Старинные изделия из бисера и стекляруса в России и Европе
Увлечение изготовлением и использованием изделий из бисера и стекляруса пришло в Россию из Западной Европы в XVIII веке и продолжалось до начала XX столетия. Причем особой популярностью «бисерное искусство» пользовалось в первой половине XIX века, когда изделия из бисера не только составляли важную часть быта мужчин и женщин, украшая как интерьер, так и мелкие предметы личного пользования, но и само искусство вышивки и плетения из бисера считалось модным видом женского рукоделия.
И.П. Аргунов. Портрет Толстой (за вязанием бисерного кошелька или кисета). 1768 г.
Популярность бисера в России XVIII и XIX вв. объясняется его долговечностью, нарядностью и относительной простотой приемов создания изделий. Красивый и прочный материал, не терявший со временем своих ярких красок, с успехом применялся для оформления интерьеров дворцовых зал и комнат в помещичьих усадьбах, им декорировалась одежда, из него делали украшения, предметы быта и культа. Массовому увлечению этим искусством способствовало и то, что для создания этих ярких и нарядных изделий требовались легко доступные и относительно недорогие материалы: холст, канва, нитки, бусы. Как сами изделия, так и искусство их создания завоевали популярность у представителей всех слоев общества.
Бисер и стеклярус – мелкие бусы из цветного стекла; бисер представляет собой цилиндрические бусины с закругленными краями, а стеклярус – трубочки.
Термины эти имеют относительно позднее происхождение, возникновение их относится ко второй половине XVII века. В русских толковых словарях XV XVII вв. словом «бисер» обозначался жемчуг, и только во второй половине XVII века в письменых источниках этим словом называют мелкие бусины из цветного стекла, внешне напоминающие жемчуг. Бусины типа стекляруса в XVII веке назывались, по-видимому, «одекуй». В XVIII столетии названия «бисер» и «стеклярус» для мелких бусин из цветного стекла стали уже устойчивыми, они употребляются в текстах делового и личного характера.
Стеклянные и пастовые бусы разных цветов и размеров использовались для декора одежды и создания украшений на территории Русского государства с древнейших времен: стеклянные поделки и бусы, как привозные, так и местного производства, в ходе раскопок археологи находили в таких древних ремесленных центрах, как Киев, Новгород, Старая Ладога, Чернигов. Мелкие стеклянные бусы черного и желтого цвета встречаются в остатках стеклоделательных мастерских в слоях IX XIIIвв. Кроме того, стеклянные бусы среди прочих товаров привозились из стран Западной Европы, особенно в XVII веке, когда их использовали для меновой торговли русских с народами Сибири. В XVII веке по сравнению с жемчугом бисер и стеклярус ценились довольно невысоко: одежду ими украшали, как правило, лица не знатные.
Картина. 1830-40-е гг.
Повсеместное увлечение бисерными изделиями начинается в России в XVIII веке. Ориентация в области жизненного уклада и художественного вкуса на страны Западной Европы оказала значительное воздействие на сложение русского декоративно-прикладного искусства нового времени, в котором начинают использоваться новые приемы и неизвестные ранее материалы.
Бисер и стеклярус начинают играть важную роль в оформлении дворянского быта: ими украшают интерьеры дворцов и загородных домов, мебель обтягивается бисерными чехлами, из бисера изготавливают детали костюма и безделушки.
В середине XVIII столетия появляются первые стеклярусные и бисерные панно и даже целые «кабинеты», в которых крупные вышивки бисером и стеклярусом целиком покрывают стену, заменя обивку. Бисер и стеклярус активно проникают и в сферу культа: ими расшивают оклады икон, украшают покровцы, лампы и паникадила.
Увлечение созданием изделий из бисера и стекляруса в России XVIII века сыграло роль в налаживании отечественного производства этих материалов на Усть-Рудицкой фабрике под Петербургом. Продукция фабрики покупалась для выполнения обоев при отделке интерьеров загородных царских дворцов, а бусы и стеклянная посуда поступали для продажи в лавки Петербурга.
Среди вышивок бисером и стеклярусом XVIII века, сохранившихся в российских коллекциях до нашего времени, можно выделить вещи, имеющие европейское происхождение. Их отличает характер орнаментов (как правило, состоящих из различных сочетаний растительных мотивов) и материал – бусы, не похожие на те, которые использованы в большинстве созданных в России изделий. Среди предметов из бисера также встречаются выполненные европейскими мастерами сумочки, чехлы, коробочки и проч., выполненные в технике низания или вышивки с орнаментальным (растительным и геометрическим) и сюжетным декором (изображения зверей, птиц, сцены подъема воздушного шара во Франции в 1783 году и проч.).
Чехлы на зонтик. 1820-40-е гг.
В первой половине XIX века потребность многочисленного мелкопоместного дворянства, купечества и зажиточных крестьян в предметах декоративного убранства интерьеров и изделиях декоративно-прикладного искусства вызывает расширение выпуска художественной продукции промышленными предприятиями и ремесленными центрами.
Наряду с изделиями из стекла, фарфора и проч. создается большое количество небольших украшений для интерьеров: настольных принадлежностей, бюваров, подсвечников и т. п., украшенных бисером и вышивками шелком. Основное количество вещей создавалось крепостными мастерицами в частных помещичьих и монастырских мастерских.
Однако, когда в начале XIX века из Европы в Россию приходит новая волна увлечения изделиями из бисера и стекляруса, дворянки и купчихи, а также зажиточные крестьянки все, кто имел желание и возможность приобрести красивый, относительно недорогой и не боящийся времени материал, пробовали свои силы в новых приемах работы с бисером.
Увлечение этим искусством различных слоев русского общества объясняет многочисленность коллекций бисерных изделий, сохранившихся в музеях и частных собраниях, а также разнообразие их художественного почерка. Вышивки из бисера и стекляруса создавались в тех же художественных формах, которые были свойственны стилевым течениям XVIII и XIX столетий – барокко, рококо, классицизму, эклектике, модерну. Для изделий из бисера и стекляруса художниками создавались специальные подготовительные рисунки, аналогичные тем, которые использовались вышивальщицами, а во второй половине XIX века промышленным способом стала выпускаться канва. Кроме того, в вышивках бисером и стеклярусом нередко повторяются и копируются произведения современной им живописи и графики.
По материалам статей и книги Е.Ю.Моисеенко и В.А.Фалеевой "Бисер и стеклярус в России XVIII – начала XX века". (Л., 1990.)