КОЛЛЕКЦИОННЫЕ КУКЛЫ ICHIMATSU (ЯПОНИЯ)
Уже много веков в Японии существуют так называемые «праздничные» куклы. Обычно это созданные из бумаги, глины, дерева и ткани самураи, герои или знатные дамы, закрепленные на подставке. Посвященные определенным праздникам и обычаям, они предназначались лишь для созерцания со стороны. С ними никогда не играли. У известного японского поэта Бусона есть о них следующие строки: «Из ящика вышли, Разве их лица забыть? Куклы на праздник». Но не многим известно, что именно в Стране Восходящего Солнца появились куклы для игр, повлиявшие в дальнейшем и на европейскую индустрию.
Ещё в 19 веке, всемирно известные производители кукол Jumeau, положив начало «золотому веку» кукольного мастерства, выпустили знаменитую куклу-ребенка Jumeau Bebe. Но саму идею девочки-куклы французы заимствовали у японцев.
Впервые японская кукла с гнущимися суставами рук и ног, и фарфоровой головой, была представлена публике Европы на международной лондонской выставке 1851 года. Только начинавшая открывать для себя традиции Японии, европейская кукольная индустрия получила мощный толчок. После двухсотлетней самоизоляции, страна Восходящего Солнца выходила на мировую экономическую и культурную арену.
В самой же Японии ещё с середины XVIII века громадной популярностью пользовались куклы, изображавшие детей – Ichimatsu ningyo, названные в честь известного в 18 веке актера театра кабуки, игравшего роли женщин. Пропорциональные телу ребенка, они своим видом передавали и веселый, озорной дух японских детей. Легкая кукла, с мягким телом, стеклянными глазами и копной натуральных волос, ложившихся на сделанное из папье-маше или бамбука лицо, покрывалась смесью клея и порошка из ракушек.
С ярко расписанными лицами, они выпускались на рынок Европы без одежды, что так же было в новинку. Обычно одежда на куклах вшивалась в изделие, не давая возможности для смены нарядов. В японских же поделках предлагался не только набор разнообразных костюмов и аксессуаров к ним, но и возможность самому шить и фантазировать на тему одежды.
Шокировал жителей Европы и факт полного анатомического соответствия кукол. Мастера из Японии очень натурально изображали половые органы.
«Куклы для игры» стоили недорого и давали возможность детям не только любоваться, но и играть с ними. Высокое качество обуславливалось традиционными умениями японских мастеров, передававшихся от отца к сыну. Куклы, не взирая на низкую цену, берегли и, по существовавшей в те дни традиции, невеста отсылала своих детских кукол в дом жениха, как знак доверия и единения прошлой и будущей жизни.
С 1870-х японцы открыли экспорт кукол не только в Европу, но и в Америку. Распространенные тогда французские куклы, резко отличались от игровых своей роскошностью высокого класса и, как следствие, дороговизной. Поэтому изделия японских мастеров быстро нашли свою нишу на рынке кукол для людей среднего класса, не способных приобрести дорогих фарфоровых красавиц.
Модная тенденция была подхвачена французскими и немецкими производителями: они стали выпускать кукол в традиционной японской одежде и восточными лицами. Как правило, с говорящим механизмом внутри, такие куклы называли Motschmann или Taufling.
Вершинной же японского искусства изготовления кукол стала коллекция из 58 больших кукол изображавших девочек с фонариками, одетых в кимоно из шелка. С каждой в наборе были чайные сервизы, мебель, зонты и украшения.
В 1927 году эта коллекция была подарена Соединенным Штатам Америки правительством Японии.
После первой мировой, японская кукольная промышленность перешла на копирование европейских моделей. Известнейшей фирмой в этой области считается Morimura Brothers, зарегистрированная в Нью-Йорке, с 1915 по 1936 производившая кукол для Американского и европейского рынков. Известной оригинальной моделью кукол этой фирмы является Чио-Чио-Сан, но остальные очень напоминали копии дешевых немецких кукол.
Кукольные традиции Японии, бывшие до Первой Мировой на высоте, стали забываться. Поэтому среди коллекционеров кукол ценятся куклы сделанные в конце XVIII – начале XX века.