Логотип

Венская мануфактура

 

В ту пору, когда Мейсенский фарфоровый завод достиг уже творческих успехов, добились собственного стиля выражения и на второй европейской фарфоровой мануфактуре; она была основана в 1718 году нидерландцем Клаудиусом Инноценциусом дю Пакье в Вене. Помощь ему оказали Самуэль Штёльцель, опытный в смешивании сырых материалов арканист (химик в области фарфора) и Кристоф Конрад Гунгер, живописец и золотильщик. Оба они сначала работали в Мейсене. В 1720 году Штёльцель, однако, поступил обратно в Мейсен, а Гунгер действует в это время в Венеции.

До 1745 года мануфактура оставалась частным предприятием в руках дю Пакье, затем тот продал ее государству, и фарфоровый завод пошел в гору, будучи материально обеспеченным и закрепив круг способных сотрудников. Развитие было прервано Семилетней войной, а по окончании ее заводу приходится сперва преодолевать экономический кризис. Руководству Конрада Зоргенталя Вена обязана тем, что затмила, наконец, Мейсен; однако в XIX веке завод быстро теряет значение и был закрыт по распоряжению рейсхрата в 1864 году. Период дю Пакье (4718-1744). В эту эпоху в Вене ограничивались изготовлением посуды и ее росписью. С самого начала в том, что касалось формовки и отделки, шли своим собственным путем и уже в первые десятилетия добиваются замечательных успехов.

Независимыми от Мейсена моделями сосудов были, например, чашки в форме перевернутого колокола с двумя ручками, иногда желобчатые, и, кроме того, чайники и кофейники с выходящими из пластических маскаронов носиками и обточенными в форме волют ручками, а также чаши, тарелки, суповые миски, блюда, чайные коробочки и т. д.

Свободен от влияния Мейсена и живописный декор; в эту эпоху его грубо можно разбить на четыре вида. В промежутке 1720-1730 годов преобладают пестрые "шинуазри", расположенные, как правило, по всей поверхности. По характеру изображения и мотиву, нередко инспирированному японским фарфором имари, они очень выразительны. Использован гематит, но уже, кроме того, столь характерная для Вены пурпурно-красная краска.

С 1725 года появляются полихромные европейские цветы. Роспись богаче рисунком, чем в Мейсене, зато краски менее разнообразны. В 1730-1740 годах на месте дальневосточных образцов все сильнее и сильнее дает себя знать самостоятельный декор, лучше выражающий барочные ощущения времени: полихромные лиственные побеги и бандельверк, решетчатая плетенка, раковины, цветы, фрукты, корзинки или же пейзажные картинки в карту шах. В пандан к этой группе выступает аналогичный декор, но расписанный по образцу гравюр одним цветом посредством шварцлота, пурпурно-красной или серебра и дополненный золотом. 
Работами в этом стиле выделяется среди других художников Якоб Гельхис. Наряду с Й.-Ф. Данхофером, он был одним из самых замечательных живописцев, действовавших непосредственно на самом заводе.

Одновременно в Вене подвизались так называемые кустарные живописцы, вроде И. Боттенгрубера и его ученика К.-Ф. Вольфсбурга-однако фарфор этого времени не маркирован и часто с трудом можно определить, что создано непосредственно на самом заводе, а что вне его.

Период до Зоргенталя (1744-1784).

Формы, узоры, цвета рождаются новые, и продукция отвечает стилю этого времени - рококо. Начиная с пятидесятых годов венский фарфор по форме ненамного отклоняется от более или менее употребительных моделей на других немецких фарфоровых заводах, как, например, грушевидных сосудов для вина и воды, полушаровидных суповых мисок с рукоятями в форме плодов или в виде фигурок и т. д. В своей массе они снабжены в виде рельефа рокайлями, решетками и другой орнаментикой рококо. 
Из живописцев по фарфору добиваются признания в это время Кр.-Д. Буш, И.-Г. Клингер, проработавший здесь целых тридцать лет, И. Даффингер, А. Анрей-тер и И.-С. Фишер. Позднее здесь работал Ф.-Э. Шиндлер, которому приписываются тонкие росписи по картинам Ватто, Ругендаса и Тенирса, исполненные между 1750 и 1760 годом.

В сороковых годах мы впервые встречаемся в Вене с фарфоровой пластикой, которая с самого начала отличается своим особенным характером (аллегорические и мифологические сюжеты наравне с жизненными сценами). Грация, оживленность движений и особый тип маленьких головок с тонким, улыбающимся ртом - характерны для венской пластики. Типична также ее изысканная красочность, включающая целую шкалу красного и коричневого в сочетании с черным, золотым и светлыми лиловыми тонами, а также с зеленым и желтым. 
Ведущему положению, занятому венской пластикой в европейском производстве, способствовал венский скульптор Иоганн Йозеф Нидермайер, назначенный в 1747 году мастером-модельером на фарфоровый завод, где он проработал до 1784 года. Вместе с ним в 1760-1770 годах действовал здесь ряд модельеров, обозначавших свои работы врезанными буквами. Наиболее известны Л. Данхаузер, И. Дангель, И.-У. Мор, Д. Поллион, А. Пайер и И. Гвандтнер.

Период Зоргенталя (1784-1805).

Сахарница с крышкой. Вена

 

Сильно увеличивается производство столовых, кофейных и чайных сервизов по образцу севрского фарфора. Наступает экономический и художественный подъем. Особое значение придается живописному декору, и в этой связи работают над улучшением красок. Здесь выделяется среди других химик И. Лейтнер (так наз. "лейтнеровская-синяя"). Фоны выдержаны в светло-лиловом цвете и в цвете красной киновари, роспись же часто исполнялась серой краской ("en grisaille").

Все чаще и чаще весь корпус посуды покрывался цветной глазурью орнаментикой или живописью, - в последнем случае копиями с картин знаменитых мастеров из венских галерей. Ни на одной мануфактуре не было в то время живописцев равных И. Анрейтеру, превосходному миниатюристу М.-М. Дарфингеру и Кл.-Ант. Котгассеру, который одновременно с работой на фарфоровом заводе расписывал на дому стекло. После смерти Нидермайера мастером-модельером был назначен его помощник Антон Грасси. 
Равно как с появлением Асье в Мейсене, с Грасси в Вене вступает в действие новое направление в пластике - классицизм. Городские и сельские сюжеты Грасси позволяют ощутить всю свежесть буднего дня. В девяностых годах, незадолго до своей смерти, он по севрскому образцу одновременно создает группы и портретные бюсты в бисквите. Ученик Грасси Элиас Гюттер, занявший его место, полностью склоняется уже к описательному академизму, представленному ампиром.

Марки.

1744-1749 - щит с двумя поперечными полосами (мотив австрийского герба), вдавленный - так называемая "дровяная" марка; 1749-1770 - та же марка, часто асимметричная, синяя подглазурная; с 1770 - щит меньше и симметричнее, тоже синий; с 1827 - правильная вдавленная марка. С 1783 года появляется год изготовления, причем до 1800 года проставлялись последние две цифры (83 значит 1783), а с 1800 года последние три (803 значит 1803). Цифры указывают на год формования изделия, но не создания декора.

Кроме врезанных цифр, иногда встречаются написные - те принадлежат живописцу, исполнившему декор. 

В начало раздела "Керамика">>>