Логотип

Отделка стекла металлом

Отделка стекла металлом, особенно золотом, была известна еще в античные времена – донца мисок и чаш III – IV вв., найденных в раннехристианских катакомбах, декорированы именно таким образом (по золоту награвированы надписи – христианские символы и религиозные сцены). Золотили холодным способом, накладывая на поверхность стеклянного изделия золотую фольгу. Сверху фольгу закрепляли стеклом.

Стакан с медальоном, исполненным в технике межстеклянного золочения. Иоганн Йозев Мильднер, Гутенбрунн, 1791.

 

С римских времен известна техника украшения стекла золотой фольгой, наклеенной между двумя подогнанными друг к другу пойлами. Во второй половине XVII века техника была возрождена Иоганном Кункелем. Такое межстеклянное золочение характерно для богемского стеклаXVIII века – там делали стаканы и бокалы, украшая их глазурованным в красках серебром или гравированной золотой фольгой. Фольгу клеили на внешней стороне внутреннего пойла, которое затем помещали в несколько большее по размеру пойло и промежуток у верхнего края залепляли. Техника сложна тем, что требует точной и плотной подгонки двух отдельно выдутых форм. Сюжеты этих гравировок весьма разнообразны и соответствуют применению сосудов – светскому (охота и другие сцены из жизни знати) или церковному (религиозная символика, паломники). Геральдические и фигурные росписи сопровождались сложной растительной орнаментикой. Техническую частность представляли собой небольшие стаканы или бокалы с игральными костями, заключенными между двумя стенками в чаше бокала или в нижней половине стакана.

Упрощенное применение техники двойных стенок использовалось на сосудах, в которых золотая фольга ограничивалась медальоном, наклеенным на дно вышлифованной выемки спереди сосуда. Эта техника применялась в богемском стеклоделии во второй половине XVIII века. В этом искусстве наиболее прославились Иоганн Сигизмунд Менцель, работавший в Вармбрунне в Силезии, и его ученик Иоганн Йозеф Мильднер из Австрии. В работах Менцеля 1786-1803 гг. в толщу стеклянной стенки чаще всего закладывался золотой силуэт на черном фоне, а на противоположной стороне сосуд был декорирован резным видом Вармбрунна или других мест. Мильднер изображал на вложенном медальоне монограммы, портреты, силуэты, фигуры святых, гербы, пейзажи, архитектурные виды и др. Архитектурные виды Мильднер гравировал на серебряной фольге и покрывал красным лаком. Работ свои мастер всегда датировал и подписывал.

Более дешевая техника отделки стекла металлом состояла в том, что сосуды просто расписывали по поверхности окисью золота. Во времена рококо и классицизма ее активно использовали на заводах в области Исполиновых гор. На этих же заводах практиковали комбинирование резьбы и золочения, характерное для классицизма второй половины XVIII века. В XIX веке в народном искусстве использовали технику золочения и серебрения по изнаночной стороне стекла; так изображали святых, сцены из Библии и т.д.

К отделке стекла металлическими покрытиями относятся люстры и иризы – очень тонкие металлические пленки на стекле, производящие переливчатый перламутровый блеск. Иризация осуществляется непосредственно на стеклоплавильном заводе при работе с раскаленным стеклом, это – гутная техника. Люстрирование производят на холодном стекле, таким образом, его можно отнести к технике росписи. Иризами служат жидкие смеси хлористого олова с нитратом бария, придающие стеклу перламутровый блеск. В зависимости от состава они могут быть бесцветными, золотисто-желтыми и ил розово-красными. На стекло их наносят спрыскиванием. Люстры представляют собой смолистые мыла тяжелых металлов. Их наносят на стекло кистью, прижигая в муфельной печи, как эмалевые краски. 

В начало раздела "Керамика">>>