Логотип

Майоликовые изделия завода Гребенщикова

Суповая миска с росписью синей и коричневой красками. Третья четверть XVIII века. Завод Гребенщикова.

Завод купца Афанасия Гребенщикова, основанный в Москве в 1724 году, был первой в России керамической мануфактурой.

Производство развивали Афанасий Гребенщиков и его сын Иван. Последний обладал довольно обширными познаниями в технологии керамического производства: ему принадлежит честь разработки майоликового производства в России, а также открытие секрета изготовления фарфора, не получившего, однако, развития на заводе Гребенщикова.

Дело начиналось с производства курительных трубок и изразцов, а в конце 1740-х гг. на заводе приступили к выпуску майоликовой посуды с росписью по сырой эмали. После долгих подготовительных работ и тщательного изучения близлежащих месторождений гжельских глин на заводе смогли перейти к изготовлению посуды высокого качества. Завод освоил производство тарелок, блюд, суповых чаш, мисок, аптекарской посуды, и даже целых сервизов, выполнявшихся по заказам русских дворян и членов императорской семьи. Наряду с посудой было освоено производство мелкой пластики. Периодом расцвета завода Гребенщикова принято считать 50-е гг. XVIII века. Производство просуществовало до 1773 года – в этот год завод прекратил свое существование, так как не мог больше конкурировать с майоликой заводов Гжели XVIII века.

Блюдо с растительным мотивом и гирляндой. Третья четверть XVIII века. Завод Гребенщикова.

 

Используя достижения западных майоликовых мануфактур, изделия которых продавались в России, завод Гребенщикова сумел добиться высокого технологического и художественного качества своей подукции, которую можно поставить в один ряд с современной ей европейской майоликой.

 
Для изделий завода Гребенщикова характерны толстые стенки и формы с мягкими изгибами; белая эмаль с голубоватым оттенком покрывала все изделие.

Посуда декорировалась растительным или геометрическим орнаментом чаще синего или коричневого, реже – лилового, зеленого и желтого цвета.

Декор строится на сочетании большого центрального пятна, в роли которого выступает растительный мотив или геральдический знак, и расположенного по краю изделия тонкого орнамента в виде плетенок, сеток, стилизованных веточек и цветов. Между центральным элементом и орнаментальной каймой остается много незаполненного пространства. Иногда изделия украшались так называемой росписью белым по белому, которая редко используется и в западноевропейской майолике. Декор, как правило, удачно сочетается с формой изделия. Изделия завода клеймились маркой «РМФА» и «МФА».  

В начало раздела "Керамика">>>