Логотип

Hoff

Русское цветное стекло

В антикварных салонах такие вещи — редкость. А интерес к этой категории высокохудожественной старины, и спрос на нее, невзирая на солидные цены предметов, весьма высок. Антикварное цветное стекло «уходит» в течение месяца — специалисты называют это быстрой продажей, ибо обычный срок — около полугода.

Число участников рынка ограничено особыми правилами. «Новые» предметы, появившиеся недавно, продаются лучше, а вот рыночные «долгожители» рискуют надолго остаться вне торгов даже при условии хорошего качества.

Ваза. Гусевский хрустальный завод. Нач. XIX. Полихромное, двухслойное стекло, травление, резьба, матирование.

Вещи «с историей» пользовались и пользуются популярностью. Особенно если сохранились сведения о предыдущих владельцах — известных исторических личностях: клеймо, подарочная надпись, фото или письменные документы.

Поскольку стекло не только очень хрупкий материал, но еще и плохо поддающийся реставрации, предметов в идеальном состоянии немного. Одна из главных составляющих цены на цветное стекло — его сохранность. С течением времени происходят изменения, влияющие на качество: стираются позолота и серебрение, на внутренних поверхностях графинов и стаканов появляются микротрещины, от чего стекло теряет изначальную прозрачность; от ударов возникают сколы. Безусловно, можно доделать скол, приклеить отбитую ножку. Но очень непросто скрыть следы доделок, а способы удаления микротрещин технологически сложны и трудоемки. Поэтому антиквары редко прибегают к помощи реставраторов, предпочитая оставлять стеклянные изделия в том виде, в котором они сохранились. А покупатели, в отличие от коллекционеров фарфора, редко занимаются придирчивым «розыском» следов доделок на предметах.

Проблема подделок русского стекла неактуальна. Куда больше вопросов связано с его атрибуцией. У экспертов и знатоков стекла сложностей в определении времени создания изделий не возникает.

Работе экспертов помогают архивы старых заводов, но, к сожалению, в полном объеме представлена документация лишь того же Императорского завода, который, по сравнению с другими предприятиями, всегда находился в привилегированном положении.

Стаканы с масонскими знаками. Николо-Бахметевский завод князя Оболенского, 1910-е. Зеленое стекло, шлифовка, матовая гравировка. «Русский модерн»

Авторство других заводов-изготовителей устанавливается на основании отрывочных документальных сведений и сравнения с известными образцами их продукции, находящихся в коллекциях музеев. Надписи на некоторых предметах также способствуют определению принадлежности к тому или иному заводу. Например, сохранилось несколько кашпо синего и фиолетового стекла с золотой надписью: «1789 на хрустальной фабрике Бахметьевой Пензенского наместничества Городнищенской округи при селе Никольском на реке Виргане». Эта надпись позволяет определить время начала производства цветного стекла на заводе Бахметьевых, а кашпо служат ориентиром для атрибуции других изделий завода.

На рубеже XVIII-XIX веков в России существовало около 80 стекольных заводов, большинство из которых специализировались на выпуске оконного стекла и «ординарной» посуды. Лишь немногие производили художественные изделия из цветного стекла. Это не облегчает задачи установления завода-производителя, поэтому в атрибуции могут быть указаны Императорский, Бахметьевский, Орловский или Мальцовский заводы, но чаще — только время создания изделия и страна — Россия.

Большинство антикваров предпочитают не обращаться за помощью к экспертам, полагая, что по стилистическим особенностям способны определить время создания изделия самостоятельно. Экспертиза становится необходимой в случае продажи высокохудожественных и очень дорогих предметов с целью развеять возможные сомнения покупателя. Собирают старое цветное стекло, исходя не столько из его уникальности и антикварной ценности, сколько из-за красоты и художественных достоинств изделий. В связи с этим следует обратить внимание на смысл, который вмещает в себя понятие «антикварное стекло».

Стакан с портретом императора Николая I. Петербург, мастерская Семечкина и Теребенева, 1840-е. Фиолетовое стекло, гранение, роспись золотом, печать

Распространено мнение, будто бы слова «старое» и «антикварное» — синонимы, что не совсем верно. Помимо смысла «старое» антиквариат подразумевает и высокую художественную ценность. Сам по себе возраст вещи не дает ей права быть причисленной к антиквариату. Просто старые вещи продаются в лавках старьевщиков и на блошиных рынках. Предметы же сегодняшнего антиквариата создавались высококлассными мастерами и изначально воспринимались как предметы роскоши. В XVIII — первой половине XIX века вазы, кружки, стаканы из цветного стекла могли позволить себе купить только дворяне и купцы.

Но даже высокая стоимость предметов не была гарантом самоокупаемости стеклянных заводов. На лучших мануфактурах России производство изделий из цветного стекла было убыточным и поддерживалось исключительно заботой владельцев предприятий о собственном престиже. В истории становления производства русского цветного стекла есть одна особенность: у истоков производства этих изделий были не иностранные, а русские специалисты. Опыты по созданию цветного стекла начал в 1749 году Михаил Ломоносов. Он разработал рецепты палитры смальт и мозаичных стекол, состоявшей из 112 основных тонов и свыше тысячи разнообразных оттенков. В 1753 году им была основана Усть-Рудицкая фабрика по производству смальт, бисера и стекляруса. В ассортименте значились также «кружки, стаканы, подносы, нюхательницы, чернильницы, песочницы, чашки бирюзового, синего и белого стекла». Однако этот завод просуществовал только до 1768 года.

В 1753 году начали варить цветное стекло, секрет которого был получен от Ломоносова, на Петербургском (будущем Императорском) стеклянном заводе. Здесь к 1770 году цветное стекло стали широко применять для изготовления столовой посуды и осветительных приборов.

А в конце XVIII века посуда, жирандоли, люстры, бра стали привычными предметами в интерьерах дворцов аристократии. Это тем более удивительно, что эстетика раннего классицизма была весьма равнодушна к цвету. Стеклянные изделия выпускали Императорский, Бахметьевский, Орловский и Дятьковский заводы, но самые лучшие предметы производились все же Императорским заводом. Здесь делали посуду из молочного, синего, бирюзового, изумрудно-зеленого, фиолетового и алого стекла, в то время как провинциальные мануфактуры ограничивались главным образом производством синего и фиолетового.

Флакон для духов. Россия, втор. четв. XIX века. Фиолетовое стекло, гранение, роспись золотом и серебром. «Арбатская находка».

С конца 1780-х годов форма и декор предметов выдерживались в классицистическом стиле, а на периферийных предприятиях приверженность этой стилистике сохранилась вплоть до 1840-х годов. На рубеже XVIII–XIX вв. усложнился столовый этикет, и это повлекло изменение и увеличение разнообразия посуды. На смену штофам пришли графины и кувшины, вместо кубков — бокалы, фужеры, рюмки, стаканы. Каждый сосуд предназначался для определенного напитка: водки, вина, пива, шампанского, кваса.

Время для создания полномасштабных стеклянных сервизов еще не пришло, хотя уже создавались небольшие наборы, состоящие из графина и однотипных рюмок, объединенные общей орнаментацией. Размеры стеклянной посуды стали меньше, теперь она предназначалась для более интимного пользования. Изменились и формы предметов, особенно для напитков: графины приобрели конусовидный, плавно расширяющийся к низу вид, сверху они были увенчаны каплевидной пробкой; рюмки повторяли форму графинов «с точностью до наоборот».

Во всех областях декоративно-прикладного искусства русские мастера активно перенимали формы у западных мастеров. Однако по отношению к стеклу вопрос много сложнее. Цветовая палитра русского цветного стекла богаче палитры западного, в отношении формы — русское стекло не повторяет западные образцы. В связи с этим специалистами высказывались предположения, что «дизайн» русского стекла эпохи классицизма разработал известный архитектор. Чаще всего называется имя Камерона.

В конце XVIII века русские мастера научились делать золочение на стеклянных изделиях жидким золотом с последующим обжигом. В начале XIX века форма графина чуть утяжелилась, на горле появились рельефные обручи, а между ними — «пальцы» шлифовки. Нижняя часть графина теперь огранена мелкой пальцевой гранью, пробка же часто выполнена в форме многогранника. Упростилась и стала сдержаннее роспись. Основной орнаментальный мотив — трилистник, заполняющий все граненые плоскости. Центральный пояс, как правило, состоял из пальметт и меандра, внутри которого располагалась масличная ветвь.

Стакан. Завод Бахметьевых, 1840-е. Рубиновое стекло, роспись золотом, гравировка. Частная коллекция.

В описываемое время вторым по значимости и количеству выпускаемых изделий из цветного стекла был завод Бахметьевых. Изготовленные здесь предметы легко узнаваемы, встречаются довольно часто и очень популярны среди коллекционеров. Располагался завод в Пензенской губернии и, в отличие от стилистически выдержанных изделий для русской аристократии Императорского завода, производил вещи, в которых нашла свое отражение поэзия усадебной жизни с ее нехитрыми радостями.

Росписи на бахметьевском стекле отличались свободной, раскованной манерой; золото сочеталось с серебром; известны и целиком расписанные предметы. Преобладали гирлянды с бантами, написанные легко и живо, почти эскизно. На изделиях XVIII века часто встречаются изображения насекомых. Мастера завода любили наносить памятные надписи: «В воспоминание дня бракосочетания»; «Не разбей чтоб помнить»; «С нежностью принимаю тебя как друга». Стаканы же можно узнать по кольцу узких глубоких канелюров (пальцев), расположенному на их нижней части.

Особое место в истории цветного стекла занимают изделия из «костяной материи» — так в XVIII веке называли молочное стекло, потому что в его состав вводили костяную муку. В силу своей близости к фарфору оно предполагало иную систему декорирования. Молочное стекло изначально производили только на Императорском заводе.

К началу 1830 годов роспись золотом утрачивает элегантность, становится более небрежной и торопливой, мазок мастера — крупным, размашистым, плотным. Появляются китайские мотивы, изображения русской народной пляски.

В конце 1820 годов интерес к цветному стеклу возродился с новой силой. В моду входит историзм. Так, 20-е и 30-е годы отмечены обращением к древнегреческому искусству, пару десятилетий спустя популярными становятся изделия «в Китай», в 70-е приходит мода на «научную» манеру повтора предметов восточного искусства — «иранский», «сирийский», «японский», «китайский» стили, «исламское» стекло.

Серьезный удар по производству высокохудожественного стекла был нанесен изменениями в массовом сознании. В связи с распространением народнических настроений в России стали ценить не дорогие и красивые вещи, а простые и дешевые. Большинство критиков промышленных изделий писали о том, что важнее обеспечить русский народ удобными стаканами, рюмками и графинами, чем выпускать вещи, которые могут позволить себе только очень состоятельные люди.

В массе русского цветного стекла того времени можно отметить лишь изделия Императорского завода, мастера которого продолжали создавать шедевры. Изредка попадаются в антикварных салонах очень красивые стеклянные вазы тех лет. В основном же можно найти графины, винные и водочные наборы, выдержанные в «древнерусском стиле» и украшенные надписями: «Когда я пьян тогда капитан», «Чарка вина прибавит ума», «Для почину выпить по чину».

Последний этап в истории русского цветного стекла связан с влияниями стиля модерн. Возник он, как ответная реакция художников на массовую стандартизацию промышленных изделий. Мастера модерна создавали уникальные подписные вещи, которые затем производились на стеклянных заводах: помимо Императорского — на Мальцевских (Дятьковский и Гусь-Хрустальный). Была освоена техника создания ваз из многослойного стекла — в стиле работ Галле, но выдержанных в русских традициях и вкусах. Все эти вещи авторские, «подписные».

В антикварных магазинах оно встречается редко и стоит дорого, но главное даже не в этом: литература о русском стекле очень скудна. Та же, которая есть, составлена на исследовании музейных коллекций, а предметы, равные музейным, появляются на антикварном рынке чрезвычайно редко. Нет у нас и достойных исследований, посвященных истории частных стеклянных заводов. 

В начало раздела "Керамика">>>