Логотип
Hoff

Резное стекло

Шлифованное и резное стекло с заплавленными рубиновыми спиралями. Богемия, первая половина XVIII века.

Как и резьба по драгоценному камню стеклянная резьба осуществляется двумя способами: углубленная резьба (intaglio) и резьба пластическим рельефом, при которой выбирается окружающий фон (in cameo). Иногда обе техники сочетаются. Резчик обрабатывает стекло медным колесиком, укрепленным на быстро вращающейся оси, на которую подается в масле тонкий наждак. Резьба оставляется матовой или полируется.

Резьбу применяли еще в Древнем Египте; стеклянные сосуды с ажурной резьбой создавали римляне. Во второй половине XVI века техника была возрождена отдельными резчиками по хрусталю и драгоценному камню. Одна из ведущих ролей в этом принадлежит Гаспару Леману, придворному резчику Рудольфа II, которому за его заслуги императором был пожалован дворянский титул, и исключительное право резать стекло. В то время резьба применилась к светлому тонкостенному стеклу, и мастерам приходилось действовать очень осторожно, чтобы не прорезать его насквозь – поэтому резьба долгое время и оставалась исключительной монополией (ей обладали Леман в Праге и его ученик Г. Швандхарт в Нюрнберге). Когда во второй половине XVII века в Богемии изобрели крепкое меловое стекло искусство стеклянной резьбы обрело широчайшие возможности. Из Богемии оно распространилось в различные районы сначала Германии, а потом и Европы. 

Роспись стекла

 

Роспись стекла относится к наиболее ранним видам вторичной отделки стекла и осуществляется двумя разными способами: холодным путем, с помощью прижигаемых красок и посредством наложения на стекло металлов (в первую очередь – золотой и серебряной фольги).

Кувшин с эмалевой росписью. Богемия, 1637.

 

Роспись холодным способом осуществляется при использовании непрозрачных масляных или лаковых красок, не закрепляемых потом обжигом, поэтому такие росписи малоустойчивы. Эта техника достигла своего расцвета в XVI веке в Венеции, так, к примеру, расписывали большие блюда с декором по мотивам современных им венецианских художников. Картины на стекле исполняются в этой же технике – краска наносится на задней стороне и в обратной последовательности по отношению к обычной живописи (сначала – свет, потом – тень). Часто эта техника росписи совмещается с золочением. На сосудах с вдавленными стенками роспись холодным образом исполнялась на наружной поверхности как обычная живопись. В XVI и XVII веках этот вид росписи активно использовали в Центральной Европе.

Роспись с помощью прижигаемых красок или роспись эмалью имеет древнее происхождение. Эмаль – это, по сути, легкоплавкое стекло, которое закрепляется при обжиге на слабом огне. Различают три вида эмали: кроющая эмаль, поверхностные краски и транспарантная эмаль. Кроющая эмаль непрозрачна и поэтому почти полностью скрывает стекло изделия. Поверхностные краски содержат в себе плавень, который, прижигаясь к стеклу, остается светлым и прозрачным или сохраняет свой цвет. Писать этими красками можно густо или прозрачно, в зависимости от их консистенции и от характера мазка кисти. Прижигание красок, в результате которого они густеют и становятся блестящими, совершается в муфельной печи при температуре 450-500°С. Техника транспарантной эмали применялась начиная со средневековья, краски, используемые при этом после нанесения выглядят как просвечивающее стекло.

Техника живописи по стеклу сложна тем, что из-за прижигания краски изменяют свой цвет. Этот способ декора стекла имеет восточное происхождение; известно, что в X веке его использовали во французских витражах, к полому же стеклу ее начали применять венецианцы в XV веке. В XVI и XVII вв. роспись стекла была излюбленным декором в среднеевропейских странах, а в XVIII веке традиция продолжается в декоре стеклянной утвари бюргерских домов. В первой половине XIXвека техника активно используется в народном стекле.

В начало раздела "Керамика">>>