Логотип

Русский фарфор 1-й трети XIX века

Завод Попова. Умывальный прибор. Первая треть XIX века.

Жизнь искусства фарфора в культурном сознании первой трети 19 века совершенно особая. Фарфор пушкинской поры представляет собой своего рода летопись своего времени. Фарфор с сюжетной картинкой стали отличать от фарфора употребляемого в домашнем быту.

Фарфоровые чашки украшались портретами, модными картинками, аллегорическими изображениями, дарственными надписями и девизами. Для владельца они имели мемориальную ценность, напоминали о лице, от которого были получены или о памятном событии. Фарфор оказался особо подходящим как для интимного подарка на память, так и в качестве парадного дорогого подарка в знак почтения.

Особый смысл заключала в себе хрупкость материала, напоминавшая о хрупкости памяти и чувств, требующих бережного отношения. Всегда существовавшая возможность утратить этот подарок, а с ним и память от одного только простого небрежения, сообщала фарфоровым сувенирам неповторимую ценность.

Развитие промышленности и науки сказалось и на производстве фарфора. Заметно увеличивается объем продукции действующих заводов Гарднера, Попова, появляется большое количество новых заводов. В 1835 году был основан завод братьев Корниловых, выпускавший дорогие изделия высокого качества, порой не уступавшие продукции Императорского фарфорового завода. В 1832 году в Дулеве был основан завод Кузнецовых, монополизировавший к концу 19 века фарфоровую промышленность России.

Всего в середине 19 века было основано более 60 различных фарфоровых заводов.

Русский фарфор 2-й половины XIX века

Начиная с второй трети 19 века в изделиях частных фарфоровых заводов происходят значительные стилистические изменения, как в формообразования, так и в декоре. Этот период отличается большим разнообразием форм, что особенно касается чаш и бокалов, которые имели восьмигранные, конусовидные, канелированные формы. Вместе с тем долго сохранялась ампирная форма чашки на ножке, с высокой, сложно изогнутой ручкой. Многие изделия украшались рельефным узором.

В 80-е годы 19 века определяющим становится фабрично-заводской тип организации фарфоровой промышленности. Неизменно ведущее положение занимает московская группа заводов, расположенных в границах традиционного Гжельского района.

Русский предреволюционный фарфор

 

Ваза декоративная. 1901-1906. ИФЗ.

 

Русский фарфор предреволюционной поры развивался двумя расходившимися руслами:

 

1. Фарфор Императорского фарфорового завода, близкий ко двору и Академии художеств, подверженный влиянию официального вкуса и европейской моде, славившийся исключительными техническими достоинствами.

2. Фарфор частных заводов, не сходных по масштабу и времени появления

Выпуск фарфора был чётко дифференцирован между заводами: 
- ИФЗ обслуживал двор 
- Корниловский завод – высшую бюрократию, столичных коммерсантов и интеллигенцию 
- Кузнецовские заводы – публику рангом ниже – богатых торговцев и предпринимателей, чиновничество, городское мещанство, зажиточные слои деревни

Ассортимент заводов складывался из нескольких самостоятельных групп: 
- трактирного фарфора, выпускавшегося заводом Попова и Гарднера 
- ходовой посуды, делавшейся на гжельских фабриках, к которым территориально и наследственно тяготели Дулево и другие кузнецовские заводы 
- посудных форм, ведущих своё происхождение от ампира первой половины 19 века (чайник «каской», «батенинская» кружка и другие) 
- огромного числа сервизов, возникших в период эклектики 
- образцы нового стиля «модерн», по типу вывезенных из Европы на рубеже 19-20 веков

Усилиями Кузнецова «московский» фарфор распространился по всей стране, приобретая действительно промышленно-массовый характер. Дулевский завод Кузнецова превратился в крупнейшее фарфоровое предприятие России. Стремление в всеохватности рынка приводило к эклектике ассортимента, которая послужила позже основанием для осудительного понятия «кузнецовщина», отождествлявшегося с безвкусицей и художественной невзыскательностью. Некоторые самые массовые типы посуды, которые выпускались Кузнецовскими заводами, держатся и поныне: так называемые «парные» чайники (от «пары чая»), чайники «с губкой» и «без губки» выпускаются и сейчас на Дулевском, Первомайском (б. Песоченском) и Кузяевском (Гжельском) заводах. 

В начало раздела "Керамика">>>