Логотип

Hoff

Стекло

История стекла насчитывает более 4000 лет – оно было изобретено, по-видимому, случайно в Древнем Египте. Светопроницаемость, блеск и светопреломляющая способность – главные качества стекла, благодаря которым оно стало материалом, служащим художественным целям; по этим уникальным свойствам со стеклом не сравнится ни один другой материал. Хрупкость – единственное негативное свойство стекла.

Ваза из опалового стекла. Ок. 1900 года.

 

Стекло получают путем сплавления кварца с различными окислами металлов. В состав стекла входят стекловидные части (кварц, окись бора), щелочные плавни (окись натрия или калия) и стабилизаторы (окись кальция или свинца). Различают три основных вида стекла, в зависимости от специфики состава: содово-известковое, калийно-известковое, калийно-свинцовое. Главная составная часть стекла – 70-75 % - двуокись кремния. Ее получают из очищенного кварцевого песка. В Венеции для этого брали чистый песок из реки, а в Чехии песок получали из чистого кварца. Второй компонент – окись кальция – делает стекло блестящим. В Древнем Египте получали ее из дробленых морских раковин, а в средневековье – из золы деревьев или водорослей. Мел или известняк впервые стали подмешивать в стекло богемские стеклоделы в XVII веке. Третий важный компонент стекла – щелочи (окись натрия, калия), которые составляют 16-17% в составе стекла. На стекло они идут в виде соды или поташа, которые под воздействием температуры разлагаются на требуемые окиси. Соду получали из золы морских водорослей, а в местностях, удаленных от моря, из золы буковых или хвойных деревьев.

В зависимости от третьего компонента различают содовое, поташное и свинцовое стекло, каждое из которых обладает своими специфическими свойствами. Содовое стекло легко плавится, оно мягкое (поэтому его легко обрабатывать), чистое и светлое. Поташное стекло более тугоплавкое и твердое, зато обладает сильным блеском. До XVI века поташ получали из золы, в которой много железа, поэтому стекло было зеленоватого цвета. В XVI веке для обесцвечивания стали использовать перекись марганца. На килограмм поташа шла тонна древесины(!). Свинцовое стекло получается при замене окиси кальция окисью свинца. Оно тяжелое, но при этом мягкое и плавкое. Оно характеризуется высоким коэффициентом светопреломления, из-за которого «играет» всеми цветами радуги.

Сосуд из желтого стекла. Богемия, 1840-1850.

 

Цветное стекло получают с помощью добавления в стеклянную массу окислов металлов до или во время плавки. Сплавленная из обычных сырых материалов стеклянная масса бесцветна и имеет легкий желтовато-зеленый или голубовато-зеленый отлив, который возникает из-за различных минеральных примесей. Добавление окислов различных металлов позволяет получать прозрачное стекло (марганец) или стекло всевозможных цветов. Железистые соединения окрашивают стекло в голубовато-зеленый и в желтый до красно-бурого цвета. Окись марганца – в желтый и коричневый до фиолетового. Окись хрома – в травянисто-зеленый, окись урана – в желтовато-зеленый, окись кобальта – в синий (кобальтовое стекло), окись никеля – в фиолетовый до серо-коричневого, окись сурьмы или сульфид натрия – в желтый. Самый красивый желтый цвет получается путем добавления в массу коллоидного серебра. Окись меди окрашивает стекло в красный цвет – так называемый «медный рубин», а «золотой рубин» получается при добавлении коллоидного золота. При замутнении стекломассы пережженной костью получается костяное стекло, а при добавлении смеси полевого и плавикового шпата – молочное стекло. Теми же прибавками, но в меньшей степени замутив стекломассу, получают опаловое стекло.

В древности и в средние века стекло плавили в очагах, спекшиеся куски бросали раскаленными в воду, где они растрескивались. Эти обломки – фритты – перетирали на жерновах в пыль и снова плавили. До XVII века в качестве топлива использовали дрова, но потом, когда их перестало хватать, перешли на каменный уголь. Так как выделяющаяся из угля двуокись серы окрашивала стекло в желтый цвет, пришлось закрывать горшки, в которых плавили массу, крышками. Это несколько затруднило и замедлило плавильный процесс. Расплавленное стекло стеклодув вынимал из печи, используя для этого трубку – полую металлическую палку длиной 1-1,5 метра, обшитую на 1/3 деревом и снабженную на конце мундштуком. Мастер выдувает стекло в форме и формует его, используя для этого различные инструменты: металлические ножницы – для отрезания стеклянной массы и прикрепления ее к трубке, длинные клещи или пинцет – для вытягивания и формования стеклянной массы, сечку – для отсекания всего изделия от трубки, деревянную ложку – для разравнивания массы. Предварительно отформованное стекло стеклодув вкладывает в форму из дерева или железа; готовое изделие отшибают от трубки на вилы и несут в отжигательную печь (остающийся от отшибания след удаляют с помощью шлифовки). Выработанное на стеклоплавильном заводе изделие декорируют различными способами. Различные способы декора художественного стеклахарактерны для разных эпох и стилей, поэтому коллекционеру желательно быть знакомым с ними. 

В начало раздела "Керамика">>>