Фаянсовое производство в России XIX века и его особенности
Россия издавна славилась своим гончарным производством. Неотъемлемой частью русской архитектуры XVII века являются керамические рельефные изразцы с яркими красочными поливными орнаментами, которые широко использовались для украшения зданий и облицовки печей. В XVII веке в России изготовливалась не только чернолощеная посуда, отличающаяся высокими техническими и художественными качествами, но и поливная, так называемая «муравленая» керамика, а, кроме того, разнообразные керамические игрушки-скульптуры.
Кувшин в виде двуглавого орла. 1796 г. Заводы Гжели
В отличие от западноевропейского полуфаянса и фаянса, которые предшествовали возникновению фарфора, русский фаянс развивался параллельно с фарфором, по времени даже несколько отставая от него. Предшественницей фаянса в России была майолика XVIII века. Майоликовые заводы Гжели и завод А. Гребенщикова, а также казенный фаянсовый завод в Петербурге – три основных предприятия, заложивших основу фаянсовой промышленности в России.
Настоящие фаянсовые заводы возникли в России лишь в начале XIX века, когда всемирной славы уже достигла продукция Императорского фарфорового завода изавода Ф. Гарднера в Вербилках. Успех английского фаянса на международном рынке и увлечение русского покупателя этим видом керамики способствуют появлению в первой половине XIX века отечественных фаянсовых заводов.
Производство тонкого фаянса началось в России в первые годы XIX века, и уже в первой четверти столетия насчитывалось значительное количество заводов во многих губерниях страны. Фаянсовые заводы организовывались дворянами, купцами, крестьянами. На выставках изделий российских мануфактур фаянс занимает существенное место, предприниматели получают за него награды, о нем много пишут. «Недавно еще фарфор и фаянс в России были предметом наслаждений самого достаточного класса потребителей – фарфор севрский и саксонский, фаянс английский украшали только столы богатых наших домов. С удовольствием наблюдатель заметит ныне внутри империи нередко фарфоровую и фаянсовую посуду там, где недавно еще занимала место глиняная или деревянная», - писал в 1833 году В. Пельчинский в своем труде «О состоянии промышленных сил России до 1832 года».
В первой декаде XIX века начали свою деятельность два крупнейших российских фаянсовых завода – казенный Киево-Межигорский завод и завод Ауэрбаха в Тверской губернии. Продукция обоих заводов была вполне удовлетворительной по своим техническим характеристикам, но по художественным качествам была неоднородной. Межигорский завод, имевший связи с Императорским фарфоровым заводом в Петербурге, выпускал изысканный фаянс «столичного» характера, придерживался общеевропейских форм и декора. Изделия завода Ауэрбаха более провинциальны, они не так были подвержены стилистическим изменениям и пременам моды. Кроме того, в них много черт, присущих русскому народному декоративно-прикладному искуссву.
Наряду с двумя самыми значительными фаянсовыми заводами – Киева-Межигорским и Ауэрбаха – в первой половине XIX века в России существовало множество более мелких заводов. Некоторые из них, едва начав свою деятельность, закрывались, другие функционировали дольше. Находясь в руках одного владельца, или переходя из рук в руки. Заводы эти были по-разному ориентированы: так, продукция завода С. Поскочина ближе к продукции Киево-Межигорского завода, а фаянс гжельских заводов XIX века – к изделиям завода Ауэрбаха.
Сливочник. 1818-1870 гг. Завод Гинтера.
Сравнительно долго просуществовал в Петербурге фаянсовый завод Гинтера – с 1818 по 1870 гг. В истории развития русского фаянса он стоит особняком, т.к. большая часть его продукции изготовлялась из цветной полированной терракоты с рельефным орнаментом. Изделия этого завода отличаются хорошим качеством хотя в художественном отношении они показывают явную зависимость от иностранных образцов. На заводе Гинтера изготовлялась и довольно грубая фаянсовая посуда.
Среди многочисленных фаянсовых заводов в России XIX века существенное место занимают фаянсовые заводы Гжели, а также заводы, ранее изготовлявшие майолику, а в XIX веке освоившие технику производства фаянса и полуфаянса. «В некоторых местах России занимаются фаянсовою фабрикациею мужички, делающие посуду, так же как их делали деды, и они-то довольствуют невзыскательных покупателей», - отмечается в обзоре промышленной выставки 1849 года в Петербурге. В своей книге 1867 года «О торговле на Нижегородской ярмарке» Н.Н. Овсянников отмечает: «на Нижегородской ярмарке лучшим считался фаянс удельного крестьянина Терехова, а также и гжельский, приготовляемый на фабриках, находящихся в Гжельской волости Богородского уезда». Несколько позже, чем в центральной России, появляются небольшие фаянсовые заводы на Урале, плохо технически оснащенные. Их продукция груба и основана, главным образом, на ручном труде.
Расцвет русского фаянса приходится на первую половину XIX века – в это время фаянсовая промышленность переживает свой подъем, возникают все новые заводы, изготовляется фаянс высоких технических и художественных качеств.Растет интерес современников к этому новому виду промышленности.
С первых же лет становления русской фаянсовой промышленности фаянс расценивается современниками, как дешевый материал, менее изысканный чем фарфор. Из фаянса можно было изготовлять дешевые повседневные предметы. Среди русских фаянсовых заводов никогда не было предприятия, подобного Императорскому фарфарфоровому заводу, продукция которого предназначалась не для массового потребителя, а для двора. Все фаянсовые заводы работали на продажу, поэтому их продукция, входя в быт широких кругов населения, во многом определялась нуждами и вкусами этих кругов.
Кумган. Роспись надглазурная люстром. 1830-е гг. Гжель.
Главным конкурентом для продукции развивающегося фаянсового произовдства в России был привозной английский фаянс, который отличался прочностью и красотой, а также дешевизной.
Со второй половины XVIII века английский политой и расписной фаянс считался лучшим в Европе. Был налажен широкий экспорт этого фаянса в разные страны, в том числе и в Россию. После освоения техники печатных рисунков вывоз достиг особенно большого размаха, так как эта техника упростила и удешевила производство фаянсовых изделий. Дешевизна и обилие ввозимых в Россию фаянсовых изделий тормозили развитие отечественной керамической промышленности.
Обеспокоенное быстрыми успехами английского Фаянс, как материал более грубый и дешевый чем фарфор, требовал и иных форм и декора изделий. Именно в нем прижился особый род декора – печатные рисунки. По примеру английских произведений русские мастера создали свою манеру при перенесении изображений гравюр на фаянс. В живописи на фаянсе, где золото почти не применялось, мастера создали свободную кистевую роспись, корнями уходившую в народное искусство.
На протяжении первой половины XIX века формы и декор русских фаянсовых изделий создавались в соотвествии с особенностями стиля «ампир», за исключением ряда произведений Киево-Межигорского завода. Фарфор начал менять свой облик раньше, уже в 1830-1840-х гг., поскольку он покупался, главным образом, богатыми людьми, расценивался как предмет роскоши и следовал быстро меняющейся моде. В 40-х гг. XIX века исторические стили становятся характерными и для фаянса, а, начиная с 1890-х гг., в фаянсовых изделиях господствует стиль модерн.
Блюдо с зеленой подглазурной печатью. 1830-е гг. Завод Терехова-Киселева.
Развитие промышленности, торговли и транспорта во второй половине XIX века способствовало тому, что множество мелких фарфоровых и фаянсовых предприятий разоряются и прекращают свое существование.
В третьей четверти XIX века закрывается казенный Киево-Межигорский завод, а заводы Гарднера и Ауэрбаха приобретает М.С. Кузнецов, который к концу века объединяет в своих руках многие фарфоровые и фаянсовые заводы России, и основывает в 1887 году Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова.
Общая производительность фарофора и фаянса на кузнецовских заводах достигала 7249 тысяч рублей, что составляет около двух третей производительности керамических предприятий всей страны. Гжельский керамический район в третьей четверти XIX века переживает кризис: многие старые заводы ликвидируются, в то же время возникают новые, часто недолговечные предприятия. Во второй половине XIX века расширяется круг потребителей фаянса – мелкие буржуа, разночинцы, крестьяне требуют недорогих фаянсовых изделий. Продукция предприятия Кузнецова была оринетирована на потребности рынка – в техническом отношении изделия славились добротностью и чистотой отделки, но художественные достоинства не всегда были соотвествующими. Кузнецов стремился не отставать от моды, поэтому произведения выполялись в различных исторических стилях, характерных для русского искусства этого времени.
Своими изделиями в «русском» стиле и в стиле «модерн» прославились в конце XIX – начале XX века керамическая мастерская Строгановского училища в Москве и Абрамцевский гончарный завод, изготовлявшие предметы в небольшом количестве, без рассчета на широкого потребителя.