Логотип

История фарфора Meissen: Кендлер и его скульптуры

В 1731 году на работу на фарфоровую мануфактуру Meissen был принят Иоганн Иоахим Кендлер (Johann Joachim Kaendler, 1706 – 1775), и с тех пор началась новая эра в создании фарфоровой скульптуры.  Фарфоровая мануфактура более не была готова мириться с неудовлетворительной работой Кирхнера и в конце концов в 1733 г. он был уволен. С самого начала карьеры Кендлера хвалили за огромный энтузиазм, с которым он брался за работу. Кендлер преуспел не только как скульптор по фарфору, но и достиг значительного мастерства в работах по камню и дереву.

Фигуры птиц и зверей из фарфора

Среди самых первых фигур из фарфора Кендлера были фигуры орла, созданные в 1731 г. Они изготавливались для экспозиции в Японском Дворце или в садах Нового города Дрезден (Dresden Neustadt). Фигура птицы из фарфора в полный рост отличается высокой степенью натурализма и демонстрирует орла с раскрытыми крыльями. Поначалу Кендлер работал как скульптор по песчанику, но эта одна из первых его фигур в фарфоре показывает, насколько одарен был мастер, используя все возможности, предоставлявшиеся фарфором. Фигуры из фарфора, которые он создал для Meissen, отличаются динамикой и выразительностью. В 1732 году он создал белую цаплю, выполнив эскиз с натуры, с цапли, жившей при дворце в Дрездене. Фарфоровая цапля стоит в зарослях тростника, ловя лягушек и рыбу. Кендлеру удавалось запечатлеть природную характерную позу птицы и подогнать ее под свой собственный художественный принцип изображения законченной композиции при акцентировании всеобъемлющего впечатления, не оставляющего без внимания даже мельчайшие детали.

Фигура болонки из фарфора по модели Кендлера – одна из выдающихся его работ, отличается жизненностью и экспрессией. Реализм представления меха с мягкими волнистыми прядями и заостренными хохолками на голове подчеркиваются росписью по фарфору. Совершенно ясно, что моделью для создания скульптуры из фарфора послужила живая собака, особенно это заметно по большим выразительным глазам и приоткрытому рту лающей собаки. Этой скульптурой из фарфора Кендлер создал памятник комнатной собачке.

В Японский дворец фарфор поставлялся и после кончины Августа Сильного, который в основном заказывал Кендлеру фарфоровые скульптуры. Всю свою жизнь Кендлер оставался привержен созданию фарфоровых скульптур животных, и эти скульптуры из фарфора, использовавшиеся в основном для украшения стола, имели несомненный успех и были востребованы. В 1765 году в прейскуранте Майсенской мануфактуры присутствуют фарфоровые скульптуры уток в натуральную величину, а также другая дичь. При декорировании фигурок уток использовались различные оттенки утиных перьев для создания росписи по фарфору, максимально близкой к оригиналу, придававшей скульптуре, созданной Кендлером около 1740 года, выставленной в коллекции фарфора в Цвингере, Дрезден, природную живость – настолько ценную, что на нее даже был надет позолоченный бронзовый ошейник, а сама утка восседает на позолоченном бронзовом пьедестале.

Фигурки людей из фарфора

В 1737 году Кендлером была создана скульптура из фарфора «Группа на диване» по гравюре Иоганна Эсайаса Нильсона (Johann Esaias Nilson) “La Musique du Cabinet”. Мастер придавал огромное значение живости отображения темы. В отчете по работам от ноября 1737 года Кендлер отмечал трудности, возникавшие при создании подобных скульптур из фарфора, поскольку персонажи играли на музыкальных инструментах и должны были быть созданы в насколько возможно было живой манере.

Существует множество изображений весьма популярного придворного шута Joseph Frohlich (1694 – 1757). В качестве знака высокого уважения к шуту, которого поначалу называли «придворным чародеем», был создан его портрет. Бюст из фарфора работы Кирхнера в натуральную величину демонстрирует опыт скульптора в работе с камнем, что объясняется тем, что автор избегал мелких деталей, отдавая предпочтение экспрессивному, характерному общему впечатлению, создававшемуся живым  образом циничного насмешника, который без обиняков говорил с самим королем.

В XVIII веке шуты были частью придворной жизни наряду с комедиями и другими празднествами, и потому их также изображали в фарфоре.  Одно из наиболее успешных изображений Кендлера – это бюст «камер-курьера»Junge, известного под именем Барон Шмидель (Baron Schmiedel), достигшего успеха в качестве одного из придворных шутов Августа. Его бюст из фарфора был изготовлен по заказу Августа. Кендлер уделил внимание мельчайшим деталям одежды, волос и чертам лица и сумел создать характерный портрет шута, чьи шутки были еще более смешными, поскольку сам он всегда оставался печальным и меланхоличным. Кендлер не смог не поддаться искушению и посмеяться над отвращением, которое шут питал к мышам, и поместил пару валяющих дурака мышат на богато украшенную шляпу, одну на плечо Шмиделя и даже одну из них изобразил свисающей на хвосте из его рта. Но шут и бровью не ведет.

Среди созданных Кендлером фарфоровых скульптур в 1741 году была создана скульптурная группа из фарфора, состоявшая из двоих придворных шутов: Фролих в своем обычном тирольском наряде и с мышеловкой и Шмидельв костюме саксонского почтальона, держащий в руке редиску. Кендлер любил увековечивать подобные сцены, где  контрастные динамичные движения дополнены грубым и резким юмором: боязнь мышей Шмиделя была широко известна, и он с ужасом отпрыгивает от подносимой ему Фролихом мышеловки.

Одна из выдающихся работ Кендлера – Испанская влюбленная пара по модели 1741 года. Это не сценка из придворной жизни, а группа из двух персонажей Commedia dell’Arte, Бельтрама и Коломбины, часто изображаемых парой. Название скульптурной группы из фарфора происходит от испанских костюмов персонажей.

Арлекины из Commedia dell’Arte с напыщенными жестами, резкими выражениями лиц и неестественными движениями очень подходят к пристрастию Кендлера к динамичным аранжировкам. В то же самое время они отражают увлечение Короля Августа III Commedia dell’Arte.  1737 году он нанял в Венеции актерскую труппу, которая появилась в Дрездене в 1738 году и давала представления на празднествах по случаю пятилетия коронации Правителя Саксонии, позже ставшего Королем Польским, и по случаю т.н. «Сицилийской свадьбы» Княжны Марии Амалии Саксонской и Короля Обеих Сицилий. Придворному обществу весьма понравились всевозможные комедии ошибок, амурные приключения и оскорбительные шалости арлекинов. Кендлер создал различные версии этих фигляров из фарфора.

Религиозная скульптура

В 1738 году Папа Римский Климент XIII запретил масонство. Король Август III немедленно подчинился, несмотря на то, что Граф Рутовский (Count Rutowski), сын Августа Сильного, незадолго до этого основал масонскую ложу в Дрездене. Однако этот запрет вряд ли возымел достаточное действие, поскольку вскоре он стал одной из тем творений Кендлера и тем росписи фарфора. В отчетах о фарфоровых фигурах, выпущенных в 1740 году, Кендлерупомянул группу, состоящую из двоих масонов один из которых стоит, измеряя земной шар, приложив палец к губам как знак величайшей важности и осторожности, а другой сидит рядом в задумчивости, держа два пальца перед глазом как опознавательный знак; на обоих передники и ордена. У ног второго лежит мопс как намек на «Мопс-орден» - орден мопса – пародию на масонский орден, служащий скорее для развлечения, чем для убеждения людей вести себя морально и этично. Циркуль, которым стоящий масон измеряет глобус, намекает на дух просвещения, характерный для масонства и контрастировавший с догматическими взглядами духовенства на мир.

Князь правитель Саксонии Фридрих Август II, выросший в протестантской вере, был глубоко религиозным человеком. К 1712 году под влиянием Кардинала Аннибале Альбани (Annibale Albani, 1682-1763) и имея в виду притязания к польской короне он перешел в католичество. В результате он заказал большое количестве произведений искусства. Майсенская фарфоровая мануфактура была также вовлечена в этот процесс. В 1736 году Кардинал Альбани получил украшение для алтаря, созданное Кендлером, вне всякого сомнения в знак благодарности в избрании Князя правителя Королем Польским. Наряду с фигурами апостолов Св. Павла и Св. Петра украшение состояло из распятия с лучами света, исходящего из него, и различных литургических сосудов и инструментов. Украшение было передано Графу Wackerbarth-Salmour (1685-1761) 30 апреля 1763 года, который доставил его в Рим. Вторая копия скульптур двоих апостолов осталась при дворе Князя правителя в Дрездене и сейчас находится в коллекции фарфора. При создании на заказ религиозных фигур Кендлер пользовался гравюрами. Для создания этих фигур Генрих Граф фон Брюль (Heinrich Count von Bruhl, 1700-1763), министр кабинета и управляющий директор майсенской мануфактуры, добыл рисунки монументальных скульптур работы Жан-Пьера Моно (Jean-Pierre Monnot) в базилике Сан Джованни в Латерано. Кендлер использовал основную модель композиции для этих фигур, адаптируя их к иконографии стиля саксонского барокко, характерной чертой которого был высокий пафос.

Кендлер не придавал особого значения трудностям, которые приходилось преодолевать при обжиге крупных фигур из фарфора для получения фарфоровых изделий без брака, и намеренно шел навстречу желанию Августа Сильного создать 12 фигур апостолов из фарфора в почти полный рост для часовни в Японском Дворце. По всей вероятности, из обжига целой и невредимой вышла только фигура Святого Петра высотой 115 см по модели 1731 года. Несмотря на то, что модель была создана еще в 1731 году и находилась в процессе сушки перед обжигом в течение по меньшей мере года, на ней заметны многочисленные трещины; постамент неровный и его пришлось выравнивать при помощи отделочного гипса. Правая рука апостола также была добавлена в отделочном гипсе. В отчете о проделанной работе Кендлер пишет об этой фигуре: Святой Петр, высотой в три с половиной локтя, с двумя ключами, в римских одеждах. Вне всякого сомнения, это указывает на то, какое влияние оказывали римские или итальянские скульптуры. Спокойная, внутренне сосредоточенная поза святого, возвышенная сдержанность выражения его лица и проработка одеяния, подчеркивающего телосложение, -  все следует принципам Возрождения более, чем принципам Барокко с характерной театральной динамичностью, более типичной для работ Кендлера.

Святая Дева Мария и дитя, являющиеся Св. Антонию в Падуе. Эта великолепная группа, состоящая из нескольких скульптур, украшена доминирующей фигурой Святой Девы Марии, держащей Младенца Христа на руках. Работа, по всей вероятности, предназначалась для духовного наставления Князя Правителя Фридриха Августа II (Prince Elector Frederick Augustus II), перешедшего в католичество, поскольку его должны были короновать Королем Польским, и для напоминания ему о непреклонности веры святого из Падуи.

Возможно, Кендлер переработал скульптурную группу по эскизу Кирхнера, поскольку в апреле 1732 года он написал в отчете, что он создал модель религиозной тематики, Дева Мария с Младенцем Христом на руках и множество прилагаемых других орнаментов и фигур и создал модель, которая была отлита в гипсе.

В 1738 году Кендлер создал эскиз группы под названием «Смерть Св. Франциска Ксаверия», но создание модели и производство заняло намного больше времени, поскольку его соперник Герольдт, отвечавший за отливку форм этих работ передал задание подмастерьям, вместо того, чтобы отдать задание опытным мастерам, и подмастерья не могли справиться со сложными формами. Предположительно создание всей группы не смогли закончить до 1740 года. В отчете о проделанной работе за март 1738 года Кендлер пишет о сложной работе по Св. Франциску Ксаверию, которая создается по гравюре, присланной Королевским двором, модель создавалась из глины. Эта гравюра была создана в 1733 году Jacobus Frey по рисунку Карло Маратти (Carlo maratti, 1625-1713), композиция которой была адаптирована Кендлером для создания этой фарфоровой скульптуры.

Св. Франциск Ксаверий (St. Francis Xaverius, 1506-1552), один из основателей ордена иезуитов и миссионер в Индии и Японии, умер во время своего миссионерского путешествия на острове Сансян (Sancian) у берегов Китая.Этого святого особо почитала Мария Йозефа, супруга Короля Августа III, и поэтому ему была посвящена часовня в Dresden Hofkirche. Кроме того, королева определила этого святого как святого покровителя одного из своих сыновей.

Кендлер создал модель статуи Непорочной Девы Марии в 1738 году. В отчете о работе от июля 1738 года он пишет, что он создал модель фигуры Девы Марии в том же размере, что и ранее созданные статуи апостолов, также по заказу королевского двора. Фигура стоит на сфере, на которой показан лежащий дракон. Дева Мария попирает его своей ногой. На руках она держит Младенца Христа, который ударом копья пронзает пасть дракона, убивая его. Во всех остальных отношениях фигура выполнена в обычном облачении. Первая копия фигуры была предназначена для Вильгельмины-Амалии (Wilhelmine-Amalia, 1672-1742), вдовы императора Австрии, которую она должна была получить вместе с двенадцатью апостолами и украшениями алтаря. Однако создание всей группы заняло больше времени, чем предполагалось, из-за интенсивной работы Кендлера над фарфоровым лебединым сервизом Графа Брюля,  и пока шла работа, вдова умерла, и фигура была доставлена Графу Брюлю вместо императорского двора Вены. Вторая копия с цветным декорированием была поставлена Князю Правителю КлиментуАвгусту Кельнскому и третья, в белом варианте, копия осталась при саксонском дворе в Дрездене. На скульптуре изображена дева Мария, стоящая на сфере, украшенной полумесяцем, и держащая на руках Младенца Христа. Они взирают с возвышенной отчужденностью на извивающегося дракона, в чью раскрытую пасть Младенец с силой вонзает металлическое копье. С точки зрения иконографии фигура может относиться к категории изображений Непорочной Девы Марии.

В 1741 году Кендлер создал модель бюста Mater Dolorosa (Мать скорбящая – лат.) по гравюре с картины Гвидо Рени (Guido Reni, 1575-1642) 1616 года, “Madonna del Crocifisso dei Cappuccini” для римского кардинала Annibale Albani(1692-1780), впоследствии выполненный в фарфоре.

Скульптурная группа «Легенда о Св. Юбере» создана из фарфора в 1741 году. Эта работа чтит страсть к охоте и глубокую религиозность Короля Августа III. Это одна из тех скульптур, которые были созданы Кендлеромпосле работы в 1741 году. В октябре 1741 года он создал фигуру молящегося Св. Юбера (St. Hubert), стоящего на коленях перед оленем, между рогов оленя расположено распятие. Среди примечательных деталей этой скульптуры также оседланный конь, лежащая подле оленя собака, повернувшая к оленю голову. Эта сцена изображена в обрамлении лесного пейзажа, причем листва на деревьях выполнена из множества отдельных листочков из фарфора.

Самая крупная религиозная скульптурная группа, созданная Кендлером из фарфора, - это сцена распятия, состоящая из множества отдельных фигур. Кендлер создал эту группу в 1743 году, и впоследствии было создано несколько копий. Одна из копий была преподнесена Дрезденскому королевскому двору, другая – Генриху Графу Брюля. Что касается композиции и содержания, эта работа соответствует иконографии живописи барокко, инсценирующей контраст между христианством и язычеством во времена Древнего Рима.

Монумент из фарфора

В 1734 году Кендлер предложил создать монумент из фарфора, который превзошел бы и по размеру, и по художественным амбициям все, что было создано ранее: две огромные конные статуи Королей Августа II и Августа III только из фарфора на совместном пьедестале для размещения на открытом пространстве. Поначалу Король не был вдохновлен этой идеей и только в 1751 году Кендлер получил заказ на создание конной статуи Августа III. Для производства и размещения гипсовой модели, высота которой была около 11 м, пришлось возвести деревянное строение по соседству с мануфактурой в Альбрехтсбурге. Ее создание было завершено Кендлером в 1757 году. Лишь только Кендлер отлил голову короля из фарфора, его работа была прервана начавшейся Семилетней войной (1756-1763) и после окончания войны работа над статуей не возобновилась из-за смерти Августа III в 1763 году. В отчаянии Кендлер даже сказал, что он бы посадил на коня короля Пруссии, если бы ему дали завершить эту работу. Первая модель статуи, выполненная Кендлером еще в 1753 году в гораздо меньшем размере, позже была перевезена в Японский Дворец и хранилась в коллекции фарфора. Она дает представление о том, какой должна была быть эта монументальная скульптура, подарок скульптора королю. На высоком пьедестале с гордо поднятой головой Король восседает на коне, присевшем на курбет. В его руке фельдмаршальский жезл, другой рукой он мастерски управляет конем. Властитель, одетый в доспехи римского императора, король побеждает фигуру Зависти и смотрит вперед. Этот монумент не только апофеоз Королю Августу III, изображенному в героическом стиле, но и отражение политической власти союза Саксонии и Польши и притязания Короля Правителя на польский трон.

 

Источник информации:Государственные коллекции предметов искусства Дрезден. КОЛЛЕКЦИЯ ФАРФОРА. Путеводитель по постоянной коллекции в Дрезденском Цвингере. 1998 год

В начало раздела "Керамика">>>