Логотип
Hoff

Отделка стекла в гутном стеклоделии

В гутном стеклоделии создание изделия и создание декора неотделимы друг от друга – это его основная черта. Характерным видом гутной отделки является стеклянная пряжа – наматывание на стеклянное изделие спиральных стеклянных нитей того же или отличного цвета. Также могут наплавляться «капли», «горошинки», «слезки».

К числу самых древних техник декора гутного стекла относится стеклянная вить – тонкие белые нити из опалового стекла переплетаются в определенном порядке, образуя пустотелый цилиндр. В этот цилиндр выдувают стекло и, таким образом, нити приплавляются к его поверхности. В зависимости от того, каким способом стеклодел потом закручивает при вытягивании эту стеклянную массу, получается множество разных вариантов украшения. Так декорировали стекло еще в античности, а потом в начале XVI века этот способ декора был характерен для муранского стекла.

Чаша из сетчатого стекла. Венеция, XVI-XVII вв.

 

Техника причесанных нитей известна еще со времен Древнего Египта, а наиболее характерна для Испании. На выдутый стеклянный пузырь навивается спирально белая нить и путем ее прочесывания образуются узоры, похожие на птичьи перья или листы папоротника.

В Венеции в XVII веке изобрели сетчатое стекло, которое характерно тем, что заплавленные внутрь стеклянной массы нити потом перекрещиваются. Для этого необходимо два стеклянных пузыря, в которых нити накручены в противоположные стороны.

Еще египтянам была известна техника, получившая впоследствии название миллефиори, при которой в наружную поверхность стекла вплавляются мелкие стеклянные пластиночки, изображающие пестрый цветок в разрезе. В эпоху Ренессанса в Венеции эта техника достигла высочайшего расцвета.

В XVII веке применялось весьма эффектное средство декорировки стекла – авентурин. Наиболее часто этот способ декора использовали в богемском (для ножек бокалов и рукоятей крышек) и венецианском стеклоделии. Добавление в стеклянную массу закиси меди и окалины позволяет достигнуть эффекта золотых блесток: во время плавки выпадают золотисто-желтые блестящие кристаллы меди.

Ведерко из льдистого стекла. Венеция, конец XVI века.

 

С XVI века в Венеции известно льдистое или кракелированное стекло, которое еще называют «быстроохлажденным» или «кракле». Раскаленное стеклянное изделие помещают в холодную воду, отчего на его поверхности образуется сеть беспорядочные трещин (кракелюр) и стекло мутнеет. Чтобы устранить острые края трещин стекло еще раз нагревают и выдувают.

Техника многослойного или внутринакладного стекла требует особой сноровки от мастера-стеклодува: дутое стекло окунают в одну или несколько цветных стеклянных масс, а иногда слой цветного стекла наносят и на внутреннюю поверхность сосуда. Слои прошлифовываются, а потом протравливаются или делаются ажурными, благодаря чему создаются эффектные многоцветные узоры. Техника была известна со времен Древнего Рима, а потом использовалась в европейском и китайском стеклоделии XIX века.

С предыдущей техникой сходна техника глазурованного стекла, при которой наружная поверхность сосуда покрывается прозрачным нацветом. Ее применяли еще средневековые мастера, создавая стекла для витражей.  

В начало раздела "Керамика">>>