Керамика
КОЛЛЕКЦИОНЕРЫ КЕРАМИКИ избалованы выбором, так как и прикладная, и декоративная керамика производилась в гораздо больших количествах, нежели другие предметы антиквариата, особенно с ХVII в. Кроме того, огромному числу изделий Древнего Китая и Древнего Египта, античных Греций и Рима удалось сохраниться. Диапозон их стилей и форм был чрезвычайно широк.
Принадлежность отдельных предметов, особенно сравнительно недавнего производства, часто определяется по марке производителя или мастера или по каталогам фабричных образцов. Однако чаще всего определение ценности изделия требует более сложной, буквально детективной работы. Для этого требуется знание того, как именно производился и декорировался данный предмет, а также необходимо следить за рыночными тенденциями - процесс не менее увлекательный, чем само коллекционирование.
Как "смотреть" керамику
РАЗНООБРАЗИЕ ПРЕДМЕТОВ, подразумеваемых под термином "керамика", огромно. Чтобы понять различия, коллекционер должен уметь определять главные типы посуды и основные техники декора. Я поняла, что лучший способ обрести уверенность - пересмотреть как можно больше изделий, не пугаясь их цены. Должна признать, что однажды я взяла в руки чашу эпохи Мин, но, узнав ее цену, поспешила вернуть на место - 400 тыс. фунтов!
Существует ряд ключевых различий между основными типами керамики, определять которые не очень сложно. Керамика непрозрачна, "каменная" керамика, как правило, непрозрачна, хотя попадаются полупрозрачные экземпляры. Фарфор почти всегда прозрачен. Подставив предмет под яркий искусственный свет, легко определить тип.
Необходимо изучить цвет неглазурованного глинянного черепка. Иногда он виден на ободке или основании, но на предметах. полностью покрытых глазурью, ищите скол или трещену. Как правило, цвет глинянного черепка варьируется - от цвета сливок ("кремовая" керамика) до желтовато-коричневого (фаянос) и красно-бурого (стаффордширская керамика). Цветовой диапозон "каменной" керамики - от желтовато-белого до темно-коричневого, а в фарфоре - от белоснежного ло кремового.
Труднее всего разобрать, твердый фарфор или мягкий. Если на месте скола зернистая поверхность, скорее всего изделие сделано из мягкого фарфора. Такой фарфор легче впитывает воду, и если основание не глазуровано, оно может загрязниться и потерять цвет. Если осколок гладкий, глянцевый, с острым краем, скорее всего это твердый фарфор. Предмет из мягкого фарфора в руках кажется более теплым, чем изделие из твердого фарфора. Это особенно ощутимо, если поднести его к лицу.
Тип глазури тоже служит подсказкой для индентификации. Глиняная посуда знала множество вариантов глазурей, среди наиболее употребляемых - густая белая оловянная глазурь. Ее цвет также помогает определить место производства предмета. Например, молочно-белая глазурь характерна для лондонского фаянса ХVII в., а бледная небесно-голубая применялась в тот же период для некоторых разновидностей французского фаянса. Для изделий из каменной массы чаще всего использовалось покрытие соляной глазурью, создававшее неровную сверкающую поверхность, похожую на апельсиновую кожуру. Твердый фарфор обжигался при столь высоких температурах, что глазурь сливалась с черепком и обычно была тонкой и твердой. Мягкий фарфор ХVIII в. больше покрыт трещинками, чем твердый. В фарфоре такого типа ищите густую, зеленоватую или синеватую глазурь, забившуюся в трещинки.
декор может подсказать дату производства предмета. Как правило, раняя керамика украшена простыми процарапанными или вырезанными мотивами, а позднейшие изделия из фарфора и высококачественной керамики расписаны или украшены в технике переводной печати. Многие типы декора определяются на ощупь: резной декор углубляется в поверхность, а эмаль, нанесенная поверх глазури, - выпуклая.
Звук предмета помогает определить, подвергался ли он реставрации. Неповрежденный предмет при легком постукивании издает отчетливый ясный звон, а реставророванный - глухой звук.
История глиняной посуды
В СТРАНАХ, столь удаленных друг от друга, как Китай и Англия, глиняные изделия сыграли значительную роль в истории керамики. С древних времен они существовали во множестве видов, различавшихся в основном глазурями и декором, характерным для того или иного региона. Итальянская майолика и фаянсы Голландии, Англии, Франции и Германии - всего лишь некоторые виды производимых изделий.
Глиняными изделиями называют обожженный при довольно низкой температуре пористый грубый материал. Чтобы черепок (смесь, из которой формуется сосуд) был водонепроницаем, употребляют глазурь.
Просто украшенная глиняная посуда производилась в период неолита в Китае. Ко времени начала правления династии Тан (618-907) производство керамики усовершенствовалось благодаря развитию техники производства и художественного мастрерства.
Торговцы возили эти изделия в арабские страны, способствуя росту керамического производства, которое затем сильно повлияло на развитие керамики Запада после арабского завоевания Испании в ХIII в. Техника, больше всего применявшаяся в европейской керамике, - оловянная глазурь. Известная как майолика в Италии, делфт - в Нидерландах, фаянс - в Англии, Франции и Германии, керамика с оловянной глазурью везде производилась примерно одним и тем же способом. Оксид металла добавлялся к свинцовой глазури, которая использовалась потом для покрытия поверхности керамического изделия опаковым белым слоем, цветом напоминавшим фарфор.
Производство майолики сильно развилось в Италии ХV в. Важными центрами производства стали Дерута, Габбио, Урбино, Сиена и Фаэнца. Итальянские гончары привезли свое мастерство во Францию в начале ХVI в., и на протяжении столетия стиль преобразовался в угоду французскому вкусу. Фаянс производили в Невере, Руане, Страсбурге и Марселе.
В начале ХVI в. итальянских мастеров приютили Нидерланды. Голландское производство керамики с оловянной глазурью расцвело в Амстердаме, Харлеме и Роттердаме, но лидером был Делфт. Среди изделий были бело-синие,а позже и многоцветные вазы в форме тюльпана, кувшины, блюда и изразцы. Голландские гончары привезли этот стиль в Германию. В Англии фаянс производился в Лондоне, Бристоле и Ливерпуле до конца ХVIII в. Большинство изделий имитировали синий декор шинуазри, хотя сугубо английские темы относились к концу ХVII в. Английские гончары также производили характерные керамические изделия в Стаффордшире, используя свинцовую глазурь, и получали ангоб, "агатовые" (напоминавшие драгоценные камни) и "черепаховые" (покрытые пятнистой глазурью) изделия.
С 1760-х гг. соперничество с "кремовым" и "жемчужным" фаянсом привело к полному исчезновению разнообразия керамики с оловянной глазурью в Англии и на континенте. Майолика, которую производили и английские, и американские фабрики с 1850-х гг., была покрыта яркой свинцовой глазурью и отличалась причудливыми узорами. Керамику производили в Америке первые колонисты, но они никогда не достигли такого успеха как стаффордширская керамика. Американцы делали домашнюю столовую и кухонную утварь, украшенную разнообразными цветными росписями.
В ХХ в. керамическая посуда оставалась одной из линий серийного производства. "Ройял Уинтон" и "Вежвуд" создали много серий чайной посуды и обеденных сервизов, фабрика Клэрис Клифф поставляла замечательную столовую посуду с ручной росписью, а "Карлтон" - смешные чайники на ножках и кружки.
Ранняя и поздняя майолика
К ХVI в. Италия эпохи Возрождения производила утонченную майолику большой художественной ценности. Этот тип керамики стал таким популярным к началу ХIХ в., что развилось успешное производство копий высокого качества. Хотя посуда таких искусных мастеров своего времени, как Улисс Кантагалли, могла сбить с толку даже знатоков, большинство имитаций оригиналов ХVI в. можно опознать лишь при тщательном рассмотрении. Самый верный ключ к определению подлинности заключается в стиле - отчетливая манера росписи работы искусных мастеров эпохи Возрождения и менее плавный и местами неумелый в вариантах ХIХ в. Цвет также дает полезную подсказку:в подлинной майолике используются яркие, сочные краски, у поздних копий тона обычно мягче и бледнее.
Майолика istoriato и гравюры
Рост печатного дела с середтны ХV в. оказал сильное влияние на мастеров красочной итальянской сюжетной (istoriato) майолики. Библейские, исторические и мифологические картины Рафаэля воспроизводились итальянскими граверами, хотя так же часто использовались немецкие ксилографии и иллюстрации к французским книгам.
Кантагалли
Удолетворяя возникший в ХIХ в. интерес к искусству Возрождения, итальянская керамика обильно воспроизводила ранние образцы. Самый известный художник-керамист того времени Улисс Кантагалли из Флоренции успешно имитировал майолику из Урбино и других итальянских центров. Большинство его работ эксперты не в силах отличить от оригиналов.
История голландского и английского фаянса
ПОСЛЕ появления китайского фарфора в Европе в начале ХVII в. белые изделия с синим декором приобрели широкую популярность и импортировались в огромных количествах голландской Ост-Индийской компанией и другими торговцами. После прекращения торговли с Китаем в результате войны (1647) голландские и английские производители воспользовались возможностью заполнить нишу на рынке, производя копии изделий, пользовавшихся большим спросом.
Керамика с оловянной глазурью производилась в Нидерландах с конца ХV в. сначала итальянскими мастерами, осевшими в Антверпене. Однако голландцы выработали индивидуальный художественный стиль, восходивший к орнаментике китайского фарфора, который с начала ХVII в. импортировала голландская Ост-Индийская компания. За 50 лет город Делфт стал основным центром по производству фаянса в Нидерландах, другие фабрики находились в Роттердаме, Харлеме и Амстердаме. Так как рост производства совпал с упадком голландского пивоваренного производства, многие керамические фабрики использовали заброшенные пивоварни, где изготовляли декоративные изделия и домашнюю утварь. Отдавая предпочтение синему и белому, делфтские мастера воспроизводили китайские рисунки поздней Мин. Другие рисунки на блюдах, кувшинах, вазах, тарелках и изразцах варьировались от голландских пейзажей и библейских сюжетов до цветочных композиций.
Китайский сине-белый фарфор также экспортировался в Англию в середине ХVII в., но только состоятельные люди могли позволить себе эту роскошь. Распознав потенциальный рынок среди представителей среднего класса, английские мастера стали производить "делфтский" фаянс в Лондоне, Бристоле, Ливерпуле и Глазго.
В отличие от голландских изделий английский фаянс был грубым и твердым, глазурь голубого или розового оттенка легко трескалась. Имея определенное сходство в рисунках с китайским фарфором, декор часто был неизящным и неаккуратным, без тонкой кистевой разработки, характерной для делфтских мастеров. В дополнение к модной посуде в китайском вкусе к концу ХVII в. стали появляться местные декоративные мотивы. Англичанам нравился рисунок с четкими цветами, дубовыми листьями и портретами монархов. Хотя английский фаянс никогда не достигал художественного совершенства делфтского, в нем было своеобразное очарование. К концу ХVIII в. растущая популярность английской керамики кремового цвета вызвала упадок фаянсового производства и в Великобритании, и в Нидерландах.
Голландский и английский фаянс
И голландский, и английский фаянс делали из мягкой глины, покрывали свинцовой глазурью, которая приобретала белый цвет и непрозрачность благодаря оксиду олова. Голландский "делфт" обычно аккуратно обожжен и имеет толстоватую, подчас с маленькими впадинками глазурь ярко-голубого или белого цвета. Черепок английского фаянса, как правило, достаточно толстый и небрежнее обожжен. У него более гладкая глазурь с голубым или розовым оттенком. И та и другая посуда была вдохновлена сначала сине-белым китайским фарфором, а потом полихромным китайским и японским фарфором, который импортировался в Европу Ост-Индийской компанией.