Королевские куклы из Grodner Tall
Гроднер Таль - это богатый лесом Южный Тироль, где в начале XX века мастера по дереву делали удивительных деревянных кукол. Их легко можно узнать по прическе TuckComb (вырезанный в дереве высокий узел волос с гребнем на макушке).
Такое же название носит и этот тип кукол. В их тоненьких телах не было никаких шариков-шарниров, но руки и ноги могли сгибаться с помощью специально заточенных колышков. Руки имели тонкие запястья, а ладони вытачивались с необычайным мастерством.
Гроднер Таль часто менял свое "гражданство": этот район был и австрийским, и немецким, а сейчас он примыкает к северной границе Италии.
В 18 веке здесь в основном вырезали рамы для икон, затем изготавливали религиозные фигурки для католических храмов, а чуть позже начали делать кукол и игрушки, используя для этой цели, между прочим, сибирскую сосну, которая в изобилии росла в местных лесах.
Тогда это была Австрия, довольно изолированная от "большого" мира, затерявшаяся среди лесистых холмов. Работы по дереву делали небольшие артели, и за их продукцией приезжали торговцы, чтобы продавать потом по всему миру.
Ранние деревянные куклы представляли из себя фигурки изящных маленьких дам, очень детально вырезанные из цельного куска дерева, с длинной шеей и тоненькими руками и ногами, с тончайшей росписью лица и завитками волос на лбу. Они носили платья с завышенной талией и со слегка пышными рукавами, по моде наполеоновского времени, которая требовала довольно простого силуэта, классический элегантности и сдержанности.
Именно такие куклы населяли детские покои маленькой принцессы Виктории - будущей английской королевы, правившей на троне более 60 лет.
До 14 лет она играла в куклы, всего у нее было 132 деревянных фигурок высотой от 8 до 26 см. Эта коллекция знаменита еще и тем, что маленькая принцесса собственноручно шила им одежду с помощью своей старой гувернантки, все куклы имели имена (справа - картинка с портретом принцессы Виктории в детстве, а слева - одна из ее кукол по имени мадмуазель Proche. Ниже нарозовом фоне - 4 экземпляра из ее коллекции).
Есть книга "Queen Victorias Dolls", в которой авторFrances Н. Low так описывает этих кукол: "Странная смесь в маленьких деревянных лицах: они и детские, и взрослые одновременно. Такое ощущение - из-за необычного сочетания крохотного острого носика и ярких щек - с заостренным подбородком, широкими спокойными бровями, над которыми аккуратно прорисованы черные или слегка седоватые завитки волос".
Тонкие, элегантные и требующие хорошего развитого вкуса, чтобы по достоинству оценить их, деревянные куклы Grodner Tal пережили свой "золотой век" в 1810-1920-х годах.
Им суждено было стать последними высококачественными европейскими куклами.
По мере расширения производства и увеличения масштабов продаж деревянные куклы стремительно быстро упрощались, а качество - деградировало.
Более поздние деревянные фигурки больше не напоминали изысканных дам, их тела стали скорее похожи по форме на кегли с плоской спиной.
Руки превратились в прямые палочки без выточенных ладошек, а головы, хотя отдаленно и напоминала старых Grodner Tall, стали просто круглыми, без прически и прорисованных локонов.
В 1830-е годы впервые для производства кукол используется фарфор, и новые куклы вскоре совсем затмили деревянных.