо знал материал и умел подходить к нему осмысленно, извлекая полное жизни движение. Некоторые его фигуры оставались белыми, другие золотились или раскрашивались, но никогда роспись не заслоняла модели.

После смерти Бустелли его место занял Доминик Авличек, чех, сформировавшийся как скульптор в Богемии. Совершив образовательные поездки по Европе, он стал в 1763 году преемником Бустелли, исполняя его функции до 1797 года. В отличие от Бустелли, Авличек склонялся в пластике к спокойному достоинству классицизма. Кроме образов античных богов и нескольких больших мифологических групп, ему принадлежат модели к двадцати пяти охотничьим сценам, на что его явно вдохновили излюбленные в то время гравюры Ридингера. 
Основная его деятельность на мануфактуре проходит между 1763 и 1772 годом. Сменяет Авличека мастер-модельер И.-П. Мельхиор, прежде подвизавшийся в Хехсте и Франкентале. В Нимфенбурге он оставался до своего увольнения на пенсию в 1822 году. 
Ему принадлежит ряд портретных бюстов и аллегорических групп, исполненных в бисквите, которому с конца XVIII века отдавалось предпочтение.

Марки.

Старейшие работы из Нейдека снабжены шестиконечной звездой синей подглазурной в сопровождении различных букв. Одновременно врезывался ромбический щит баварского герба, который исполняясь в разных размерах, удерживается потом в Нимфенбурге. Бустелли некоторые из своих работ обозначал врезанными инициалами "FB". 

Берлин: Мануфактура Вегели (1751-1757) и мануфактура Гоцковского  

Первую берлинскую мануфактуру основал в 1751 году купец Вильгельм Гаспар Вегели, сумев заручиться несколькими сотрудниками из Хехста. 
Художественное руководство он доверил модельеру Э.-Г. Рейхарду и миниатюристу И.-Я. Клосу, прибывшему из Мейсена. После начала Семилетней войны через год производство пришлось закрыть (1757).

Старейшие изделия этого завода указывают на несовершенный состав фарфоровой массы. Черепок белый, так как каолин получали из Саксонии, но на поверхности есть трещины. Для красочной отделки материал был слишком тверд. Формы посуды тяжеловесны, рельефный декор довольно груб, а целому недостает элегантности рококо. В росписи преобладает цветочный декор, исполненный синим или пурпурно-красным тоном, последним берлинская палитра богаче мейсенской. Так называемые "немецкие цветы" исполнялись сияющими пестрыми красками.

Мануфактура Гоцковского.

В 1761 году, по требованию Фридриха Великого, была основана новая мануфактура, на сей раз коммерсантом Иоганном Эрнстом Гоцковским, заручившимся для нее частью персонала Вегели и, кроме того, мейсенским модельером Ф.-Э. Мейером, живописцами К.-В. Бёме, К.-И.-Кр. Клипфелем и И.-Б. Борманом. Директором он назначил И.-Г. Гринингера. В 1763 году он продал новоорганизованный завод государству.

В этот период получать саксонский каолин было невозможно, а потому использовали пассаусскую глину, смешанную с силезским каолином, в результате фарфор имел тонкий кремовый оттенок. 
В шестидесятых годах завод ориентируется на производство посуды с рельефной орнаментацией и росписью. Богатая собственная изобретательность делала лишними чужие образцы, к которым здесь прибегали только в виде исключения. Пользовались новым, так называемым "Рельефным убором" с его рокайльными нервюрами, делившими поверхность на разнообразные поля с росписью, или другим новым убранством, которое так и называлось "Новым убором" и при котором по всей поверхности располагались пластические орнаменты рокайль.

Неоднократно встречаются сквозные борта вроде плетенки - так называемый "Античный убор". Для живописного же декора характерна монохромность, нередко лишь подчеркнутая дополняющей золотой росписью. За вычетом цветочных декоров, исполненных оранжевой, карминной или коричневой краской, сосуды часто снабжались сценами по гравюрам Буше. Украшением борта служили мелкие цветочки или чешуйчатый декор, так называемый "мозаичный". В описанном роде декорированы столовые сервизы, выполненные по заказу короля для Нового дворца в Потсдаме в 1765 и 1767 году, для Вроцлавского дворца в промежутке 1767-1768 годов и для Сан-Суси в 1769 году. Лишь около 1780 года в Берлине тоже находят себе применение мейсенские образцы одновременно с рельефными узорами "Новый-Бран-денштейн" и "Новый-Озье". 
В 1784 году появляется сервиз, на котором впервые представлен "bleu-mourant", очень светлый, и притом матовый, синий -любимый цвет короля. Берлинской пластике было далеко до мейсенской. Ее уровень несколько поднимает Ф.-Э. Мейер, работавший в духе рококо. Ему же принадлежат модели посуды для Нового дворца в Потсдаме и дополняющие эту репрезентативную посуду фигурки (персонификация Стихий и Времен Года).

В произведениях же Вильгельма Кристиана Мейера, последовавшего за своим братом в Берлин в 1766 году, рококо уже в значительной степени оказывается преодоленным, и обнаруживается сильная склонность к академическому классицизму. 
Венчает деятельность Берлинской мануфактуры, вне всякого сомнения, настольное украшение к десертному сервизу для русской царицы Екатерины II, составленное из многих частей, включая отдельные фигуры и группы. Над этой художественной вещью работали оба брата Мейер, и то, как им удалось справиться с композиционным построением такого числа фигур и групп, не может не восхищать. По окончании этой работы В.-Кр. Мейер покинул Берлин, а брат его со своей стороны бессилен был задержать упадочную тенденцию, настающую в области пластики.

Как и на других фарфоровых заводах, формы столовой посуды в восьмидесятых годах упрощаются, но живописный декор и впредь остается при одном доминирующем тоне, гематите с золотом либо розовой с серым. Последняя, холодная гармония для Берлинской мануфактуры особенно типична.

Марки.

Мануфактура Вегели пользовалась синим "W" под глазурью, мануфактура Гоцковского - 1761-1763 - синим "G" под глазурью или исполненным эмалевой краской над глазурью. 
Королевская Прусская фарфоровая мануфактура - 1763-1837 - различные варианты скипетра синего подглазурного, 1837-1844 - с дополнением синих букв "КРМ" под скипетром; 1844-1870 - синие буквы "КРМ" и вдавленный над ними в тесто прусский орел. С 1870 года снова появляется скипетр, на этот раз с поперечной полосой посередине. 

Прочие немецкие фарфоровые мануфактуры   

Из небольших немецких мануфактур скромного значения должны быть упомянуты мануфактуры в Ансбахе, Фульде и Клостер-Фейльсдорфе.

В Ансбахе мануфактура была основана в 1759 году и спустя три года переведена в Брукберг. До 1777 года она выпускала столовую посуду с декором рокайль и фигурную пластику, в том числе разных замечательных турок, татар и индусов, не говоря о любовных группах в беседках. 
В XIX веке завод продолжал свою деятельность до 1860 года в качестве частного предприятия. 
Марка: написное "А" синее подглазурное. На фигурах иногда ансбахский герб (крыша с тремя рыбами), иногда маркировка отсутствует.

В Фульде фарфоровая мануфактура была основана в 1763 году и работала до 1790 года. Посуда примечательна своим расписным декором, исполненным в одном цвете пурпуром или красно-бурой краской. Самое ценное - это фигуры, сформованные Л. Руссингером. Прежде он работал в Хехсте; характерны для его пластики сводчатые подножия с пластической отделкой рокайль. 
Марки. 1763-1788 - маркировка простым или двойным "F" под короной синим подглазурным. В 1765-1780 годах иногда возникает крест из городского герба.

Мануфактура в Клостер-фейльсдорфе единственная в Тюрингии, которую можно причислить к ведущим немецким заводам. Основана она была в 1760 году и с 1797 до 1822 года принадлежала Грейнерам. 
Цветочный декор и пейзажные картины на посуде, созданной около 1770 года, по своему качеству сравнимы с аналогичными изделиями Берлинской мануфактуры. Не отставало это предприятие и в области пластики, причем иное из созданного около 1780 года приписывается модельеру Францу Котту. 
Марка: вензелевые буквы "CV" синие подглазурные. Другие, более мелкие фарфоровые мануфактуры Тюрингии находились в Готе (осн. 1757), Фолькштедте (осн. 1760), Валлендорфе (осн. 1763), Лимбахе (осн. 1777) и Гере (осн. 1779).

В начало раздела "Керамика">>>