Логотип

Немецкий и австрийский фарфор

Франкенталь

Мануфактура была основана в 1755 году Полем Аннонгом, которому пфальцский курфюрст Карл Теодор дал на это привилегию. Руководство Аннонг доверил своему сыну Шарлю-Франсуа, после смерти которого заведование взял на себя в 1759 году его младший брат Жозеф-Адам. В 1762 году мануфактурную фабрику купил курфюрст ив 1795 году сдал ее в аренду братьям ван Рекюм. В 1880 году мануфактура была распущена.

В промежутке 1755-1761 годов в качестве мастера-модельера действовал Иоганн В. Ланц, при посредстве которого здесь была достигнута наибольшая степень художественности. С присущим ему чувством реального он брался именно за сельские фигурки и группы по образцу французских гравюр. 
В это же время работал во Франкентале (1758-1764) Иоганн Фридрих Люк. После Ланца мастером-модельером становится Конрад Линк, пластика которого (бюсты, портреты и танцовщицы) отличается большим совершенством. На его место поступил в 1766 году Карл Готлиб Люк, брат Иоганна Фридриха Люка. 
В 1779-1793 годах мастером-модельером работал известный нам И.-П. Мельхиор, поступивший потом в Нимфенбург, заронив во Франкентале первые предвестия классицизма. К числу позднейших модельеров относится Адам Клер, ученик Мельхиора, последовавший за своим учителем в 1799 году в Нимфенбург.

Марки.

1756-1762 - "РН" (Paul Hannong) или "PHF" (Paul Hannong Prankenthal) вдавленные; 1756-1759 - стоящий лев синий подглазурный; 1759-1762-вензель "JAH" (J. A.Hannong); с 1762 - монограмма курфюрста "СТ" (Carl Theodor) с короной синяя подглазурная. В промежутке 1770-1788 годов одновременно вдавливались сокращенные числа года. 
С 1795 года появляются буквы "VR" вы "VR" (van Recurri). 

Фюрстенберг

Мануфактура основана герцогом Карлом I Брауншвейгским. Хотя попытки в этом направлении были раньше, производство началось только в 1753 году, когда удалось заинтересовать им арканиста Бенкграффа из Хехста, живописца Цехингера и модельера Фейльнера.

Фафоровый поднос. Фюрстенберг

 

Фюрстенбергская посуда с художественной стороны испытывала сильное влияние Мейсена, хотя и обнаруживая до известной степени собственные черты. В пятидесятых и шестидесятых годах она украшалась богатыми рельефами, позволявшими скрыть недостатки фарфоровой массы. 
Сильную сторону фюрстенбергского фарфора всегда составлял живописный декор с его изысканным колоритом. Ко времени 1765-1770 годов относятся живописные изображения на больших фарфоровых подносах, обрамленных наподобие картин. 
В области пластики С. Фейльнером были созданы на этой мануфактуре серия масок итальянской комедии, группы ремесленников и крестьян, мифологические сцены и т. п. фейльнер действовал в Фюрстенберге до 1770 года. 
В следующие десятилетия, когда руководство осуществлял мастер-модельер И.-Кр. Ромбрих, в Фюрстенберге были заняты К.-Г. Шуберт и А.-К. Луплау, без особой изобретательности работавшие по мейсенским образцам или по гравюрам. Не свободен полностью от простого репродуцирования и француз Десош, хотя его фигурки и группы, часто исполненные в бисквите, полны грации.

С 1795 года мануфактурой стал руководить француз Луи-Виктор Жерверо. С ним пришел на мануфактуру дух французского ампира, получивший выражение как в форме посуды, так и в её золотом декоре на черном или "королевском-синем" фоне, и не в последнюю очередь, в области пластики - в бисквитных портретах особенно.

Марка : написное "Р" синее подглазурное. На бюстах в начале XIX века врезанный абрис пощади. 

Германия и Австрия: кустарные живописцы.

Наравне со стеклом, расписывали на дому, начиная со второй четверти XVIII века, - фарфор. Чаще всего живописцы работали непосредственно на заказ; многие заказы не отличались претензиями, другие, напротив, были исключительно художественными свойствами.

Доставать фарфор приходилось с трудом, особенно на первых порах европейского производства, когда специально следили за тем, чтобы недекорированный фарфор не выносился с завода. Поэтому-то мы зачастую находим импортированный восточный фарфор, который легче было раздобыть и который нередко был уже расписан под глазурью кобальтом. 
В Аугсбурге действовал И. Ауфенверт, его вещи подписаны монограммой "JAW". Во Вроцлаве и потом в Вене работал в 1720-1736 годах известный Игнац Боттенгрубер, а в 1727-1748 - его ученик К.-Ф. Вольфсбург; в Кунштате в Богемии подвизался в двадцатых-тридцатых годах Игнац Прейслер, а в Пршисечнице в 1745-1770 годы - ф.-ф. Майер, один из последних выдающихся кустарей. 
В Вене и потом в Италии посвящал себя кустарной живописи с двадцатых по тридцатые годы И.-К.-В. Анрейтер, а позднее его сын Антон; отдельные свои вещи оба метили монограммой. Кое-кто - из кустарных живописцев работал в Голландии. 
В шестидесятых годах кустарная живопись стала, однако, иссякать и, в конце концов, исчезла совсем.

Хехст.

Здесь мануфактура была основана в 1746 году двумя денежными тузами и живописцем из Мейсена А.-Ф. Лёвенфинком. После него заводом руководил Иоганн Бенкграфф. 
Безрадостное экономическое положение не улучшилось даже после того, как около 1778 года мануфактуру взял в свои руки курфюрст Гессенский и реорганизовал ее. К концу столетия мануфактура стояла на грани банкротства и после французской оккупации была наконец ликвидирована в 1796 году.

Форма посуды и ее декорировка, особенно на первых порах, находились под влиянием Мейсена. Для периода рококо типична, однако, в Хехсте роспись пурпурных тонов. Намного самобытнее и в своем роде интереснее фигурные работы, исполнявшиеся поочередно видными модельерами. В промежутке 1750-1753 годов - Симоном Фейльнером, который потом поступил вместе с Бенкграф-фом в Фюрстенберг; ему принадлежат группы пастушков и комедиантов и другие жанровые сцены. В промежутке 1758-1765 годов фигурки исполнялись Лоренцом Руссингером, позднее поступившим в Фульду. Его место мастера-модельера занял Иоганн Петер Мельхиор (работал до 1779 г.). Наряду с мифологическими фигурами, он с большим чувством жизни и действительности моделировал мелкую пластику, причем до конца эта тенденция Мельхиора выражается в детской тематике. Это же чувство действительности вело его к портретной пластике и к медальонным рельефам.

Марки.

До 1763 - колесо с шестью спицами из курфюршеского герба - красная, бывает золотая, подглазурная или вдавленная марка; с 1763 - синяя подглазурная. Между 1765-1775 годами над колесом часто находишь курфюр-шескую корону.

В начало раздела "Керамика">>>