Логотип
Hoff

Полуфаянс Гжели в XIX веке

Производившие майолику заводы Гжели в конце XVIII века переходят на изготовление полуфаянса, фаянса и фарфора – развитие этих новых производств идет параллельно, часто на одном заводе выпускаются все три новых вида керамики. Изделия гжельских мастеров не всегда совершенны по своей технологии, их керамическая масса груба и не так прочна, как фаянс, посуда тяжела и громоздка, но в художественном отношении она представляет большой интерес – в ней расцвело крестьянское искусство гжельских мастеров.

Тарелка с надписью: «Настасье Митревне 1812 году». Полихромная роспись. Гжель.

 

Производство полуфаянса началось с первого десятилетия XIX века и продолжалось до конца этого столетия. В 1802 году гжельцами были открыты месторождения хорошей глины серовато-белого цвета, из которой они и стали создавать свои кумганы и кувшины, перенеся в полуфаянс формы привычные для гжельской майолики XVIII века.

Первые десятилетия в декоре полуфаянсовых изделий продолжает сохраняться и полихромия майолики, но, начиная с 1820-х гг. она уступает место синим росписям. Кроме синего цвета, но гораздо реже, используются зеленый и коричневый. Наряду с крупными предметами Гжель изготовляла в полуфаянсе и более мелкие бытовые вещи: подсвечники, тарелки, чернильницы, солонки. Все они украшались синей росписью или люстром.

В 1840-х гг. полуфаянс Гжели достигает своего расцвета: широкая и свободная роспись синего цвета, легко наносимая на изделия уверенной рукой мастера, украшает кумганы, квасники, кувшины. В декоре преобладают растительные мотивы, в которые часто вплетается дата изготовления изделия. Для росписей характерна свободная композиция и бесконечное разнообразие мотивов: травы, цветы, листья, геометрические орнаменты, изображения петухов, домиков, заборов. В изображениях чередуются широкие мазки и мелкие тонкие линии. Живописное убранство изделий дополнятеся скульптурными украшениями в виде маленьких фигурок, располагающихся очень живо и непосредственно, как правило, вокруг горлышка сосудов.

Кувшин. Роспись надглазурная люстром. 1833 г. Гжель.

 

Стремясь расширить возможности полуфаянсового производства крестьянин-керамист из деревни Речицы Бронницкого уезда Афанасий Киселев в 20-е гг. XIX века начинает выпускать новый вид полуфаянса – так называемую «бронзовую» посуду. Изобретение Киселева становится достоянием всей Гжели: желтоватые сосуды с золотистой росписью в большом количестве поступают в продажу. Однако через 10-15 лет «бронзовые» изделия, по-видимому, не имея большого спроса исчезают из ассортимента гжельских заводов.

Наряду с «бронозовой» посудой существовала напоминающая ее в художественном отношении фаянсовая посуда с росписью люстром сиреневого цвета. В этой технике мастера Гжели создали много изделий в различных стилях – от позднего классицизма до разных исторических.

Наряду с полуфаянсовой посудой в Гжели XIX века изготовлялась полуфаянсовая скульптура, хотя и в меньших количествах, чем на гжельских заводах XVIII века. Гжельский полуфаянс пользовался большой популярностью и охотно раскупался до конца XIX века, когда его производство прекратилось.

В начало раздела "Керамика">>>