Логотип
Hoff

Бисер и стеклярус в культовых изделиях XVIII – XIX века в России

Оклады икон, иконы, образки, ленты для подвешивания лампад, четки, покровцы и проч. в России XVIII XIX вв. часто делали из такого популярного и модного в это время материала, как бисер и стеклярус. При этом оформленные бисером и стеклярусом предметы культа значительно отличаются по своему художественному облику от светских и народных изделий из тех же материалов: в сферу культа различные новшества, на которые светское искусство довольно быстро реагирует, проникают гораздо медленнее, поэтому по своим художественным решениям бисерные иконы и оклады гораздо более консервативны, чем современные им светские изделия из бисера.

Риза иконы Богоматери КазанскойРиза иконы Богоматери Казанской. Конец XVIII века.

Типичное произведение XVIII века – бисерные и стеклярусные оклады икон. Икона с таким окладом могла служить главным украшением храма. В культовых произведениях из бисера и стекляруса приемы, типичные для светского искусства шитья бисером XVIII века сочетались, как правило, с традиционным шитьем одежды святого различными материалами: бусами, запонами, гнездами со стеклами и прочими украшениями. В стеклярусных окладах удлиненные бусины, часто покрывая всю плоскость, создавали переливающуюся поверхность, которая особенно красиво выглядела в мерцании свечей. Стеклярусные оклады бытовали продолжительное время, известны образцы какXVIII, так и XIX столетий. Ранние оклады, более тщательно выполненные, отличаются немногочисленным набором цветных бус и нередко дополняются стеклянными блестками.

Приемы исполнения культовых изделий из бисера и стекляруса и их орнаментика в значительной мере подчинялись традиционным сложившимся правилам: новое в области как технологии, так и узоров проникало в эту сферу художественного творчества с опозданием и в значительно переработанном виде. Таким образом, если в одних культовых изделиях XIX века использовались светские мотивы и приемы исполнения, то в других продолжали сохраняться устойчивые традиции XVIII века.

Увлечение бисерными изделиями в первой половине XIX века способствовало тому, что в это время появляются оклады икон, крытые мелким бисером; при этом используется большое количество цветов бисера, которые позволяют осуществлять светотеневую разработку фигур и одежд изображенных персонажей. Такая «живописная» трактовка приходит на смену традициям XVIII века, когда вышивка осуществлялась крупными массами одного цвета, а изображение выделялось тоном или дополнительной отделкой.

Мадонна с младенцем и Иоанном КрестителемМадонна с младенцем и Иоанном Крестителем. Первая половина XIX века.

Среди культовых вышивок бисером и стеклярусом первой половины XIX века немало икон и образов как большого, так и маленького размера. Особенно часто в бисерных иконах встречаются сюжеты: «Несение креста», «Освящение даров», «Распятие», образы некоторых святых и великомучеников. Приемы исполнения аналогичны тем, которые использовались в современных им светских изделиях из бисера и стекляруса: вышивка по холсту с закреплением бисеринок по одной, вязка из бисера крючком и на спицах.

Характерный пример культового изображения из бисера XIX века – Мадонна с младенцем и Иоанном. Среди сохранившихся вышивок шелком имеется точное повторение этого изображения, что указывает на большую вероятность существования раскрашенного рисунка – образца для вышивки, разработанного на основе живописных произведений итальянских мастеров эпохи Возрождения.

Подобные шитые бисером и стеклярусом изображения могли использоваться как в качестве иконы, так и в качестве картины.

Кроме всего прочего, к числу культовых предметов, которые в XIX веке делали из бисера и стекляруса, относятся лестовки, которые в этом столетии сохранились только в быту старообрядцев. Лестовки в форме треугольников или фигурных листиков, находящих друг на друга и пришитых к петле из узкой рифленой полоски ткани, использовались для счета молитв и поклонов. Лестовки вышивались бисером и блестками, петлю вязали из бисера.

Место создания большинства изделий культового назначения из бисера и стекляруса точно установить невозможно: часть их изготавливалась в монастырских мастерских, часть создавали сами верующие и приносили в дар монастырям и церквям. Кроме того, в монастырских мастерских выполнялись и светские изделия по заказу и на продажу.

Рисунки для бисерных изделий

Подготовительные рисунки, которым в бисерном искусстве принадлежит существенная роль, создавались художниками-профессионалами, особенно это касается бисерных панно и картин, украшавших стены дворцов и зажиточных домов. В России XVIII века художники создавали предварительные рисунки по индивидуальным заказам с учетом особенностей конкретного интерьера, для которого предназначалось будущее изделие.

В первой половине XIX века, в период наибольшего увлечения бисерными работами, в России и Европе начинается выпуск специальных раскрашенных рисунков для изделий из бисера и стекляруса. Такие рисунки тщательно хранились и передавались из поколения в поколение, перерисовывались. Повторяя рисунок дословно или несколько его видоизменяя, мастерицы создавали по этим типовым рисункам кошельки и картины, экраны и вставки в столешницы. При этом каждое конкретное изделие не было лишено своих индивидуальных особенностей.

Рисунок для бисерных работРисунок для бисерных работ. Первая половина XIX века.

Во второй половине XIX столетия стали издавать печатные рисунки-образцы, которые брались мастерами за основу при изготовлении бисерных изделий. Особой популярностью пользовалась продукция немецких, французских и австрийских фирм: Виттиха (Берлин), Мюллера (Вена), Е. Майера (Париж) и других, которые предлагали как растительные мотивы, так и сюжетно-тематические изображения. Нередко мастерицы не дословно воспроизводили рисунок, а относились к нему творчески, переиначивая композиционное или цветовое решение.

Кроме специальных рисунков источником для создания бисерных и стеклярусных вышивок служили многочисленные гравюры с пейзажами, архитектурными видами – в XVIII веке, и с жанровыми сценами и эпизодами современности – в XIX столетии.

По материалам статей и книги Е.Ю.Моисеенко и В.А.Фалеевой "Бисер и стеклярус в России XVIII – начала XX века". (Л., 1990.)

В начало раздела "Керамика">>>