Логотип

Модерн в русской майолике

Начиная с 1890-х гг. в русское искусство приходит стиль модерн, который особенно быстро развивается в архитектуре и декоративно-прикладном искусстве. Возможности фаянса и майолики отлично соответствовали требованиям модерна: керамический материал в это время был осмыслен как текучий и податливый. Увлекаясь майоликой художники модерна достигли великолепных колористических эффектов: работа с потечными и кристаллическими поливами, с восстановительными глазурями дала в эпоху модерна блестящие результаты.

Декоративное блюдо. Мастерская при Строгановском училище. Конец XIX века.

 

Значительным явлением для русской художественной керамики второй половины XIX века была деятельность двух майоликовых мастерских: в Абрамцеве и при Строгановском училище в Москве, художники которых в своих работах наряду с интересом к стилю модерн стремились обращаться и к национальному наследию.

Керамическая мастерская при Строгановском училище в Москве была основана в 1865 году; первоначально ею руководил академик М.В. Васильев, а с 1890-х гг. – Г.В. Монахов, талантливый экспериментатор из Гжели. Под влиянием Монахова ученики Строгановского училища все больше обращаются к керамике, его открытия в области технологии глазури воодушевляют их на творческие поиски.

Продукция керамической мастерской Строгановского училища встречает одобрение на международных выставках.

В 1890-1918-е гг. особенно интенсивно идет работа и в Абрамцеве под Москвой, в имении известного купца-мецената С.И. Мамонтова. Художественный гончарный завод в Абрамцеве просуществовал с 1890 по 1896 гг., а затем был переведен в Москву. На этом заводе работали многие известные русские художники: М. Врубель, К. Коровин, В. Серов, В. Поленов, В. и А. Васнецовы, А. Головин и др. Руководил производством П. Ваулин, которому принадлежит изобретение в 1899 году восстановительных глазурей. Художники завода были поглощены изучением древнерусского искусства, в том числе восхищались изразцами и майоликойXVII-XVIII вв., мастерство изготовления которых было утрачено к концу XIX века. Художники создавали декоративные вазы, блюда, изразцовые плиты, скульптуры. Майоликовые поливы с игрой перламутровых потеков украшают причудливые формы. Абрамцевские керамические изделия экспонировались на выставках и выпускались в продажу небольшими тиражами.

В начало раздела "Керамика">>>