Логотип

Майолика Гжели в XVIII веке

Достижения завода Афанасия Гребенщикова были усвоены и усовершенствованы крестьянами подмосковной Гжели, которые, так или иначе, соприкасались с работой завода Гребенщикова. Гжель – один из старинных гончарных районов России, который охватывал около 30 сел Бронницкого и Богородского уездов Московской губернии, расположенных в 60 км от Москвы.

Декоративное блюдо с полихромной росписью. Последняя треть XVIII века. Заводы Гжели.

 

Гжель издавна славилась своими глинами и гончарами. Именно здесь во второй половине XVIII века было основано столь значительное майоликовое производство, что Гребенщиков был вынужден закрыть свой завод, будучи не в состоянии конкурировать с гжельскими.

На гжельских заводах делали кумганы, квасники, тарелки, чернильницы, цветочные горшки, кружки и мелкую пластику.

Изделия развозили по разным губерниям России, продавая их в селах, городах, на ярмарках. Кроме того, мастера изготовляли и специальные изделия по заказам частных лиц и придворной конторы.

Расцветом искусства майолики Гжели принято считать 70-80-е гг. XVIII века, когда, достигнув высокого художественного и технологического уровня, гжельская майолика завоевывает внутренний рынок России. Для гжельских изделий этого времени характерна великолепная форма и бесконечное разнообразие мотивов декора – среди сохранившихся изделий Гжели XVIII века не найдется и двух совершенно одинаковых предметов. Изделия гжельских мастеров «населены» изображениями зверей, птиц, растений, домов и церквей; декор то заполняет всю поверхность изделия целиком, то сосредотачивается на наиболее широкой или выпуклой его части. Марки на майоликовых изделиях Гжели не ставились.

Кувшин с архитектурным пейзажем. 1791 год. Заводы Гжели.

 

В палитре гжельских керамических изделий XVIII века всего пять цветов: белый, синий, зеленый, желтый, лилово-коричневый. Однако мастера избегали излишней пестроты, в изделии, как правило, преобладал какой-либо один цвет. Белый фон часто слегка окрашивался цветной эмалью. На сочетании тонких четких линий краски и мягких растекающихся пятен эмали строился декор. Часто изделия декорировались разнообразными лепными украшениями.

Для мелкой пластики Гжели характерны самые разнообразные жанровые мотивы и персонажи: дерущиеся супруги, нищий слепец с поводырем, солдат, поп, мать с малышом, женщина, снимающая сапог с ноги мужа и т.д. При предельной обобщенности и простоте лепки многое в гжельской декоративной скульптуре решалось посредством живописного декора. Персонажи, как правило, очень выразительны и полны юмора.

В конце XVIII века майолика Гжели постепенно вытесняется привозимым в больших количествах из Англии фаянсом. Кроме иноземных конкурентов появляются и конкуренты отечественные: мастера-крестьяне не находят рынков сбыта для своей продукции, так как в начале XIX века широкое распространение получает фарфор, благодаря работе частных фарфоровых заводов, изделия которых отличались сравнительной дешевизной. Появление такого нового материала, как фаянс, прочность, легкость, пластичность, белизна которого выгодно отличали его от майолики, также подрывает гжельское майоликовое производство.

В начало раздела "Керамика">>>