Логотип

Hoff

Изделия из бисера и стекляруса
в России XIX – начала XX века

 

Первая половина XIX века в России была временем расцвета искусства вышивки бисером и стеклярусом. В это время бисерные изделия чрезвычайно популярны, и, кроме того, модным становится заниматься этим видом рукоделия.

Бисерные и стеклярусные изделия XVIII века существенно отличаются от аналогичных изделий XIX столетия по многим параметрам – от композиции и круга сюжетов до особенностей используемого материала. В XIX веке начинают применяться новые, не известные ранее приемы работы, значительно увеличивается цветовая палитра бисера, что позволяет создавать сложные миниатюры с тонкой колористической разработкой. Кроме того, в XIX веке бисер и стеклярус стали использовать для украшения множества предметов бытового и декоративного назначения, большая часть которых входит в обиход как раз в начале XIX столетия.

Записная книжка. 1830-40-е гг.

 

Изделия из бисера и стекляруса нового типа появляются в эпоху классицизма, и присущие классицизму строгость, монументальность и стремление к лаконизму как в форме, так и в декоре изделия сказываются и на бисерных изделиях. Уже в самом начале нового столетия вырабатываются очень простые формы бисерных изделий, полностью соответствующие их практическому назначению: продолговатые кошельки с металлической оправой, плоские сумочки, объемные сумочки из ткани с бисерной отделкой и проч. В первом десятилетии XIXвека появляются шести- и восьмиугольные кошельки, а также мужские бумажники с двумя отделениями или карманами. Основой для таких кошельков служила плотная бумага или картон, покрытый белым или цветным атласом или кожей. Внешние стороны бумажника обычно украшались бисерными вышивками. В 1820 1830-х годах входят в моду записные книжки в сочетании с бумажниками. Все эти изделия и их формы характерны для начала и первой половины XIX века, хотя некоторые из них встречались и позже. Например, долгое время бытовали кошельки-монетницы в виде продолговатого мешочка с разрезом посередине и двумя кольцами-зажимами. Эти монетницы повторяли западноевропейские и использовались на протяжении всей второй половины XIX века.

В XIX веке в моду вошло украшение бисерными чехлами трубок, стаканов и других мелких предметов, а также ручек зонтиков и рукоятей тростей. Такие предметы, как шкатулки, табакерки, бювары, очешники, портсигары, декорировались плоскими бисерными вставками; вышивки из бисера и стекляруса украшали спинки стульев и диванов, диванные подушки. По-прежнему в моде остается создание вышитых бисером и стеклярусом картин, которые вешали на стену или ставили на стол.

Период наиболее интенсивного увлечения бисером и стеклярусом в России приходится на 1820 1830-е годы. В это время важное место в декоре интерьера и предметов одежды занимали растительные мотивы, поэтому и в бисерных изделиях наиболее широкое распространение получают цветочные узоры: гирлянды, венки, букеты, ветки, отдельные цветы.

На небольших вещах (сумочках, кошельках, подстаканниках) основной узор располагался горизонтально идущими гирляндами в верхней или нижней части предмета, реже – по краям; остальное пространство заполнялось мелкими деталями в виде веточек, цветов, крапинок, звездочек или оставалось незаполненным. Особенно пышными цветочные орнаменты становятся в 1830-е годы. В XIX веке цветы в бисерных вышивках решались, в отличие от XVIII века, объемно, живописно, с передачей всех цветовых и светотеневых нюансов.

Стаканы в чехлах. Первая треть XIX века.

 

Чехлы чубуков и тростей также отделывались цветами: на них узор, как правило, состоял из одной или нескольких гирлянд. Вязка, которая использовалась при изготовлении чехлов, приводила к смещению рисунка в одном направлении, поэтому гирлянды располагались по спирали, как бы обвиваясь вокруг трубки. Такой орнамент удачно сочетался с формой длинных чубуков и получил широкое распространение. Геометрические узоры встречаются в декоре этих изделий значительно реже.

Типичны для бисерных изделий эпохи классицизма такие декоративные мотивы, как рог изобилия, корзина или ваза с цветами. Существовало несколькостандартных рисунков с этой тематикой, которые бесконечно повторялись и варьировались на предметах разных размеров и различного назначения. Для круглых кошельков типичен мотив розетки, который удачно заполняет форму. В зависимости от размеров кошелька такая розетка дополнялась по краю цветочными гирляндами, полосками в виде перевитых лент, геометрическим узором.

Часто на бисерных сумочках и кошельках первой половины XIX века встречаются геометрические и растительные узоры, аналогичные тем, которые украшают современные им ткани и шали: веточка с ягодой или цветком, «турецкие бобы» из мелких цветков, и проч.

В первой четверти столетия под влиянием классицизма в бисерных изделиях часто появляются и повторяются изображения на сюжеты из античной мифологии и композиции на «античную» тему, с использованием персонажей римской и греческой мифологии: Амур и Психея, Амур на колеснице, Вакх с фавнами и проч. Такие композиции украшали диванные подушки, сиденья и спинки мебели.

Во втором десятилетии XIX века сентиментализм оказывает влияние на декоративно-прикладное искусство не только в выборе сюжетов, но и в их трактовке. В бисерных и стеклярусных изделиях появляются изображения опоэтизированных бытовых сценок: пастух со стадом, девушка с овечкой, играющие дети. Иногда в бисерных изделиях появляются и литературные персонажи (сентиментализм в первую очередь течение в литературе): барышня-крестьянка, бедная Лиза. Значительную роль сыграли публикации гравюр «Волшебного фонаря»: под их воздействием в бисерных вышивках появляются изображения молочницы с глиняными кувшинами на коромысле, продавца яиц и рыбы, седока в санях и др., аналогичные изображениям на фарфоровых изделиях XIX века, особенно на фарфоре завода Гарднера. Особенно часто в бисерных изделиях появляются изображения праздничных гуляний, плясок и хороводов.

Кисет. Первая четверть XIX века.

 

Уже в 1820-х годах под воздействием романтизма в русском декоративно-прикладном искусстве появляются новые мотивы, однако наиболее полно они раскрываются в бисерных изделиях в 30-40-х годах XIX столетия. На сумочках, кошельках, бумажниках этих лет часто встречаются изображения руин, сломанных деревьев, водопадов, замков.

Современность также нашла воплощение в бисерных изделиях: Отечественная война 1812-1813 гг., русско-турецкие и русско-персидские войны, борьба Греции за независимость и проч. так или иначе нашли свое воплощение в декоре бисерных изделий.

Особенно это характерно для бисерных изделий второй половины XIX века, которые насыщаются «восточными» сюжетами, переработанными в красочные жанровые сценки, изображаются китайцы, одалиски, конные турки. Часто повторяются фигуры девушек в национальных нарядах, изображения горцев в живописном пейзаже и с оружием. В пределах одного рисунка могли сочетаться пейзаж, архитектура и персонажи, относящиеся к разным странам и даже разным континентам.

Широкое распространение в русских бисерных изделиях второй половины XIX века получила тема охоты, столь популярная в это время. Вышивки из бисера и стекляруса с такой тематикой украшали охотничьи принадлежности: кисеты, ягдташи и т. п., а также портсигары и кошельки. Бисером и стеклярусом оформлялись целиком охотничьи комнаты.

В 1840-х годах в небольших бисерных изделиях появляются сильно стилизованные растительные мотивы, сложные геометрические орнаменты с рокайлями и архитектурными элементами. Особенно часто используется узор “a la grasalle” в серовато-белых или коричнево-желтых тонах. В третьей четверти столетия бисером продолжают украшать кошельки, ридикюли, настольные бювары; для интерьеров выполняются крупные вещи: скатерти, сонетки, диванные подушки, плафоны и экраны для светильников, вставки в столешницы. Приемы работы повторяют основные виды техники, принятые ранее, но сплошное шитье бисером используется реже: обычно фон бумажной канвы остается открытым и подкрашивается акварелью. Новый прием, встречающийся во второй половине XIX века – соединение вышивки бисером с шитьем шерстяной и шелковой ниткой крестом.

В бисерных работах XIX века нередко встерчается текст-посвящение: наибольшее распространение получили монограммы и скромные напоминания о подарившем вещь в виде единственного слова: “souvenir” (на память); кроме того, встречаются распространенные и в других видах декоративно-прикладного искусства надписи «кого люблю, того дарю», и даже стихи. Иногда в бисерных работах присутствуют дата создания произведения, подписи мастеров – изделия с такими надписями редкость, поэтому они представляют большую ценность.

Сумочка. Конец XIX – начало XX века.

 

Постепенно бисерные работы становятся все более редким явлением, ими занимаются только отдельные любительницы рукоделия и мастерицы в монастырских мастерских.

Изменение художественных вкусов и обилие предметов промышленного производства способствовали тому, что бисерные изделия постепенно стали исчезать из обихода. Лишь в конце XIX века обращение декоративно-прикладного искусства к художественным формам прошлого привело к возрождению интереса к изделиям из бисера и стекляруса.

Типичное изделие начала XX века – сумочка из синего бархата с шитьем бисером, шнуром, аппликацией из гальки и других материалов. На внутренний рынок России в эти годы поступает большое количество прямоугольных кошельков с отделкой бисерной бахромой, которые выпускались, по-видимому, монастырскими ремесленными центрами. Значительно реже в России использовались вязаные из шелковой нити кошельки с отделкой металлическим бисером в форме продолговатого мешочка или кувшинчика, с кольцами-зажимами.

В конце XIX столетия бисер и стеклярус часто используются для декора женского городского костюма – эта мода приходит из Франции, где в 1880-х годах черный бисер и стеклярус украшают женские туалеты известных парижских фирм. В 1890-х годах отделка бисером распространяется на широкий круг одежд и употребляется при создании изысканных туалетов мастерами многих стран, в том числе России. При этом используется цветной бисер разной огранки, формы и цвета, а также стеклярус.

В конце XIX – начале XX века женский костюм отделывается различными материалами: вышивкой блестками, стразами, искусственным жемчугом, шнуром, бисером и стеклярусом в цвет ткани. Подобные богато отделанные туалеты производили известные фирмы А. Т. Ивановой в Петербурге и Н. П. Ламановой в Москве. Особой популярностью пользовались бусы, бисер и стеклярус в костюмах 1910-х годов: из них низали бахрому, шили бордюры, обшивали детали платья и накидок.

По материалам статей и книги Е.Ю.Моисеенко и В.А.Фалеевой "Бисер и стеклярус в России XVIII – начала XX века". (Л., 1990.)

В начало раздела "Керамика">>>