Логотип
Hoff

Villeroy & Boch вчера и сегодня. Из истории старейшего в Европе семейного предприятия

 

В 1748 году в Лотарингии, провинции Франции, расположенной на границе с Германией, в деревушке Аутун-ле-Тиш основал гончарную мастерскую Франсуа Бох, родоначальник крупнейшей в будущем компании по производству керамики «Виллеруа и Бох». В бывшей кузнице, оборудованной под керамическую мастерскую, вместе с тремя сыновьями он взялся за изготовление посуды из фаянса.

Дело оказалось успешным — очень скоро Франсуа Бох смог приобрести обширное помещение и нанять рабочих, большинство из которых приехало с фаянсового завода Шато-Лагранж. После смерти Франсуа Боха в 1754 году дело продолжили его сыновья. В 1765 году Лотарингия, являвшаяся до этого территорией Германии, переходит к Франции и мастерская братьев Бох вступает в конкуренцию с многочисленными французскими заводами. Это обстоятельство заставило братьев перебраться в Люксембург, чтобы организовать там новое производство. Мастерская в Аутун-ле-Тиш была передана в управление семьи Мессирель и действовала до 1870 года. Все эти годы здесь работало не более семнадцати человек. Известно немного вещей, сделанных в Аутун-ле-Тиш. В основном это были изделия из красной глины, покрытые оловянной глазурью. В музее керамики Меттлаха хранится супница с объемными, сочными формами и живописным декором в виде цветущих веток. Супница была сделана по случаю брака Michel Ponsin и Julie Verdeaux, инициалы которых нанесены на крышку, и датируется сороковыми годами XIX века. Это позднее изделие Аутун-ле-Тиш, о чем свидетельствует беглый, достаточно небрежный характер росписи, кракелюры на эмали, тонкий слой которой не скрывает красного тона черепка. Предприятие «Франсуа Бох и сыновья» возглавляет Пьер-Жозеф Бох, а его братья постепенно отстраняются от дел.

Ваза. 1926. Тонкий фаянс

В 1767 году в Сепфонтене, недалеко от крепости Люксембург при покровительстве Марии Терезии Пьер-Жозеф основывает мануфактуру по производству тонкого фаянса. До французской революции на мануфактуре работало около трехсот рабочих. Примером продукции этих лет может служить фаянсовая кружка-жаклин (1790) в виде сидящего на бочке солдата в треуголке, держащего кубок в руке. Упрощенная грубоватая моделировка формы, небрежная подглазурная роспись характерны для подобного рода изделий, сделанных в духе народной керамики севера Франции и Люксембурга. Совсем иной характер имеют изделия из тонкого фаянса, выпускаемые мануфактурой в эти годы. Кувшин для воды, датируемый 1770–1775 годами, выполнен из керамической массы цвета сливок. Очень элегантна и красива его форма, напоминающая военный шлем, традиционная для руанского фаянса и повторяющая, в свою очередь, форму серебряных кувшинов эпохи барокко. Ножка кувшина плавно переходит в подставку в виде четырехугольного тазика с закругленными профилированными углами. Поверхность украшают рельефно исполненные цветы, сделанные методом отминки в форму.

Продукция завода 1960–1970-х годов несет в себе черты стиля рококо, отражая влияние ведущих фаянсовых и фарфоровых мануфактур Франции и Германии. Пластичные, округлые формы чайников, кружек, супниц, ваз обильно украшаются рельефным растительным орнаментом, рокайльными завитками. Крышки сосудов венчаются скульптурно исполненными плодами и гроздьями винограда. Светлая кремовая поверхность фаянса расписывается очень деликатно или оставляется без росписи. Растительные мотивы, сценки шинуазри, пейзажи и пасторальные сюжеты в основном исполнены синей подглазурной краской. В конце XVIII века на мануфактуре разрабатывается посуда в классическом стиле. Символом продукции этих лет стала ваза-ароматница, украшенная фигурами лебедей. Восхищают безупречная белизна материала, совершенство сложной и четкой композиции. Красиво изогнутые шеи птиц, служащие ручками вазы, ниспадающие из их клювов драпировки, высокая прямоугольная подставка, ажурная крышка с античными мотивами лаврового венка и акантовых листьев придают облику вазы особую торжественность. После французской революции Пьер-Жозеф Бох находит свою фабрику в плачевном состоянии. С помощью верных сотрудников за несколько лет ему удалось полностью реконструировать производство.

В 1809 году представитель третьего поколения семьи керамистов Жан-Франсуа Бох, сын Пьера-Жозефа, чтобы получить независимость от своего отца, приобрел бывшее Бенедиктинское аббатство в Меттлахе на реке Саар. Место было благоприятным для организации керамического производства. Река, тогда судоходная, служила для транспортировки сырья и готовой продукции. Вначале у фабрики были большие финансовые трудности, и Жану-Франсуа пришлось использовать состояние своей жены. Фаянс Меттлаха в эти годы маркируется двойным именем Boch–Buschmann. Первые мастера приехали в Меттлах из Сепфонтена и Аутун-ле-Тиша. Завод выпускал изделия из тонкого фаянса, бисквита и мягкого фарфора. Производство было организовано с учетом последних научно-технических новшеств. Часть уникальных и оригинальных механизмов была разработана самим Ж.-Ф. Бохом. В 1818 году умирает Пьер-Жозеф Бох. Его сын Жан-Франсуа наследует производство в Сепфонтене и предпринимает энергичные меры по укреплению позиции Меттлаха и Сепфонтена.В 1824 году в Меттлахе, по примеру предприятия Виллеруа он оборудовал мастерскую по декорированию фаянса печатью. Примером продукции Меттлаха 1820-х годов может служить ваза-медицис, экспонировавшаяся на выставке прикладного искусства в Берлине в 1829 году. Ваза выполнена из тонкого фаянса желтого цвета. Закраина устья и нижняя часть тулова покрыты зеркальной платиной. На желтом фоне черной краской нанесен печатный рисунок — традиционный для того времени пейзаж с руинами. Великолепное качество печати и платинного крытья, совершенная гармоничная форма вазы свидетельствует о высоком техническом и художественном уровне производства. Чтобы укрепить свои позиции на европейском рынке и успешно конкурировать с крупными керамическими предприятиями, особенно английскими, 14 апреля 1836 года Жан-Франсуа Бох объединил производство Меттлаха и часть фабрики Сепфонтена с предприятием своего конкурента Николаса Виллеруа.

Николас Виллеруа, уроженец Меца, коммерсант, занимавшийся торговлей солью, основал свой первый фаянсовый завод в 1785 году во Фраунберге, затем в 1791 году он открыл производство фаянса в Валленфангене. Предприятие Виллеруа успешно развивалось. Здесь были установлены угольные печи для обжига по английскому образцу. В 1816 году Николас Виллеруа передает управление заводом своим детям и производство возглавляет Людвиг Виллеруа. Именно в эти годы была организована печатная мастерская. Первые попытки нанесения на фаянс печатного рисунка датируются 1815 годом, но о постоянном выпуске продукции с рисунком можно говорить начиная с 1824 года. Фаянс, декорированный печатью, столь популярный в первой половине XIX века после его изобретения в Англии, стал основной продукцией завода. Так как организована мастерская была по английскому образцу и руководил ею англичанин Джoн Лей, изделия с печатным рисунком отмечены английским влиянием. В росписях часто встречаются охотничьи сцены, романтические пейзажи с видами французских поместий, морские гавани, корабли, прогуливающиеся по берегу дамы и кавалеры. По борту тарелок, по краям чаш располагался широкий орнаментальный бордюр из цветов, веток, птиц и рокайльных завитков. После наполеоновских войн в первой половине XIX века экономическая ситуация в стране резко изменилась: окреп класс буржуазии, активно развивалась промышленность, ужесточалась конкуренция между предприятиями. Виллеруа и Бох понимали необходимость нового подхода к организации производства. В этом отношении они были пионерами в своей области. Они объединились, чтобы совмест- ными усилиями совершенствовать технологию производства, увеличивать ассортимент выпускаемой продукции, расширять торговую сеть. За несколько десятилетий фирма Villeroy & Boch превратилась в мощное промышленное предприятие, в техническом отношении стоящее в авангарде европейских производств.

Ваза для тюльпанов. Конец XVIII. Тонкий фаянс, подглазурная роспись

В середине XIX века Eugen von Boch создает на заводе в Меттлахе музей керамики, позднее здесь же была организована школа рисунка, предназначенная для персонала завода. Это благоприятно сказалось на художественном уровне продукции, а участие Villeroy & Boch в международных выставках принесло фирме известность. Стремительный подъем компании Villeroy & Boch сопровождался организацией новых производств самых разных направлений. В 1843 году был основан хрустальный завод в Вадгассене, который до сих пор выпускает великолепные изделия из хрусталя и стекла. В 1852 году в Меттлахе было налажено производство напольной плитки. Меттлахская плитка была настолько популярна в европейских странах, что название ее — «mettlach platen» — стало именем нарицательным и служит названием для всей плитки подобного типа. Во второй половине XIX века, особенно в эпоху ар нуво, в европейской архитектуре широко используются изразцы и майоликовые панно. В 1869 году в Меттлахе открывается второй завод для производства напольной плитки и архитектурной керамики. В 1879 году аналогичное производство открывается в Мерциге. С 1882 года Villeroy & Boch осваивает производство сосудов для умывания: сначала это тазики и кувшины и отведенные для пользования ими уголки, в конце 1890 года в Мерциге выпускаются ванны, раковины, унитазы из огнеупорной глины. Это направление остается ведущим и в наши дни. В те же годы в Меттлахе осваивается выпуск специальной плитки для строительства бассейнов. В первой половине XX века две мировые войны принесли огромные убытки компании, многие заводы были безвозвратно потеряны. Интересной страницей в деятельности компании Villeroy & Boch 1930-х годов был выпуск изделий, созданных под влиянием идей Баухауза.

Идеи функционализма воплощались в фаянсе в строгие, лаконичные формы, украшенные абстрактным декором. Примером может служить коробка для хлеба овальной формы (Меттлах, 1930) с крышкой в металлической оправе и декором, нанесенным пульверизатором с помощью трафарета. Коробка окрашена в желтоватые и зеленоватые тона, сгущающиеся на границах зон. Ярким образцом стиля ар деко в керамике является также ваза (Сепфонтен, 1926 год) с четкими геометрическими формами, имеющая крышку ступенчатой формы, хваток в виде трех болтов и расширяющееся кверху тулово, украшенное золотым декором в виде стилизованных колосьев. Новое восхождение фирмы Villeroy & Boch на мировом рынке начинается после Второй мировой войны, в конце 1950-х годов. Villeroy &Boche специализируется на трех основных направлениях производства: облицовочной плитке, сантехнических изделиях и предметах для сервировки стола из керамики и хрусталя. С конца 1980-х годов компания Villeroy & Boch постепенно приобретает ведущие европейские производства. Так, в 1989 году в ее собственность переходит 50% акций голландской компании Ucosan (окончательно выкуплена в 1999 году), что приводит к появлению новой линии изделий — душевых кабин, пластиковых ванн и аксессуаров для душа. В 1991 году покупается пятидесятипроцентная доля австрийской компании db Das Bad Gesellschaft m.b.h., выпускающая оборудование для ванных комнат. В следующем году Villeroy & Boch уже обладает контрольным пакетом акций Alfoldi Porcelangyar, крупнейшего венгерского производителя керамического оборудования и плитки, а в 1996 году фирма распространяет свое влияние и на Румынию, выкупив контрольный пакет компанииMondial A.S., выпускающей плитку и керамические изделия. К настоящему времени в империю Villeroy & Boch входят итальянская керамическая группа Ceramica LigureS.R.L., изготовляющая плитку (контрольный пакет приобретен в 1997 году), шведские компании Gustavsberg AB (керамические изделия) и Svenska Badkar AB (системы водоснабжения). Обе компании куплены в 2000 году. Затем появляется чешская компания Vagnerplast spol. Sr.O (душевые кабины, пластиковые ванны, системы водоснабжения; приобретена в 2001 году) и некоторые другие.