Декорирование майсенского фарфора
Декорирование майсенского фарфора при Йоганне Грегориусе Герольдте, 1720 – 1765
Роспись майсенского фарфора яркими эмалевыми красками достигло расцвета при художнике Йоганне Грегориусе Герольдте (Johann Gregorius Horoldt, 1696 – 1775), приступившем к работе на фарфоровой мануфактуре в 1720 году. Герольдта уговорил оставить фарфоровую мануфактуру Клаудиуса дю Пакье (Claudius du Paquier) в Венеарканист Самюэль Стельцель (Samuel Stoltzel, 1685 – 1737), ранее работавший с Беттгером и сбежавший из Майсена в Вену.
Арканист (от Латинского arcanum, секрет), в XVIII веке европеец, владевший или утверждавший, что он владеет, секретом изготовления некоторых видов керамики (особенно настоящего фарфора), который до 1707 года был известен лишь китайцам.
С собой он забрал цвета и формулы, которые он разработал и довел до совершенства в Майсене. К тому времени только художники позолотчики имели возможность украшать фарфор узорами из листьев и завитков и дрезденский золотых дел мастер Георг Функе (George Funcke) украшал материал яркими эмалями, хотя и непритязательными в художественном плане. Герольдт сразу же принялся исправлять сложившуюся на Майсене ситуацию, создал художественную мастерскую в Альбрехтсбурге и установил новые печи.
Характерными для работ Герольдта были декоры в стиле шинуазри и «индианские цветы», которые записаны в книге эскизов, так называемой Рукописи Шульца (SchulzCodex), а также набросками по мотивам восточной росписи, которой был очарован Август Сильный. В то же самое время Герольдт изображал сцены из европейской придворной жизни, сцены охоты и сцены из Comedia dell’Arte. Множество гравюр на меди брались из королевской библиотеки, специально приобретенной для мануфактуры, что позволяло получать идеи, которые затем Герольдт переводил в художественные рамки в своем индивидуальном стиле.
Почти до конца 1740-х гг. стиль шинуазри оказывал доминирующее влияние на декорирование майсенского фарфора. Воображаемые декоры в исполнении Герольдта ведут в неведомый и таинственный мир, наполненный разодетыми в пух и прах китайцами, фантастической архитектурой, экзотическими растениями и животными, - в романтический для европейцев мир Востока, в этом мире они видели нереальное и идеализированное отражение своей жизни. В 1724 году Герольдт был назначен придворным художником, а его мастерская была смежником майсенской мануфактуры с 1720 по 1731 г.
Впоследствии ему пришлось отказаться от автономности и вступить в постоянную должность в ранге придворного уполномоченного по надзору за всей мануфактуройMeissen. К тому времени в его подчинении находилось 30 художников и 10 подмастерьев, специализировавшихся в разных областях декорирования фарфора: “Feine JapanischeFiguren und Landschaften”, “in bunten Blumen” или “im Blauen unter die Glasur” (изящные японские фигуры и пейзажи, в красочных цветах или в подглазурной синей). Остальные рисовали рамки на панно из листьев и завитков или работали только как позолотчики.
Герольдт, будучи ответственным за декорирование всех фарфоровых сервизов, предоставлял своим художникам столько свободы в творчестве в рамках изобретенного им самим декоративного принципа, что они могли разрабатывать свой собственный стиль. Таким образом, возможно как результат нескольких подписей на фарфоре, приписывать роспись на фарфоре разным художникам. Однако ошибиться легко из-за сходства и стремления большинства художников превзойти Герольдта. В случае с сервизами подобное аттрибутирование невозможно, поскольку отдельные предметы расписывались одним и тем же декором по утвержденной схеме.
Поскольку Август Сильный непрестанно убеждал мануфактуру Meissen копировать китайские синие кобальтовые росписи фарфора, арканистам Давиду Кехлеру (David Kohler) иСамюэлю Стелцелю наконец удалось в 1717 году получить формулу для подглазурной росписи и 26 августа представить королю небольшое блюдце с синей росписью. Но технология синей росписи еще не была доведена до совершенства и необходимый ярко-синий цвет становился в процессе обжига железно-серым или контуры рисунка получались расплывчатыми, а краски растекались по материалу под глазурью. После Кехлера в 1723 году Герольдт приобрел формулу и начал проводить с ней эксперименты. Изменяя фарфоровую массу, которая уже содержала полевой шпат вместо извести, и смешивая кобальтовую краску с глиной из Кольдица с 1731 года были получены много лучшие результаты. После изменений в глазури в 1733 году синь сосудов наконец была названа «красивой и приятной».
С этого времени от восточных росписей стали постепенно отказываться в пользу европейских мотивов. Пейзажи по голландским гравюрам на меди, элегантные сцены придворной жизни по работам Жана Антуана Ватто (Jean Antoine Watteau, 1684-1721) или Никола Ланкре (Nicolas Lancret, 1690-1743), Жан-Батист Патер (Jean-Baptiste Pater, 1695-1736), Жан-Жак Флипарт (Jean-Jacques Flipart, 1719-1782) и других, полностью выдуманные сцены в портах с участием восточных купцов, так называемые “Kauffahrtei-Szenen” характеризовали роспись фарфора Meissen. Сцены охоты по гравюрам Иоганна Элиаса Ридингера (Johann Elias Ridinger) и военные сцены по Георгу Филиппу Ругендасу(Georg Philipp Rugendas, 1666-1742), Филипсу Вауэрману (Philips Wouwerman, 1619-1668) и Яну Ван Гьютенбургу (Jan van Hughtenburg) взяли штурмом резервные панно на фарфоровых сосудах и стали частью сбивающего с толку репертуара росписей, включивших в себя позднее такие темы как “Reinicke Fuchs”.
После 1740-х гг. «индианские» цветы заменила местная флора. Такие мотивы называют по-английски “dry woodcut flowers”, поскольку их копировали с ботанических работ с вырезанными из дерева иллюстрациями. Когда художник копировал неясную окантовку этой модели, дававшей трехмерные изображение, это называлось цветок “ombre”. Около 1745 года предпочтение отдавали природным местным немецким цветам, так называемым “Manier-blumen”, собранным в красочные нежные букеты.
Во времена Семилетней войны (1756-1763) Герольдту, посвященному в государственные тайны, пришлось уехать в Франкфурт-на-Майне и скульптор и придворный уполномоченный по надзору Йоганн Иоахим Кендлер (Johann Joachim Kaendler) присматривал за росписью фарфора и вдобавок ко всему выполнял указания Короля Пруссии Фридриха II (King Friedrich II of Prussia) – такие как “Vestunen Service” и японский сервиз.
После возвращения Герольдту пришлось принять нового управляющего художественного отдела Кристиана Вильгельма Эрнста Дитриха (Christian Wilhelm Ernst Dietrich) в качестве старшего по званию и стать ответственным только за изготовление красок. В 1765 году он заболел и еще десять лет прожил в Майсене пенсионером. Зенит художественной славы мануфактуры подошел к концу. Хотя только первые годы его творчества и службы на благо майсенской фарфоровой мануфактуры были овеяны невероятным успехом, который создал именно он, Герольдт основал фундамент для последующего художественного развития росписи по фарфору. Его слава как основателя росписи эмалевыми красками по фарфору, создания моды на европейский фарфор в стиле шинуазри, создателя художественной мастерской на основе разделения труда, как великолепного эксперта по краске и эмалям и одного из лучших художников по фарфору в Европе непререкаема.
Среди художников по фарфору, работавших с Герольдтом, был и расписывавший ранее фаянс Иоганн Каспар Рипп (Johann Caspar Ripp), про которого говорили, что он хорошо выучился своей профессии в Голландии и был мастером. Опытный и умелый художник по фарфору Иоганн Кристоф Горн (Johann Christoph Horn) работал надглазурнойэмалью, тщательно выписывая лица и одежду людей. Среди знаменитых художников, работавших с Герольдтом, был и Иоганн Эренфрид Штедлер (Johann Ehrenfried Stadler).
Несмотря на то, что Комиссия по Майсенской мануфактуре указывала инспектору Штайнбруку (Steinbruck) на необходимость заставить Герольдта имитировать как можно больше восточного фарфора из коллекции Августа Сильного, Герольдт не принимал эти увещевания буквально. Декорируя фарфор в восточном стиле, он часто смешивал различные мотивы и создавал новые оригинальные композиции.
Сервизы из фарфора и сервировка стола
Возможно, одним из первых сервизов из фарфора, выполненных Meissen для королевского двора Саксонии, был фарфоровый сервиз с т.н. «желтым львом». Работа по созданию этого сервиза из фарфора началась еще в 1728 году и продолжалась до 1737 года. Декор напоминает Какимон и изображает «желтого льва», а на самом деле крадущегося тигра, обвивающегося вокруг стебля голубого бамбука, опустившего голову и смотрящего на цветущую сливу с причудливо изогнутыми ветвями. В дополнение к сервизу с желтым львом был создан и сервиз с голубым львом. Оба сервиза были поставлены в Японский Дворец и, по всей видимости, предназначались для экспонирования на верхнем этаже в «Taffel Zimmer mit Porcellan der Loewen». В 1737 году Август III преподнес сервиз с желтым львом Томасу Лорду Робертсону (Thomas Lord Robinson), британскому послу при императорском дворе Вены, а другой сервиз заказал для собственного использования во дворцовых кухнях. Эти предметы снизу помечены буквами “KHK” (Koenigliche Hof Kuche = Королевские придворные кухни).
Поскольку Август Сильный с энтузиазмом относился к китайскому, и особенно к японскому фарфору, Столовый сервиз Meissen с красным драконом создан полностью под восточным влиянием. Сервиз создавался скульптором Готтлибом Кирхнером, расписывался в мастерской Герольдта. Образцом служила японская тарелка из королевской коллекции с узором в стиле Какимон. В декоре присутствуют удлиненные драконы, смотрящие друг на друга на кромке тарелок и кружок из двух фениксов в центре. Между драконами размещены завитки и узор в форме сердца, объединяющий две китайские эмблемы, колесо учения и пылающую жемчужину. В версии майсенского фарфора были переняты драконы и фениксы, размещенные в том же порядке, но между ними были размещены другие эмблемы – элементы из «восьми драгоценностей»: монеты, свиток пергамента, лист полыни, жемчужина и узел, не имеющий начала и конца. Хотя большинство европейцев в XIX веке не понимали значения восточных символов, несомненно, они знали о важном значении дракона как символа китайского императора и правителя, который был выбран в качестве основного мотива раннего обеденного сервиза для Саксонского двора. Вплоть до 1918 года декор с красным драконом, позднее называвшийся «красный придворный дракон», использовался только для Двора Саксонии.
Луковичный декор фарфора, на который оказала влияние восточная роспись, был создан в XVIII веке, стал впоследствии весьма известным. Он назывался “Blau und Weissordinair gemahlt” (синий с белым в обычной росписи). Скорее всего, декор из цветов и фруктов был создан около 1728 года, и на него, вне всякого сомнения, повлияли китайские образцы периода Kangxi и японские образцы мастерских Какимона. Главный мотив в центре изделия из фарфора представляет собой крупный цветок хризантемы, стебель которого пересекает бамбук с листьями. Между ними зазубренный лист, поверх которого располагаются цветки пеона. По краю поочередно расположены китайские персики и гранаты, причем ребристые очертания последних напоминают луковицы, что и привело к появлению приблизительно в 1850 году названия «луковичный декор».
Луковичный декор Meissen: современный фарфор |
Было создано и множество сосудов из фарфора по японским образцам в цвете бирюзы, называвшемся в XVIII веке селадоном. Белые панели с золотой окантовкой украшены восточными цветами и фигурами в японском стиле Какимон (Kakiemon) и китайском стиле Канси (Kangxi).
В те времена сервизы для чая или кофе декорировали несколько художников. Христиан Фридрих Герольд (Christian Freidrich Herold), самый значительный художник по фарфоруMeissen после Герольдта (Hoeroldt), значился в списке специалистов Meissen как специалист “Feine Japp.[anische] Figuren und Landschaften”, в том же списке значился иБонавентура Готтлиб Гауер (Bonaventura Gottlieb Hauer), позже ставший также и “Landschaft-, Architectur-, Jagd-, und Bataillen-Mahler” (художник по ландшафтам, архитектуре, охотничьим и батальным сценам). Сервиз для чая и кофе мог состоять из высокого кофейника и чуть меньшего по размеру сливочника той же формы и с крышкой, чайника, чайницы для драгоценного чая, сахарницы, блюдца для процеживания чая и чашки, в которой заваривался чай. В те времена еще было принято пить чай из блюдца, обычай пить чай прямо из чашки появился позднее. Также в состав сервиза для завтрака могла входить чаша с крышкой для овсянки.
Декоры в японском стиле какимон зачастую точно копировались, типичными были мотивы кружащегося феникса, причудливо изогнутых цветущих слив и похожего на маргаритку растения оминаеши. Узор Shiba-Onko был наиболее популярным, копировался на Meissen и позднее на других фабриках.
Были созданы такие известнейшие сервизы, как обеденный сервиз с гербом Саксонии, Польши и Литвы, по всей видимости, использовавшийся во время коронации Князя Саксонии Фридриха Августа II в Польше 1734 г, сервиз с черной и золотой лентой, который принадлежал барону Зубалову в Москве.
После того, как Генрих граф фон Брюль (Heinrich Count von Bruhl, 1700 – 1763) вступил в должность министра кабинета и стал директором мануфактуры в 1733 году, он получил высочайшее разрешение в 1737 году, позволившее выбрать майсенский фарфор бесплатно. В том же году он заказал самый большой и роскошный сервиз, когда-либо до этого производившийся на мануфактуре. Легендарный Лебединый Сервиз (Schwanenservice) Графа фон Брюля включал в себя около 2200 отдельных предметов, для изготовления которых потребовалось пять лет. Скульпторы Иоганн Иоахим Кендлер (Johann Joachim Kaendler) и Иоганн Фридрих Эберлейн (Johann Friedrich Eberlein) выполнили заказ по эскизам и созданию форм. Тема декорирования этого сервиза – водная флора и фауна и ее аллегорические и мифологические символы. Отчет мануфактуры за май 1736 года утверждает, что совершенно новый тип обеденного сервиза был заказан фон Брюлем. В апреле того же года Кендлер писал, что он вырезал плоский рельеф, изображавший двух лебедей и двух других водных птиц на тарелке в форме морской раковины. Моделью для главного мотива в рельефе дна тарелок и блюд для Кендлера послужила гравюра работы Вацлава Голлара (Wenceslaus Hollar, 1607 – 1677) по рисунку Франца Барлоу (Francis Barlow). Белизна фарфора похожа на цвет раковин, ребристый контур и оживленные очертания определяют форму. По дну тарелок по волнам скользят два лебедя, волнующаяся водная гладь окружена тростником, среди зарослей которого стоит цапля, в то время как вторая цапля летит по небу, расправив крылья. Соусники и банки для горчицы сделаны в форме лебедя с херувимом, шкатулки по форме напоминают раковину и стоят на домиках улиток. Большие супники как основные предметы сервизов украшены живописными фигурами. Дельфины изображают подножье и флероны на крышках, лебеди – ручки и все они окружены изображениями тритонов с крабами, моллюсками и улитками. Однако крышки самых больших супников увенчаны объемной фигурой нимфы Галатеи, обвивающей рукою Купидона под раздуваемыми ветром одеждами, восседающей на дельфине, - по мотивам рисунка кисти Франческо Альбани(Francesco Albani, 1578 – 1660), упоминавшейся в инвентаризационных списках Konigliche Gemaldegalerie в Дрездене в 1772 году. Изображения Фетиды, сестры Галатеи, и ее мужа Пелея часто появляются на супниках меньшего размера. Украшения должны были быть немного сдержанными по сравнению с роскошной демонстрацией скульптурного мастерства Кендлера и Эберлейна, с тем чтобы обильный объемный орнамент мог дать максимальный эффект против сверкающей белизны фарфора. Таким образом, украшение было сведено до позолоты краев декором в виде гребня, отдельных «индианских» разбросанных цветочков и нежной росписи фигур телесным цветом при более интенсивной в плане цвета росписи композиции моллюсков и других морских созданий. Почти все предметы, включая ручки столовых приборов, украшены семейным гербом Графа Брюля и его супруги, Графини Франциски Коловрат-Краковски (Countess Franziska Kolovrat-Krakovski). Лебединый сервиз с его пышным дизайном стал высшей точкой в создании обеденных сервизов в стиле барокко с художественной и стилистической точки зрения. Как главная работа великолепного скульптора Кендлера он в то же время объединяет совершенность всех скульптурных методов выражения в фарфоре, будучи в свое время одним из символов статуса, отражавших власть и рост политического влияния Графа Брюля.
В 1738 году фельдмаршал России Граф Бурхард Христофор фон Миних (Count Burchard Christoph von Munnich, 1683 – 1767) заказал обеденный, кофейный и чайный сервиз на мануфактуре Meissen, как и министры Саксонии и множество князей в предшествовавшие его заказу годы. При помощи этого сервиза Граф фон Миних подчеркнул образную и впечатляющую выразительность с целью признания его достижений Российским царем. Петр Великий назначил его генерал-лейтенантом и главным инженером, а царица Анна Иоанновна сделала его членом тайного совета и фельдмаршала. Скульптор Йоганн Иоахим Кендлер, роспись период Герольдта.
В 1741/42 гг. Кендлером и Эберлейном в росписи периода Герольдта был создан охотничий обеденный сервиз для правителя Кельнского князя Клеменса Августа (PrinceElector Clemens Augustus of Cologne, 1700 - -1761). Блюда и тарелки этого сервиза были экстравагантно декорированы по кайме украшенными золотом мелкими ракушками. Несмотря на свое нередко упоминаемое название «охотничий», поскольку он использовался в охотничьем домике, этот фарфоровый сервиз украшен изображениями насекомых и затененных цветов с гравюр. На каждом предмете этого фарфорового сервиза проставлена монограмма владельца CA, корона и изображение Тевтонского ордена. В 1742 году мануфактура приобрела первую часть ботанических работ Иоганна Вильгельма Вейнмана (Johann Willhelm Weinmann), опубликованную в 1735 году, чьи иллюстрации использовались художниками Meissen для изображения цветов на посуде. Среди этих художников был Иоганн Готфрид Клингер (Johann Gottfried Klinger, ок. 1711 – 1781). Формы предметов сервиза, выбранные Кендлером, в основном гладкие, с весьма ограниченным количеством скульптурных деталей и максимально обширным пространством для декорирования фарфора цветами.
После того, как фарфоровая скульптура постепенно вытеснила коллажи из фигур в первой половине XVIII века в качестве центрального предмета стола, праздничные украшения стола, обычно посвящавшиеся какой-нибудь особой теме, приобрели еще больший размах как по размеру, так и по богатству. Это развитие достигло апогея, когда в 1748 году Кендлером была создана триумфальная арка или храм славы высотой в 2.95 м для украшения королевского стола 5 марта 1749 года.
Зеленый сервиз Ватто был создан для Саксонского двора в 1748 – 1775 гг. по моделям Йоганна Фридриха Эберлейна в росписи мастерской Йоганна Григориуса Герольдта. Не менее одиннадцати т.н. «художников Ватто» числились среди персонала мануфактуры на 2 января 1744 года, а, возможно, самыми одаренными из них были Готтлоб ЗигмундБиркнер (Gottlob Siegmund Birckner) и Йоганн Якоб Вагнер (Johann Jacob Wagner). Большое количество художников, писавших в стиле Ватто и Ланкре, подтверждает большую популярность галантных сцен французского рококо.В 1745 году один из первых сервизов с декором в стиле Ватто был создан для короля Обеих Сицилий, супруга правительницы Саксонии Княгини Марии Амалии, а в 1749 году «Зеленый сервиз Ватто» был доставлен из Майсена к Саксонскому двору, и в последующие десятилетия для него продолжали поставляться отдельные предметы. Поверхности предметов с позолоченной каймой украшены рельефом из цветов Гоцковского (Gotzkowski), расписаны букетами из немецких цветов и группами людей под сенью деревьев в медно-зеленом цвете камеи. Королю Иоанну Саксонскому (1801 – 1873 гг.) настолько нравился этот декор, что в 1860 году он приказал украсить трапезную летнего дворца в Пилнитце рисунками в стиле Ватто и фарфором из «Зеленого сервиза Ватто», расположенным на настенных консолях.
Современный фарфор Meissen в стиле Ватто |
Во второй половине XVIII столетия, особенно после окончания Семилетней войны, когда влияние Герольдта на художественное развитие мануфактуры Meissen еще до его ухода со службы в 1765 г. значительно уменьшилось, программа декорирования фарфора на Meissen претерпела значительные изменения. В росписи фарфора появились литературные темы, получившие значительное одобрение со стороны образованных представителей среднего класса. Появились такие сервизы, как сервиз для завтрака со сценами из басни “Reinicke Fuchs” (Лис Ренар), возможно, созданными по иллюстрациям к французскому изданию, поднос к которому выполнен по модели севрской мануфактуры. Эту модель, возможно, привез в Meissen Мишель Виктор Асье (Michel Victor Acier, 1736 – 1799), происходившего из Версаля и работавшего с 1764 года мастером-модельщиком наравне с Кендлером.
Только в период с 1740 по 1745 гг. выпускались предметы, украшенные крупным узором больших букетов из цветов немецкого гербария. Великолепное качество тщательно исполненных крупных изображений цветов и насекомых может указывать на то, что художником по фарфору, исполнившим роспись, был Johann Gottfried Klinger. Он выбирал самые яркие красочные экземпляры из более чем тысячи гравюр цветов Кодекса Вейнманна (Weinmann Codex), чтобы создать богатые и даже несколько чрезмерные букеты, которые в сочетании с крупными вазами и емкостями, служившими праздничными, величественными и богатыми полотнами для красочного представления, были выполнены в соответствии стилю барокко.
Источник информации:
- Государственные коллекции предметов искусства Дрезден. КОЛЛЕКЦИЯ ФАРФОРА. Путеводитель по постоянной коллекции в Дрезденском Цвингере. 1998 г.